ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4570/2021 от 19.11.2021 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-4570/2021

25RS0029-01-2021-009336-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Уссурийск 19 ноября 2021 г.

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., с участием представителя административного истца Юдиной С.В., представителя административного ответчика Третьяк А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чечель К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Лукащука С. В. к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным решения XXXX от ДД.ММ.ГГг. об отказе в утверждении схемы перераспределения земельного участка, с участием в качестве заинтересованного лица Прокуратуры Приморского края,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с требованием о признании незаконным отказа XXXX от ДД.ММ.ГГг. в утверждении схемы перераспределения земельного участка, мотивируя свои требования следующим. Административный истец является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1106 кв. м., вид разрешенного использования: для размещения котельной с кадастровым номером XXXX. ДД.ММ.ГГг. в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа было подано заявление №XXXX о перераспределении земельного участка с кадастровым номером XXXX, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности, по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX-А, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения котельной. ДД.ММ.ГГг. получен отказ Управления градостроительства в утверждении схемы перераспределения земельного участка с кадастровым номером XXXX. Данный отказ мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГг. в сведения государственного кадастрового учета внесены данные о границах земельного участка с кадастровым номером XXXX, в настоящее время перераспределение участка с кадастровым номером XXXX в соответствии с проектом межевания приведет к наложению на границы земельного участка с кадастровым номером XXXX. Административный истец считает отказ незаконным, так как он не соответствует закону, ограничивает права административного истца как собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом. Оспариваемым решением нарушены права административного истца, предоставленные ему земельным законодательством. Согласно представленной схеме, земельный участок должен был быть образован путем указанного перераспределения. Указывает, что представленная административным истцом схема расположения земельного участка на бумажном носителе выполнена квалифицированным кадастровым инженером, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к схеме, предусмотренным ст.11.10 Земельного кодекса РФ и п.6 Требований. Действующее законодательство, в том числе и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером XXXX и участка с кадастровым номером XXXX включены в Государственный кадастр недвижимости по результатам межевания, являются актуальными. Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 28 марта 2008г. №340 «Об утверждении проекта межевания «утвержден проект межевания территории в г.Уссурийска в границах улиц Агеева, Ленина, Сибирцева, Некрасова, Тимирязева, Советская; Ленина, Чичерина, Советская, Октябрьская, Некрасова, Володарского; Суханова, Горького, Комсомольская, Дзержинского; Плеханова, Краснознаменная, Пушкина, Волочаевская, Крестьянская, Кузнечная, Пролетарская, Калугина, Комсомольская. Ленина. Проектом предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером XXXX. Данный проект межевания никто не отменял, поэтому на основании существующего проекта межевания административным истцом была подготовлена схема перераспределения земельного участка с кадастровым номером XXXX и подано заявление. Кроме того, в отказе от ДД.ММ.ГГг. не указано в какой части земельного участка произойдет наложение с земельным участком с кадастровым номером XXXX, не указан каталог координат точки пересечения. Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В обосновании отказа административный ответчик ссылается на то, что перераспределение участка с кадастровым номером XXXX в соответствии с проектом межевания приведет к наложению на границы земельного участка с кадастровым номером XXXX, но в тоже время не указывает в какой части земельного участка произойдет наложение с земельным участком с кадастровым номером XXXX, не предоставляет каталог координат точки пересечения. На основании изложенного просит признать решение Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг. XXXX об отказе утвердить схему перераспределения земельного участка с кадастровым номером XXXX – незаконным; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Лукащука С.В. об утверждении схемыперераспределения земельного участка с кадастровым номером XXXX по существу.

В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивала по вышеуказанных основаниям. Дополнила, что утвержденный проект планировки, в соответствии с которым подлежит перераспределению земельный участок испрашиваемый административным истцом не содержит координат, в связи с чем заявленные административным истцом границы и площадь земельного участка соответствуют проекту планировки. При этом из схемы расположения перераспределяемого земельного участка, выполненной кадастровым инженером, следует, что согласно представленным каталогом координат пересечение с земельным участком с кадастровым номером XXXX отсутствует.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против заявленных требований, представила письменные возражения, в которых указала, что постановлением главы администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг. XXXX утверждена документация по планировке и межеванию территории (далее - Документация). Данной документацией (проект межевания территории) предусматривается перераспределение земельного участка XXXX, а также земельного участка XXXX за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. С учетом постановления главы администрации Уссурийского городского округа от 28 марта 2008г. №340 «Об утверждении проекта межевания» административный истец обратился в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером XXXX, находящегося в собственности истца и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Решением от ДД.ММ.ГГг. XXXX заявителю было отказано в перераспределении земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории со ссылкой на п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ. Основанием для отказа явилось наложение границ земельного участка XXXX и перераспределенного в соответствии с проектом межевания земельного участка XXXX. Ввиду указанного наложения, государственная регистрация вновь образуемого в результате перераспределения земельного участка невозможна. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, может быть осуществлено только в случае устранения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы. Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами. В рассматриваемом случае, при перераспределении испрашиваемого земельного участка в соответствии с проектом межевания будут нарушены положения Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГг. №218-ФЗ. Таким образом, действующее законодательство не допускает регистрации прав на земельные участки, границы которых совпадают с границами других ранее учтенных земельных участков. Наличие наложения подтверждается выкопировкой из чертежа проекта межевания, утвержденного постановлением главы Уссурийского городского округа от 28 марта 2008г. №340 «Об утверждении проекта межевания». Указывает, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, а также п.20 ч.1 статьи 26 №218-ФЗ. Доказательств нарушения прав административного истца данным решением - в материалы дела не представлено. На основании изложенного просит суд в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что решением суда права и законные интересы прокуратуры не будут затронуты.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает следующее.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания решения органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие действий, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием, решением прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, Лукащук С.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1106 кв. м., вид разрешенного использования: для размещения котельной с кадастровым номером XXXX.

ДД.ММ.ГГг. административный истец обратился в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа с заявлением №XXXX о перераспределении земельного участка с кадастровым номером XXXX, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности, по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX-А, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения котельной.

ДД.ММ.ГГг. получен отказ Управления градостроительства в утверждении схемы перераспределения земельного участка с кадастровым номером XXXX, мотивированный тем, что ДД.ММ.ГГг. в сведения государственного кадастрового учета внесены данные о границах земельного участка с кадастровым номером XXXX, в настоящее время перераспределение участка с кадастровым номером XXXX в соответствии с проектом межевания приведет к наложению на границы земельного участка с кадастровым номером XXXX.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется нормами главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, определенных статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены условия, которые должны быть соблюдены при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

При осуществлении перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, может быть увеличена не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Данное условие ограничивает максимальный размер земельного участка, на который возникает право частной собственности при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а не устанавливает запрет на уменьшение площади такого земельного участка.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков, соответственно, при образовании земельных участков путем перераспределения (в том числе при перераспределении земельного участка и земель) должны соблюдаться установленные Земельным кодексом Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам, в том числе в части предельных (максимальных или минимальных) размеров земельных участков.

Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Кодекса.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации от 27 июня 2017г. №1266-О, отражена правовая позиция по вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в части ограничения возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.

Доказательств того, что на земельном участке, на который возникает право собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц административным ответчиком не представлено.

Кроме того, основание отказа, указанное административным ответчиком, при буквальном толковании не соответствует содержанию подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 11 пункта 9 той же статьи предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков когда имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 того же Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Требованиями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Вместе с тем в материалах дела имеется схема расположения земельного участка, выполненная кадастровым инженером, из которой следует, что земельный участок не имеет изломанных линии и неровной конфигурации, площадь вновь образуемого земельного участка не превышает установленные предельные размеры земельных участков, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, а также наложение границ со смежным земельным участком с кадастровым номером XXXX, не установлено. Доказательств того, что земельный участок, который предлагается перераспределить, обременен правами третьих лиц, создаются препятствия в пользовании данным участком и нарушаются чьи – либо права также не установлено.

Таким образом, решение Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа XXXX от ДД.ММ.ГГг. предусмотренным требованиям закона не отвечает, в связи с чем не может быть признанно законным и обоснованным.

Доводы административного ответчика о том, что пересечение границ двух земельных участков возникло в связи с переходом на иную систему координат, не могут быть приняты во внимание, поскольку изменение системы координат, в которой осуществляется ведение государственного кадастра недвижимости, не могут повлечь за собой изменение фактического пространственного местоположения земельного участка, его площади, иных уникальных характеристик.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, необходимо повторное рассмотрение заявления Лукащук С.В. перераспределении земельного участка, по результатам которого необходимо принять решение в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Лукащука С. В. к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа, удовлетворить.

Признать незаконным решение XXXX от ДД.ММ.ГГг. об отказе в утверждении схемы перераспределения земельного участка.

Обязать администрацию Уссурийского городского округа Приморского края повторно рассмотреть заявление Лукащука С. В. об утверждении схемы перераспределения земельного участка, в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2021г.

Судья Н.В. Онищук