ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-457/2022 от 18.05.2022 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-457/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Каа-Хем 18 мая 2022 года

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе судьи Тагаланова С.К., при секретаре Ооржак Е.А., с участием помощника Кызылской межрайонной прокуратуры Кара-Сал А-Х.А., представителя административного ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора к Управлению образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, муниципальному бюджетному образовательному учреждению СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившиеся в невыполнении мероприятий необходимых для обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Кызылского межрайонного прокурора обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой проведена проверка по соблюдению прав детей-инвалидов на территории . Всего детей в возрасте от 0 до 18 лет в - 14763 человек, из них детей-инвалидов - более 250 детей. В образовательных организациях обучаются 397 детей с ограниченными возможностями, из них 64 детей-инвалидов. В дошкольных образовательных организациях обучаются 6 детей-инвалидов. Здание МБОУ СОШ является отдельно стоящим зданием, из 1 этажа, 1967 года постройки. Паспорт доступности указанного объекта для инвалидов и маломобильных групп населения предусматривает доступность следующих элементов: территория объекта; входная группа (для доступа в зону оказания услуги); пути движения (для доступа в зону оказания услуги); зона оказания услуги; санитарно-бытовые помещения; средства информации и телекоммуникации. Так, для обеспечения доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп населения необходимо выполнить такие мероприятия как: в зоне оказания услуги создать развивающую среду; в санитарных помещениях установить тактильную направляющую полосу к санузлу, оборудовать зону раковины опорным поручнем; разместить средства информации и коммуникации на объекте. Кызылской межрайонной прокуратурой по факту невыполнения мероприятий, необходимых для обеспечения доступности объектов образования на территории , в том числе в МБОУ СОШ ДД.ММ.ГГГГ начальнику управления образования внесено обобщенное представление. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ на представление, в котором указано, что с ДД.ММ.ГГГГ в некоторых образовательных организациях запланировано проведение капитального ремонта. Просит суд признать незаконным бездействие Управления образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в невыполнении на территории объекта мероприятий необходимых для обеспечения доступности; обязать Управление образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва и МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории объекта: в зоне оказания услуги создать развивающую среду; санитарных помещениях установить тактильную направляющую полосу к санузлу, оборудовать зону раковины опорным поручнем; разместить средства информации и коммуникации на объекте.

Представитель административного истца Кара-Сал А-Х.А. в судебном заседании подержала исковые требования, просила удовлетворить частично, поскольку административным ответчиком частично устранены требования, только в части оборудована зона раковины опорным поручнем.

Представители административного ответчика - Управления образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.

Представитель МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО3в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, так как бездействия со стороны ответчика отсуствуют.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика исследовав представленные материалы дела, считает необходимым требования удовлетворить по следующим основаниям.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

При этом исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение о признании бездействия (решения) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

На основании ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленныхполномочий), организации независимо от их организационно-правовых формобеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которыхрасположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры идругие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;возможность самостоятельного передвижения по территории, на которойрасположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур,входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство ивысадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функциизрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектахсоциальной, инженерной и транспортной инфраструктур;надлежащее размещение оборудования и носителей информации,необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектамсоциальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетомограничений их жизнедеятельности.Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов ипредоставляемых услуг в сфере образования утвержден Приказом МинобрнаукиРоссии от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условийдоступности для инвалидовобъектов и предоставляемых услуг в сфереобразования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далееПорядок).

В соответствии с п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющиеуслуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышениюуровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводятобследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатамкоторого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далеесоответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).Согласно п. 8 Порядка Паспорт доступности содержит следующие разделы:а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка; г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение об Управлении образования администрации Республики Тыва».

Согласно п.1.1 Положения Управления образования администрации (далее - Управление) является отраслевым органом администрации , реализующим полномочия по управлению в сфере образования.

Пунктом 1.10 Положения установлено, что деятельность Управления направлена на осуществление управления в муниципальных образовательных организациях , в соответствии с п.п. 33 п.2.1 в функции Управления входит координация работы по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройству прилегающих к ним территорий.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Управления образования Чаш-оол О.С. внесено представление за исх. года об устранении нарушений федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, а именно не выполнение необходимых мероприятий для обеспечения доступности объектов, что дает основания полагать, что образовательные учреждения не приведены в соответствие с требованиями законодательства о защите прав инвалидов, что является нарушением прав инвалидов.

Согласно паспорту МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, утвержденного и.о. начальником Управления образования администрации МР «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО4 следует, что здание 1 этажное, 1967 года постройки, вместимость в день - 180 детей.

Согласно Анкете обследования МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва следует, что для обеспечения доступности учреждения, необходимо в зоне оказания услуги создать развивающую среду; в санитарных помещениях установить тактильную направляющую полосу к санузлу, оборудовать зону опорным поручнем; разместить средства информации и коммуникации на объекте.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор между ИП ФИО2 и МБОУ СОШ в лице директора ФИО1 для приобретения продукции согласно заявки на сумму

Согласно товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ, и счета от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ приобрела у ИП ФИО2 товары: труба d-25, держатель проходной, соединитель D 25-L, заглушка d-25 на сумму

Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 приведенного Закона организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В разделе 3 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Устанавливая в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для ряда субъектов обязанность по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом положения части 1 статьи 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами, и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствия таковой.

Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: Республики Тыва, из 1 этажа, 1967 года постройки, находится в собственности Кызылского кожууна и находится в оперативном управлении МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.

Судом установлено, что в МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тывана территории объекта в зоне оказания услуги не создана развивающая среда; санитарных помещениях не установлена тактильная направляющая полоса к санузлу; не размещены средства информации и коммуникации на объекте.

Принимая во внимание положения ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" согласно которой Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа в МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва для инвалидов на кресле-коляске, с поражением опорно-двигательного аппарата, и других маломобильных групп ограничивает их жизнедеятельность и нарушает право на возможность участия в жизни общества наравне с другими гражданами, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора.

Таким образом, административный иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора к Управлению образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившиеся в невыполнении мероприятий необходимых для обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений является обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.

Необходимо обязать Управление образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на территории объекта: в зоне оказания услуги создать развивающую среду; санитарных помещениях установить тактильную направляющую полосу к санузлу, разместить средства информации и коммуникации на объекте.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора к Управлению образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившиеся в невыполнении мероприятий необходимых для обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва и МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в невыполнении на территории объекта мероприятий необходимых для обеспечения доступности.

Обязать Управление образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, МБОУ СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на территории объекта: в зоне оказания услуги создать развивающую среду; санитарных помещениях установить тактильную направляющую полосу к санузлу, разместить средства информации и коммуникации на объекте.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Тагаланова С.К.