Дело № 2а-4581/2019 (59RS0007-01-2019-003998-81)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,
при секретаре Трошевой С.С.,
с участием представителя администрации Свердловского района г. Перми по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 Гахраман оглы к администрации Свердловского района г. Перми о признании действий муниципального органа незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Свердловского района г. Перми о признании незаконным распоряжение главы администрации Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принудительном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов».
Свои требования, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации Свердловского района г. Перми вынесено распоряжение № о принудительном демонтаже самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, в том числе и объекта (павильона) принадлежащего административному истцу расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец считает, что указанное распоряжение вынесено незаконно и нарушает его права по следующим основаниям. Право на размещение указанного объекта у административного истца возникло на основании договора заключенного с Администрацией Свердловского района г. Перми на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ. Местоположение павильона включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми, утвержденной постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№.
В течении всего срока действия договора административным истцом надлежащим образом исполнялись обязанности по внесению платы за пользование. Согласно п. 2.1 договора на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ№ срок его действия определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец полагает, что до истечения срока действия договора № на размещение нестационарного торгового объекта до ДД.ММ.ГГГГ, действия по признанию указанного нестационарного торгового объекта самовольно установленным и по демонтажу указанного нестационарного торгового объекта со стороны административного ответчика являются незаконными.
Административный истец, также указывает на то, что павильон по адресу: <адрес> имеет все признаки недвижимого имущества: капитальный фундамент, капитальные стены, крышу и.т.д. Поскольку торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес> имеет капитальный фундамент, то есть прочно связан с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба не возможно. Вместе с тем с учетом того, что павильон представляет собой капитальное строение, то его демонтаж не возможен во внесудебном порядке на основании распорядительных актов администрации Свердловского района г. Перми, в порядке, предусмотренном Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории г. Перми.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконным распоряжение Администрации Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ о принудительном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов в отношении следующего объекта: павильон, расположенный по адресу: <адрес>, с номером объекта, в едином реестре самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов выявленных на территории г. Перми – 556, указанного в Перечне самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, подлежащих принудительному демонтажу и перемещению под номером 3.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен в предусмотренном порядке.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми (далее - Положение N 27).
Пунктами 3.1, 3.3 Положения N 27 установлено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных в Схеме.
В силу п. 4.1 Положения N 27 основанием для размещения нестационарных торговых объектов является договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Договор).
В соответствии с 4.2 Положения N 27 нестационарные торговые объекты размещаются по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.4, абзацем вторым пункта 4.9 Положения.
Согласно пункту 1.4 Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 192 (далее - Положение N 192), самовольно установленный движимый объект - это движимое имущество (в том числе временные объекты), расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в пункте 1.3 данного Положения, без предусмотренных законодательством, нормативными правовыми актами города Перми правовых оснований и/или с нарушением условий договора аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством (далее - договор аренды), в том числе если размещение временного объекта(ов), не являющегося(ихся) недвижимым имуществом, не предусмотрено соответствующим договором аренды..
Разделом вторым Положения N 192 определена процедура выявления и учета самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов.
В соответствии с п. 2.1 Положения N 192 органы местного самоуправления, органы государственной власти, юридические лица, включая органы территориального общественного самоуправления, управляющие компании, товарищества собственников жилья, общественные объединения, граждане направляют информацию о движимых объектах, в отношении которых у соответствующих лиц есть основания предполагать, что данные объекты размещены незаконно, в функциональный орган, осуществляющий функции управления в сфере потребительского рынка, - в отношении нестационарных торговых объектов, автостоянок открытого типа, рекламных конструкций (далее - объекты потребительского рынка).
Пунктами 2.3, 2.4 Положения N 192 установлено, что самовольные (незаконные) объекты в течение трех рабочих дней после дня составления акта проверки, устанавливающего факт выявления самовольного (незаконного) объекта, подлежат постановке на учет для организации их демонтажа и освобождения территории, занятой такими объектами.
Учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией города Перми посредством включения сведений о данных объектах в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми, в порядке, установленном администрацией города Перми.
В соответствии с п. 3.8.8 Типового положения о территориальных органах администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. N 207, администрация района организует деятельность по демонтажу самовольно установленных и незаконно размещенных нестационарных торговых объектов и прочих некапитальных объектов на территории района в установленном порядке.
Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 г. N 192 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории г. Перми.
В соответствии с абзацами 1 и 2 п. 2.4 указанного Положения, учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией города Перми посредством ведения Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми (далее - Реестр), в порядке, установленном администрацией города Перми.
Реестр публикуется в средствах массовой информации, а также размещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, и должен иметь открытый доступ для любых заинтересованных лиц.
В соответствии с п. 2.7. Положения если владелец самовольного (незаконного) объекта установлен, то территориальный орган помимо мер, указанных в пункте 2.5 Положения, принимает следующие меры:
направляет владельцу такого объекта заказным письмом с уведомлением (либо вручает под расписку) предложение о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта и о приведении территории в состояние, пригодное для ее дальнейшего использования, информирует о выявленном самовольном (незаконном) объекте органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2.8. Положения если владелец самовольного (незаконного) объекта не установлен либо объект не демонтирован его владельцем в добровольном порядке в течение срока, указанного в пункте 2.5 Положения, руководитель территориального органа издает распоряжение о принудительном демонтаже такого объекта (далее - распоряжение).
Пунктом 2.9. Положения установлено, что распоряжение издается в течение 10 дней после дня окончания срока, установленного для добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между департаментом экономики и промышленной политики администрации города Перми и ФИО2 заключен договор № на размещение нестационарного торгового объекта (далее – договор) по адресу: <адрес> (л.д. 10-14).
Согласно п. 2.1 вышеуказанного договора срок действия определен до ДД.ММ.ГГГГ.
По инициативе Департамента экономики и промышленной политики администрации <адрес> договор с ФИО2 досрочно расторгнут.
В адрес администрации Свердловского района г. Перми поступило уведомление Департамента экономики и промышленной политики администрации г. Перми о расторжении договора и проведении мероприятий по выявлению и демонтажу нестационарного торгового объекта по указанному адресу.
Во исполнении письма Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми, Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории г. Перми Администрацией Свердловского района г. Перми проведены мероприятия по выявлению факта самовольной постройки нестационарных торговых объектов.
В ходе проведения мероприятия составлен акт проверки территории № НТО/39-19-15 от 19.04.2019г. из которого следует, что сотрудниками потребительского рынка Администрации Свердловского района г. Перми 19.04.2019г. в 14 час. 30 мин. произведено обследование участка территории <адрес> по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес> расположен нестационарный торговый объект принадлежащий ФИО2
На основании акта обследования - территории № НТО/39-19-15 от 19.04.2019г. спорный нестационарный торговый объект включен в единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории г. Перми.
29.04.2019г. проведена проверка исполнения требования о добровольном демонтаже нестационарного торгового объекта. По результатам проверки установлено, что объект не демонтирован, данное обстоятельство подтверждается актом, фототаблицей.
21.05.2019г. Администрацией Свердловского района г. Перми вынесено распоряжение № «О принудительном демонтаже самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов».
В соответствии с пунктом 4.2.6 договора, владелец обязан демонтировать (переместить) Объект и восстановить нарушенное благоустройство территории в месячный срок по окончании срока действия настоящего договора, либо с даты его досрочного расторжения и уведомить Департамент об исполнении данной обязанности.
Из пункта 4.3.2 договора следует, что департамент вправе прекратить досрочно действие настоящего договора по основаниям и установленным в разделе 6 настоящего договора.
Пункт 6.3.1. договора предусматривает возможность одностороннего отказа Департамента от исполнения, в случае необходимости использования территории, для целей связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением объектов благоустройства, опор городского уличного освещения.
Представителем административного ответчика в материалы дела представлено гарантийное письмо ФИО2 от 22.06.2019г. согласно которому, административный истец обязуется в добровольном порядке демонтировать нестационарный торговый объект, размещенный по адресу: <адрес> в срок до 15.07.2019г., просит не осуществлять принудительный демонтаж торгового объекта.
Анализируя обстоятельства дела в совокупности с вышеприведенными предписаниями закона, суд приходит к выводу, что права ФИО2 не нарушены, действия администрации Свердловского района г. Перми являются законными и обоснованными.
Заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными подлежат удовлетворению, если суд признает оспариваемые решения, действия их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы заявителя, и об обязанности ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя или препятствия к их осуществлению.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемые действия осуществлены уполномоченным органом в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке. Каких-либо доказательств нарушения прав административного истца суду при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания незаконным распоряжение должностного лица администрации Свердловского района г. Перми.
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд считает, что административное исковое заявление ФИО2 удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.
руководствуясь ст.ст.174-180, 227, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 Гахраман оглы к администрации Свердловского района г. Перми о признании незаконным распоряжение Главы администрации Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принудительном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов» в части объекта – павильон, расположенного по адресу: <адрес> номер объекта в едином реестре самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми – 556, указанного в Перечне самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, подлежащих принудительному демонтажу и перемещению под пунктом 3 – отказать в полном объеме.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Д.Ф. Кочегарова
Мотивированное решение изготовлено 29.07.2019 года.