ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-457/2021 от 27.09.2021 Судакского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-457/2021

УИД: 91RS0021-01-2021-000611-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2021 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи – Рыкова Е.Г.,

при секретаре – Акопджанян С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Феттаевой Эмине Азимовны к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – Судакский городской совет Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, о признании незаконным постановления и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, -

УСТАНОВИЛ:

06 апреля 2021 года Феттаева Э.А., в лице представителя по доверенности Шугалея А.П. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – Судакский городской совет Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, о признании незаконным постановления Администрации города Судака Республики Крым №142 от 08 февраля 2021 года «Об отказе в предоставлении земельного участка» и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Административные исковые требования мотивированы тем, что административному истцу решением Солнечнодолинского сельского совета №3396 от 20.05.2010 г. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер, а также постановлением Администрации города Судака определены категория и вид разрешенного использования земельного участка.

Впоследствии административный истец обратилась в Администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

22 апреля 2020 года данное заявление было оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке требуется проведение государственной историко – культурной экспертизы с целью определения наличия либо отсутствия объектов культурного наследия.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 25 августа 2020 года признан незаконным отказ Администрации города Судака от 22 апреля 2020 года и возложена обязанность в установленном законом порядке рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка.

Вместе с тем, Администрация города Судака Республики Крым, повторно рассмотрев заявление административного истца, постановлением от 08 февраля 2021 года отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Данное постановление административный истец считает незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы, в связи с чем обратилась в суд с административным иском.

Административный истец Феттаева Э.А., будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель административного истца по доверенности Шугалей А.П., будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель административного ответчика – Администрации города Судака Республики Крым, представители заинтересованных лиц – Судакского городского совета Республики Крым, Министерства культуры Республики Крым, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, о причинах неявки суду не сообщили, возражений по административному иску не предоставили.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, руководствуясь положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Суд, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, решением 59 сессии 5 созыва Солнечнодолинского сельского совета Автономной Республики Крым от 20.05.2010 г. №3396 «О разрешении гражданам разработки Проектов землеустройства в части отвода земельных участков для индивидуального жилищного строительства в квартале жилой застройки в южной части села Солнечная Долина» Феттаевой Э.А. разрешена разработка проекта землеустройства в части отвода земельного участка для индивидуального жилищного строительства в квартале жилищной застройки в южной части <адрес> (л.д.9).

16 декабря 2019 года административный истец обратилась в Администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании ответа Администрации города Судака Республики Крым от 22.04.2020 г. №Ф-2239/09 представленные административным истцом материалы оставлены без рассмотрения.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 25 августа 2020 года признан незаконным отказ Администрации города Судака Республики Крым, изложенный в письме №Ф-2239/09 от 22.04.2020 г., принятый по результатам рассмотрения заявления Феттаевой Э.А. от 16.12.2019 г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

На Администрацию города Судака Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Феттаевой Э.Р. от 16.12.2019 г. (л.д.16-19).

С целью исполнения вступившего в законную силу решения суда административный истец повторно обратилась в Администрацию города Судака Республики Крым.

Постановлением Администрации города Судака Республики Крым от 08 февраля 2021 года №142 «Об отказе Феттаевой Э.А. в предоставлении земельного участка» административному истцу в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6 – ФКЗ отказано на основании п.14.1 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.20).

Отказ в предоставлении земельного участка мотивирован тем, что в результате проведенной Администрацией города Судака проверки на предмет нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка на землях особо охраняемых территорий и объектов невозможно установить наличие либо отсутствие объектов культурного наследия на земельном участке не представляется возможным.

Также установлено, что соответствующая историко – культурная экспертиза, необходимая для обоснования принятия решения Администрацией города Судака о предоставлении в собственность земельного участка, не проводилась, и орган охраны объектов культурного наследия не принимал соответствующего заключения по вопросу нахождения испрашиваемого земельного участка на землях особо охраняемых территорий и объектов, указанного в пункте 10 порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым №313 от 02.09.2014 г.

С указанными выводами административного ответчика суд не соглашается и при разрешении административных исковых требований обращает внимание на следующее.

Согласно пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу подпункта 1 пункта 1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Закон Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014 г. «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон №38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Ст. 1 этого закона определяет, что правовую оценку регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В ст.13 Закона №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального Конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действующих на эту дату.

Советом министров Республики Крым 02.09.2014 года принято Постановление №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» (далее Порядок №313), которым установлены правила предоставления земельных участков в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (п.1).

В п.2 Порядка № 313 определено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее подлежащие переоформлению права).

В соответствии с п.4 Порядка №313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Согласно п.5 Порядка №313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым – в отношении земельных участков находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 7 Порядка №313 предусмотрено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: копия документа, подтверждающего личность гражданина; подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорта земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости; документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1-4 настоящего пункта; документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя).

В силу п.п.9-10 Порядка №313 уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему межевого плана (при наличии) на рассмотрение:

1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, который в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования либо документации по планировке территории осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года и действовавшей на момент принятия решений о разрешении на разработку документации:

схемам планировки территории отдельных административных районов, утвержденным до вступления в силу Федерального конституционного закона;

генеральным планам населенных пунктов, технико-экономическим обоснованиям их развития (ТЭО);

технико-экономическим обоснованиям и градостроительным обоснованиям размещения отдельных объектов нового строительства;

проектам планировки и застройки населенных пунктов;

проектам детальной планировки;

детальным планам территории;

проектам застройки;

планам зонирования территории (зонингам),

2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, охраны культурного наследия, которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов, соблюдения иных ограничений и требований природоохранного законодательства;

3) в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта недвижимого имущества Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и г. Севастополя в отношении областей федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 2004-р, Схеме территориального планирования Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 года N 855.

Уполномоченный орган вправе направлять запросы в исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления, предприятия, организации государственной и муниципальной формы собственности с целью получения информации об объектах, в том числе инженерной инфраструктуры, расположенных на земельном участке.

4) в уполномоченный орган местного самоуправления (в случае предоставления земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым) и в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, которые рассматривают заявление на предмет наличия сведений (документов) о ранее принятых решениях об утверждении документации по землеустройству, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; о выдаче государственного акта на право собственности на земельный участок или заключении договора аренды земельного участка, а также регистрации права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, в течение тридцати дней со дня направления запроса предоставляют заключения в уполномоченный орган, в которых должны содержаться сведения относительно ранее принятых в отношении испрашиваемого земельного участка решений об утверждении документации по землеустройству, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; о выдаче государственного акта на право собственности на земельный участок или заключении договора аренды земельного участка, а также о регистрации права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости; нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов, соблюдения иных ограничений и требований природоохранного законодательства или соответствия места расположения объекта недвижимого имущества Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополя и Схеме территориального планирования Республики Крым, документам территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории, а в случае их отсутствия - документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

В пункте 12 Порядка определено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона №38-ЗРК.

В силу пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно пункта 1 статьи 104 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 ст.104 ЗК РФ).

В соответствии со ст.105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны охраны объектов культурного наследия; защитная зона объекта культурного наследия; охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии); охранная зона железных дорог; придорожные полосы автомобильных дорог; охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); охранная зона линий и сооружений связи; приаэродромная территория; зона охраняемого объекта; зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов; охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы); охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; водоохранная (рыбоохранная) зона; прибрежная защитная полоса; округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов; зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны; зоны затопления и подтопления; санитарно-защитная зона; зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства; охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети; зона наблюдения; зона безопасности с особым правовым режимом; рыбоохранная зона озера Байкал; рыбохозяйственная заповедная зона; зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); охранная зона гидроэнергетического объекта; охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена; охранная зона тепловых сетей.

Согласно части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 106 ЗК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены: исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий.

В соответствии с пунктом 6 статьи 106 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В силу пункта 24 статьи 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Судом на основании определения суда от 26 апреля 2021 года по ходатайству представителя административного истца назначена историко – культурная экспертиза, производство которой поручено ИП Древетняк А.А.

Согласно выводам заключения экспертов №09-06/2021/1 от 03 июля 2021 года земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым , не находится в границах зоны охраны какого – либо объекта культурного наследия, на указанном земельном участке не установлено наличие объектов культурного наследия (л.д.71-121).

Указанное заключение экспертов в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющей порядок подготовки экспертных заключений. Оно содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. При даче заключения эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, эксперты обладают специальными познаниями, имеют большой стаж работы. Само заключение является полным, мотивированным, аргументированным, основанном на документации, и не опровергнуто иными доказательствами.

Суд полагает, что заключение экспертов отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют, заключение экспертов суд принимает как надлежащее доказательство.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Таким образом, административным ответчиком не предоставлено суду доказательств в обоснование оспариваемого постановления в части установления расположения испрашиваемого земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

При таких обстоятельствах, административным ответчиком в соответствии с требованиями статей 62,84 КАС РФ не представлено суду надлежащих и достоверных доказательств обоснованности оспариваемого постановления в части указанного основания для отказа административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка по пункту 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным оспариваемого постановления и возложении в целях восстановления нарушенных прав административного истца на Администрацию города Судака Республики Крым обязанности в течение 65 дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Феттаевой Э.А. о предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе: расходы на оплату услуг представителей: другие, признанные судом необходимыми расходы.

В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 10 и 11 постановления от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 отмечается, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Исходя из системного толкования указанных норм, можно сделать вывод, что разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в процессе.

На взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины административный истец не настаивает.

При этом административным истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оказание юридических услуг в размере 30 000 рублей и расходов по оплате проведения судебной экспертизы.

В материалы дела представлен договор на оказание юридических услуг №7, заключенный 18 февраля 2021 года, квитанция №359 от 31 марта 2021 года.

Оценивая объем оказанной представителем правовой помощи, учитывая продолжительность рассматриваемого, категорию рассматриваемого спора, объем оказанных представителем юридических услуг, подготовку им процессуальных документов, суд приходит к выводу о взыскании с Администрации города Судака Республики Крым расходов по оказанию юридических услуг в размере 18 000 рублей, что будет соответствовать принципу разумности и справедливости.

При разрешении вопроса о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой за проведение судебной экспертизы суд принимает во внимание следующее.

Так, из материалов дела следует, что по ходатайству представителя административного истца судом была назначена историко – культурная экспертиза, производство которой поручено ИП Древетняк А.А., стоимость экспертизы составила 77 912,64 рублей. При этом административный истец, на которую была возложена обязанность оплатить экспертизу, оплату не произвела, в связи, с чем экспертное учреждение представило заявление о принудительном взыскании судебных расходов.

Таким образом, понесенные судебные расходы в связи с назначением экспертизы, подлежат отнесению на счет административного ответчика, независимо от того, на кого была возложена судом обязанность по оплате расходов при назначении судебной экспертизы по делу.

При таких обстоятельствах судебные расходы, связанные с оплатой экспертизы в размере 77 912,64 рублей следует взыскать с административного ответчика непосредственно в пользу экспертного учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Феттаевой Эмине Азимовны к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – Судакский городской совет Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, о признании незаконным постановления и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление – удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Администрации города Судака Республики Крым №142 от 08 февраля 2021 года «Об отказе Феттаевой Э.А. в предоставлении земельного участка» относительно отказа в предоставлении бесплатно в собственность гражданке Феттаевой Эмине Азимовне земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Возложить обязанность на Администрацию города Судака Республики Крым в течение 65 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление гражданки Феттаевой Эмине Азимовны от 16 декабря 2019 года о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ.

Взыскать с Администрации города Судака Республики Крым в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей.

Взыскать с Администрации города Судака Республики Крым в пользу ИП Древетняк Аллы Александровны, ИНН 910209560728, КПП 910201001, ОГРНИП , р/с 40, расходы по проведению экспертизы в размере 77 912 (семьдесят семь тысяч девятьсот двенадцать) рублей 64 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 27 сентября 2021 года.