ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-456/2016 от 08.02.2016 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.02.2016 г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.,

с участием: представителя административного истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Застрожнева В.И., представителя административного ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Сусловой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Очеретяного ФИО7 к Воронежской таможне Центрального таможенного управления о признании незаконными действий по определению таможенной стоимости товара,

УСТАНОВИЛ:

Очеретяный А.Н. обратился в суд с иском к Воронежской таможне Центрального таможенного управления о признании незаконными действий по определению таможенной стоимости товара.

В заявлении указано, что Очеретяным А.Н. для личного пользования ввезена на территорию Российской Федерации парусная яхта <данные изъяты>, 2003 года выпуска, в комплекте с подвесным двигателем <данные изъяты>, VIN , страна происхождения - Соединенные Штаты Америки, общей стоимостью 619,00 долларов США.

При декларировании яхты истец предоставил в Левобережный таможенный пост Воронежской таможни Центрального таможенного управления все необходимые для подтверждения стоимости товара документы - счет на оплату (инвойс) от ДД.ММ.ГГГГ., приходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ. о внесении иностранной валюты в банк, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. о переводе внесенной суммы на счет продавца, подтверждение об осуществлении перевода.

Истец указывает, что таможенные платежи были начислены таможенным органом не по заявленной истцом стоимости товара, а по определенной самим таможенным органом стоимости - 5 012,20 долларов США (по курсу 55,524 руб.), что отражено в Таможенном приходном ордере (далее - ТПО) № от ДД.ММ.ГГГГ. Изменение таможенной стоимости товара повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с ввозом яхты на таможенную территорию России.

Не имея достаточной информации об источниках сведений о таможенной стоимости яхты, использованных таможенным органом, 04.08.2015г. истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении такой информации (содержащих её документов).

В ответе на заявление истца Воронежская таможня Центрального таможенного управления указала, что стоимость яхты была определена на основании заключения таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец считает действия административного ответчика по определению таможенной стоимости яхты в размере 5 012,20 долларов США незаконными, нарушающими право истца на уплату справедливо установленных таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию России по следующим основаниям.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Частью 1 ст.361 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.

В соответствии с ч.2 ст.361 Таможенного кодекса Таможенного союза при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров; при этом под аналогичным товаром понимается товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам ввозимого товара, то есть сопоставим с ввозимым товаром по своему назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам.

Истец указывает, что предоставил документы, достоверно подтверждающие заявленную стоимость яхты, которая была обусловлена в том числе, и ее техническим состоянием, расхождений и неточностей в них не было, в связи с чем, у Воронежской таможни Центрального таможенного управления не имелось оснований полагать, что представленные истцом документы и (или) сведения не являются достоверными, и определять таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров, т.е. оснований предусмотренных ч.2 статьи 361 ТК ТС.

Заключение таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ. не относится к тем источникам ценовой информации, которые прямо указаны в ч.2 ст.361 ТК ТС и не может являться основанием для определения таможенной стоимости в связи со следующим.

Как указано в заключении таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ., для проведения экспертизы в распоряжение эксперта представлены, в том числе, письмо начальника Левобережного таможенного поста Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ., решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ., копия пассажирской таможенной декларации , копия акта таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ.

При определении таможенной стоимости административный ответчик руководствовался совершенно иными документами, что отражено в разделе 6 ТПО № от ДД.ММ.ГГГГ.

Также истец указывает, что таможенный орган не опроверг действительность предоставленных им документов о стоимости прицепа, не обосновал сомнения в декларируемой истцом стоимости прицепа и не предоставил каких-либо допустимых доказательств о стоимости яхты, определенной таможенным органом.

В связи с этим, истец обратился в суд и просит признать действия Воронежской таможни Центрального таможенного управления по определению таможенной стоимости <данные изъяты>, 2003 года выпуска, в комплекте с подвесным двигателем <данные изъяты> VIN в размере 5 012,20 долларов США (по курсу 55,524 руб.) незаконными.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования и просил суд признать действия Левобережного таможенного поста Воронежской таможни Центрального таможенного управления по определению таможенной стоимости <данные изъяты>, 2003 года выпуска, в комплекте с подвесным двигателем <данные изъяты>, VIN в размере 5 012,20 долларов США (по курсу 55,524 руб.) незаконными.

Административный истец в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. От истца имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца по доверенности Застрожнев В.И. уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности Суслова Г.В. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.1 Таможенного кодекса Таможенного союза Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии со ст.9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Согласно ст.64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом. Положения настоящей главы не распространяются на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу. Если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Исходя из пункта 1 статьи 4 Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в отношении товаров при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.

По смыслу данной нормы под продажей следует понимать сделки, направленные на возмездный переход права собственности на соответствующий товар (в частности, купля-продажа, поставка, мена, отступное).

В судебном заседании установлено, что Очеретяным А.Н. для личного пользования ввезена на территорию Российской Федерации парусная яхта <данные изъяты>, 2003 года выпуска, в комплекте с подвесным двигателем <данные изъяты>, VIN , страна происхождения - Соединенные Штаты Америки, общей стоимостью 719,00 долларов США.

При декларировании яхты истец предоставил в Левобережный таможенный пост Воронежской таможни Центрального таможенного управления документы, подтверждающие стоимость товара: счет на оплату (инвойс) от ДД.ММ.ГГГГ., приходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ. о внесении иностранной валюты в банк, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. о переводе внесенной суммы на счет продавца, подтверждение об осуществлении перевода.

Таможенные платежи были начислены таможенным органом не по заявленной истцом стоимости товара, а по определенной самим таможенным органом стоимости - 5 012,20 долларов США (по курсу 55,524 руб.), что отражено в Таможенном приходном ордере (далее - ТПО) № от 09.07.2015г. Изменение таможенной стоимости товара повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с ввозом яхты на таможенную территорию России.

Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ Воронежской таможни Центрального таможенного управления таможенная стоимость парусной яхты <данные изъяты>, 2003 года выпуска, в комплекте с подвесным двигателем <данные изъяты>, VIN , бывшей в эксплуатации, была определена на основании заключения таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ.

Товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 Таможенного кодекса таможенного союза, а в части, не урегулированной - в соответствии с порядком, установленным Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

В соответствии с пунктом 10 Приложения 1 к Соглашению к товарам для личного пользования относятся яхты и прочие плавучие средства для отдыха и спорта.

Очеретяным А.Н. ДД.ММ.ГГГГ согласно поданной пассажирской таможенной декларации к таможенному декларированию с целью выпуска в свободное обращение на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни была представлена парусная яхта <данные изъяты> 2003 года выпуска в комплекте с подвесным двигателем <данные изъяты> VIN , страна происхождения - США. В отношении указанного транспортного средства, Левобережным таможенным постом ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в выпуске товара на основании статьи 201 ТК ТС.

С целью таможенного декларирования парусной яхты и выпуска в свободное обращение ДД.ММ.ГГГГ Очеретяным А.Н. подана на Левобережный таможенный пост новая пассажирская таможенная декларация Одновременно с новой пассажирской таможенной декларацией Очеретяным А.Н. в подтверждение стоимости декларируемой парусной яхты были представлены: инвойс от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ, приходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 354 ТК ТС таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производится в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза. Согласно пункту 8 статьи 7 Соглашения таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производится в соответствии с ТК ТС. Таким образом, таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования осуществляется в общем порядке, предусмотренном разделом 3 ТК ТС.

Согласно статье 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии с положениями статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

ДД.ММ.ГГГГ Левобережным таможенным постом Воронежской таможни было принято решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы .

Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы, права и обязанности таможенного эксперта и декларанта (его представителя), требования к заключению таможенного эксперта, и иные положения, касающиеся таможенной экспертизы, определены в главе 20 ТК ТС «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Очеретяный А.Н. был уведомлен о принятии решения о назначении таможенной экспертизы, что подтверждается распиской в получении указанного письма.

Согласно заключению таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ. средняя (рыночная) стоимость парусной яхты <данные изъяты>, 2003 года выпуска, в комплекте с подвесным двигателем <данные изъяты>, VIN , и трейлером <данные изъяты>, 2003 года выпуска бывшими в эксплуатации, на рынке США, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год составила 5 238,30$ (долларов) США или 263 603,30 рублей РФ.

Данная экспертиза проведена в полном соответствии с требованиями действующего права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Процедура назначения и проведения таможенной экспертизы не нарушена, Заключение таможенного эксперта административным истцом не оспорено и соответствует требованиям статьи 142 ТК ТС.

В соответствии со статьей 361 ТК ТС таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.

В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.

Под аналогичным товаром понимается товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам ввозимого товара, то есть сопоставим с ввозимым товаром по своему назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам.

Таким образом, в силу статьи 361 ТК ТС таможенному органу при проверке правильности определения декларантом стоимости ввозимого им для личного пользования товара не требуется опровергать заявленную декларантом стоимость, достаточно иметь причины полагать, что предоставленные декларантом сведения о стоимости не являются достоверными. Непредставление декларантом документов, которые бы свидетельствовали о полной цене товара, которую необходимо уплатить продавцу за парусную яхту, и значительным отличием заявленной стоимости транспортного средства от стоимости аналогичных парусных яхт, являются обоснованными причинами полагать, что предоставленные декларантом сведения о стоимости не являются достоверными.

В соответствии со статьей 361 ТК ТС Левобережным таможенным постом Воронежской таможни таможенная стоимость парусной яхты была определена на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на везенный товар. С этой целью была использована информация из заключения таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ о рыночной стоимости ввезенной Очеретяным А.Н. парусной яхты. Использование Левобережным таможенным постом ценовой информации, содержащейся в заключении таможенного эксперта не противоречит требованиям статьи 361 ТК ТС.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований, поскольку оспариваемые действия по определению таможенной стоимости яхты с мотором соответствуют действующему законодательству и осуществлены должностными лицами Воронежской таможни в пределах их компетенции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Очеретяного ФИО8 о признании незаконными действий Левобережного таможенного поста Воронежской таможни Центрального таможенного управления по определению таможенной стоимости <данные изъяты>, 2003 года выпуска, в комплекте с подвесным двигателем <данные изъяты>, VIN в размере 5 012,20 долларов США (по курсу 55,524 руб.) отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ