РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Ильине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 и ФИО2 к администрации городского округа город Воронеж, начальнику отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж ФИО3 о признании незаконным решения о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Воронеж, начальнику отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж ФИО3 о признании незаконным решения о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, КН 36:34:0604024:23.
В обоснование исковых требований ссылались на то, что согласно договору аренды земельного участка от 23.05.2018г. ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>, КН №.
04.09.2020г. административные истцы передали административным ответчикам заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, предусмотренных ч.7 ст.51 ГрК РФ, однако решение по нему до настоящего времени не принято.
Письмом от 15.09.2020г. № 14963070 администрация городского округа город Воронеж уведомила истцов о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный малоэтажный жилой дом» на 30 календарных дней в связи с вынесением администрацией городского округа город Воронеж постановления № 210 от 18.03.2020г. «О введении режима повышенной готовности».
Административные истцы считают оспариваемое письмо незаконным, указывают на то, что право на продление рассмотрения заявления, предусмотренное Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на отношения по выдаче разрешения на строительство не распространяется согласно ч.2 ст.1 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Изменения в ч.11 ст. 51 ГрК РФ в связи с пандемией коронавирусной инфекции, в т.ч. Федеральным законом от 08.06.2020г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», не вносились.
По мнению административных истцов, решение о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке объекта капитального строительства «Многоквартирный малоэтажный жилой дом» на 30 календарных дней в связи с вынесением администрацией городского округа город Воронеж постановления № 210 от 18.03.2020г. «О введении режима повышенной готовности», оформленное письмом от 15.09.2020г. № 14963070, нарушает право административных истцов на получение разрешения на строительство в установленный законом срок и противоречит ч.11 ст.51 ГрК РФ, устанавливающей срок выдачи разрешения на строительство в течение пяти рабочих дней.
Между истцами заключен договор совместной деятельности от28.05.2018г.
Со ссылками на требования ст. 4 КАС РФ административные истцы с учетом уточнений просят признать незаконным решение административных ответчиков о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: г. <адрес>, КН №, объекта капитального строительства: «Многоквартирный малоэтажный жилой дом» на 30 календарных дней в связи с вынесением администрацией городского округа город Воронеж постановления № 210 от 18.03.2020г. «О введении режима повышенной готовности», оформленное Уведомлением от 15.09.2020г. № 14963070, и обязать административных ответчиков рассмотреть заявление в течение пяти рабочих дней после вступления решения в законную силу.
В судебное заседание административные истцы, представитель административного ответчика - администрации городского округа город Воронеж, ответчик - начальник отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж ФИО3 не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ранее в судебном заседании административный истец ФИО1, действующий также по доверенности от 24.05.2018г. от истца ФИО2, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрации городского округа г. Воронеж по доверенности ФИО4 против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В силу положений п.п. 7, 8 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
С учетом изложенных правовых норм, а также имеющихся в материалах дела надлежащих сведений об извещении участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу, что не явившиеся в судебное заседание лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в установленном законом порядке, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в данном судебном заседании в их отсутствие в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с положениями части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству сторонам разъяснены, указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам и ими получено.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, согласно договору аренды земельного участка от 23.05.2018г. ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>, КН №
28.05.2018г. ФИО1 и ФИО2 заключили договор совместной деятельности, предметом которого определили: « … стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать для строительства дома и его последующей эксплуатации, а также выкупа земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. …Вкладом ФИО1 является право аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Вкладом ФИО2 является 100 000руб…».
Материалы дела свидетельствуют, что 09.09.2020г. административный истец ФИО1 обратился к административным ответчикам с заявлением о выдаче разрешения на строительство на вышеуказанном земельном участке на основании ст.51 ГрК РФ.
Письмом от 15.09.2020г. № 14963070 администрация городского округа город Воронеж уведомила истцов о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный малоэтажный жилой дом» на 30 календарных дней в связи с вынесением администрацией городского округа город Воронеж постановления № 210 от 18.03.2020г. «О введении режима повышенной готовности».
Административные истцы считают оспариваемое решение незаконным, указывают на то, что право на продление рассмотрения заявления, предусмотренное Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на отношения по выдаче разрешения на строительство не распространяются согласно ч.2 ст.1 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В обоснование возражений на иск административный ответчик ссылался на положения ч.2 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановление администрации городского округа г. Воронеж от 18.03.2020г. №210 "О введении режима повышенной готовности", Указ Президента РФ от 11.05.2020г. №316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", указывая, что в связи с ограниченным режимом работы отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства в соответствии с п.18 Постановления №210 срок рассмотрения заявления истца о выдаче разрешения на строительство был продлен на 30 календарных дней со дня прекращения режима повышенной готовности.
Оценивая заявленные исковые требования и доводы сторон, суд исходит из следующего.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ГРК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, установлен ч.7 ст. 51 ГрК РФ.
В силу ч.10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.
Согласно ч.11 названной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур установлены п.3 Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство" (далее Административный регламент), утв. постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2012 N 624.
При этом вышеизложенные нормативные акты не содержат положений, предоставляющих органам, рассматривающим заявления о выдаче разрешения на строительство, возможность продления сроков выдачи такого разрешения.
Каких-либо изменений в ч.11 ст. 51 ГрК РФ в связи с пандемией коронавирусной инфекции, в т.ч. Федеральным законом от 08.06.2020г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», не вносилось.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994г № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 18.03.2020г. № 210 «О введении режима повышенной готовности» на территории городского округа город Воронеж введен режим повышенной готовности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2020г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъекте Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов в период действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из содержания вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что в них также не содержится указания на изменение сроков рассмотрения заявлений о выдаче разрешения на строительство.
Так, п. 9 названного Постановления, на которое ссылается в возражениях административный ответчик, содержит рекомендательные положения органам местного самоуправления городского округа город Воронеж, организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, перевести работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) на дистанционный режим работы в максимальном количестве. Между тем, данное обстоятельство, согласно пункту 9 не должно нарушать функционирование организации (учреждения, предприятия).
Вместе с тем, как следует из содержания оспариваемого решения от 15.09.2020г. № 14963070, срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства продлен на 30 календарных дней со ссылкой на постановление администрации городского округа город Воронеж № 210 от 18.03.2020г. «О введении режима повышенной готовности».
Как указывает сторона административного ответчика, продление срока рассмотрения заявления истца обусловлено ограниченным режимом работы отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства.
Однако нормами вышеупомянутого Указа Президента РФ от 11.05.2020г. № 316 государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право лишь определять численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов в период действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъекте Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Вместе с тем, этим органам не предоставлено право произвольно менять установленные федеральным законодательством сроки рассмотрения заявлений и обращений граждан.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что установленный действующим законодательством срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство является пресекательным и продлению не подлежит, а доказательств, с очевидностью свидетельствующих о невозможности оказания в соответствии с Административным регламентом вышеназванной муниципальной услуги в установленный срок, в том числе в связи с непреодолимыми и чрезвычайными обстоятельствами, суду ответчиками не представлено, суд полагает данные доводы ответчика несостоятельными, а решение от 15.09.2020г. незаконным, нарушающим права административного истца ФИО1
Согласно п.2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Между тем, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела заявление ФИО1 было рассмотрено, и 15.10.2020г. был выдан отказ в выдаче разрешения на строительство, который приобщен к материалам дела, оснований для возложения на ответчика обязанности рассмотреть вышеназванное заявление истца не имеется.
Поскольку истец ФИО2 с заявлением о выдаче разрешения на строительство к ответчику не обращался, оснований полагать оспариваемое решение нарушающим права данного истца у суда не имеется, в связи с чем иск в данной части удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным решение администрации городского округа город Воронеж от 15.09.2020г. № 14963070 о продлении срока рассмотрения заявления ФИО1 о выдаче разрешения на строительство на земельном участке.
В удовлетворении административного иска ФИО2 к администрации городского округа город Воронеж, начальнику отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж ФИО3 о признании незаконным решения от 15.09.2020г. № 14963070 о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е. В. Пономарева
Решение принято в окончательной форме 30.12.2020г.
1версия для печатиДело № 2а-4582/2020 ~ М-4278/2020 (Не определен)