УИД:66RS0031-01-2018-000604-70 дело № 2а-457\2018. мотивированный текст решения изготовлен 29.08.2018г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 августа 2018г. Судья Качканарского городского суда Свердловской области Кукорцева Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Качканарского городского округа к Управлению Росреестра по Свердловской области об оспаривании решения, установил: административный истец - Комитет по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа (далее КУМИ КГО) обратился в суд к Управлению Росреестра по Свердловской области о признании решения от 24.04.2018г. № об отказе государственного кадастрового учета объекта муниципальной собственности (недвижимого имущества) памятника «Ликвидаторам ядерных катастроф», расположенного на земельном участке по адресу: <...> уч. № 53/2 и обязании ответчика осуществить государственный кадастровый учет данного объекта. В обоснование требований административным истцом указано, что административным ответчиком незаконно отказано в постановке на кадастровый учет вышеуказанного объекта муниципальной собственности, поскольку характеристики объекта таковы, что позволяют его классифицировать как объект недвижимости. Кроме того, административный истец указал, что вопрос отнесения объектов к объектам недвижимости должен рассматриваться на стадии получения разрешительной документации, а также при проведении кадастровых работ. Получения разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию не требуется. Отказ административного ответчика в государственном кадастровом учете нарушает права и законные интересы административного истца. Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по договору безвозмездной передачи имущества от 20.04.2017г. КУМИ КГО приняло от Качканарской городской организации инвалидов Общероссийского союза общественных объединений «Союз Чернобыль» Уральского регионального представительства в муниципальную собственность памятник «Ликвидаторам ядерных катастроф» (л.д.20). Памятник расположен на земельном участке по адресу: <...>. Земельный участок зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, 17.04.2012г. ему присвоен кадастровый номер, вид разрешенного использования - для установки памятника, правообладателем указано МУ «Управление городского хозяйства» (л.д.24-27). В отношении спорного объекта кадастровым инженером сформирован Технический план сооружения (л.д.28-39). Постановлением администрации Качканарского городского округа № 1149 от 22.11.2017г. памятник «Ликвидаторам ядерных катастроф» отнесен к достопримечательным местам Качканарского городского округа (л.д.21). КУМИ КГО, реализуя представленные ему полномочия, обратилось в учреждение регистрации с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет памятника. Осуществление государственного кадастрового учета учреждением регистрации было приостановлено на 3 месяца с 24.01.2018г. по 24.04.2018г. по основанию: памятник не является объектом недвижимости. По истечении срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета заявителем не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, поэтому решением Муниципального отдела по Качканарскому, Лесному, Нижнетуринскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области № 66/18-18299 от 24.04.2018г. КУМИ КГО отказано к государственном кадастровом учете объекта недвижимости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 26 закона о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ от 13.07.2015г. (л.д.23). Административный истец, полагая отказ в осуществлении кадастрового учета незаконным, обратился в суд в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оспаривая законность отказа в постановке на кадастровый учет, административный истец ссылается на Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» п. 24 и утверждает, что кадастровый инженер сформировал Технический план в отношении спорного объекта, как объекта недвижимости. В случае, если объект не относится к объектам недвижимости, кадастровый инженер отказывается от выполнения кадастровых работ в отношении такого объекта. По мнению административного истца, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости должен рассматриваться на стадии получения разрешения, а также на стадии проведения кадастровых работ. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба невозможно. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 2 ст. 130 ГК РФ). В рассматриваемом случае таким законом является Федеральный закон от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации», в силу которого достопримечательные места относятся к объектам культурного наследия (ст. 3). Из представленного отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области следует, что специалисты органа кадастрового учета после изучения документов в отношении спорного объекта пришли к выводу о том, что памятник «Ликвидаторам ядерных катастроф» не является объектом недвижимости. В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется, в том числе, в отношении сооружений. В силу положений п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную плоскостную или линейную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом ( ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса). Случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство, перечислены в ч. 17 ст. 51 Градостроительного Эксплуатация построенного, реконструированного сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство (ч.ч. 2, 3 ст. 55.24 Градостроительного кодекса). Таким образом, если объекты в установленном порядке построены и введены в эксплуатацию как объекты недвижимости - сооружения, в отношении таких объектов может быть осуществлен государственный кадастровый учет. Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что такой объект был создан именно как недвижимость в установленный законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Исходя из анализа норм действующего законодательства, установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, может быть осуществлено исходя из имеющихся документов ( в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями федеральных законов. При этом вещь, не отвечающая признакам недвижимой вещи (п. 1 ст. 130 ГК РФ), в том числе если она не имеет прочной связи с земельным участком и может быть перемещена без причинения несоразмерного ущерба ее назначению, не относится к недвижимому имуществу, соответственно не подлежит государственному кадастровому учету. Согласно письму начальника отдела по архитектуре, градостроительству и земельным отношениям № 375 от 25.12.2017г. со ссылкой на п.п.3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта не требуется (л.д.22). Таким образом, спорный объект является достопримечательностью Качканарского городского округа, относится к объектам культурного наследия (ст. 3 вышеназванного Закона). Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), который устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно статье 15 Закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ). Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном данным Законом (статья 16 указанного Закона). В соответствии со статьей 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В силу пункта 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Согласно пункту 8 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 N 203, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся. В соответствии с пунктами 16, 17 указанной Инструкции на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. Согласно ч. 5 ст. 2 ФЗ «Об объектах культурного наследия» оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия настоящим законом не регулируется. Доказательств того, что административный истец обращался с заявлением о включении объекта в Единый государственный реестр в рамках Закона «Об объектах культурного наследия», не представлено. Согласно ст. 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу ч. 4 ст. 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав. Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав. Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. ст. 59-62 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение законно и обоснованно. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: в удовлетворении требований администрации Комитета по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа к Управлению Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда Т.А. Кукорцева |