ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4587/20 от 29.07.2020 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-4587/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар 29 июля 2020 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи: Грекова Ф.А.,

при секретаре: Керимовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Яворской Г. Л. в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании решения незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Яворская Г.Л. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней ФИО3, 21.10.2003 года рождения о признании незаконным приказа министерства труда и социального развития кого края от 19.09.2019 -жс «Об отказе во включении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями», обязании министерства труда и социального развития Краснодарского края включить ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с датой включения в список 06.08.2019 в 16:20, то есть с даты и времени первичной подачи заявления и документов.

В обоснование заявленных требований указано, что Яворская Г.Л. является попечителем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО3 является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В целях реализации права подопечной на обеспечение её жилым помещением истец обратилась с заявлением об установлении факта невозможности проживания ФИО3 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Астрахань. <адрес>, согласно постановлению Правительства Астраханской области от 19.12.2011 № 571-П. Распоряжением государственного казенного учреждения <адрес> "Центр социальной поддержки населения Ленинского района города Астрахани» министерства социального развития и труда Астраханской области от 20.05.2019 №579-л ее заявление было удовлетворено, была установлена невозможность возвращения ФИО3 в закрепленное жилое помещение. Далее истец обратилась в министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 19.09.2019 -жс истцу было отказано во включении ФИО3 в список по по причине отсутствия документов, подтверждающих невозможность проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, выданных в порядке, установленном порядке Правительством Астраханской области. Хотя согласно расписке Распоряжение в перечне приложенных к заявлению документов присутствует. В ходе беседы истцу пояснили, что отказано было по причине «неправильной» формулировки в Распоряжении. То есть, в Распоряжение указано, что установлена невозможность возвращения ФИО3 в закрепленное жилое помещение, что по мнению министерства не является подтверждением установления факта невозможности проживания ФИО3 в указанном жилом помещении. То есть отказано было только потому, что в тексте Распоряжения вместо слов установление факта невозможности проживания» написано «установлена невозможность возвращения». Полагает, что лексическое значение и буквальное толкование слов, использованных в Распоряжении, не является основанием для отказа. Согласно Распоряжению было установлено наличие обстоятельства, препятствующих проживанию ФИО3 в жилом помещении по адресу: <адрес>, а именно общая площадь, приходящаяся на одного человека, проживающего там, менее учетной нормы, что соответствует требованиям закона № 159-ФЗ.

Истец в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные административные исковые требования уточнила, просила восстановить пропущенный срок на обжалование в связи с уважительностью причин его пропуска, признать незаконным приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 19.09.2019 № 1433-жс «Об отказе во включении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями», обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края включить ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с датой включения в список 06.08.2019 в 16:20, то есть с даты и времени первичной подачи заявления и документов.

Представитель административного ответчика, министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на исковые заявление, в соответствии с которым против удовлетворения административных исковых требований возражал.

Представитель ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района города Астрахани" в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, вынести решение с учетом интересов несовершеннолетнего.

Явка представителя управления по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодар не обеспечена. Ходатайство об отложении слушания либо мотивированный отзыв на административное исковое заявление не поступали.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом, п. 8 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Мотивируя свои требования о восстановлении пропущенного срока, Яворская Г.Л. указывает на то, что срок на обжалование приказа министерства труда и социального развития Краснодарского края от 19.09.2019 № 1433-жс был пропущен по уважительным причинам, так как она вынуждена была ждать ответ на письмо «Центр социальной поддержки населения Ленинского района города Астрахани» министерства социального развития и труда Астраханской области, а когда административное исковое заявление было готово, в Краснодаре был введен режим карантина, потом самоизоляции (отсутствовала возможность направления по почте административного заявления всем участвующим в деле лицам), а также был ограничен доступ в суды города Краснодара по причине распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с этим она смогла обратиться в суд в защиту прав подопечного ребёнка только в мае 2020 года.

Суд, принимает во внимание доводы административного истца и считает возможным восстановит Яворской Г.Л. пропущенный срок на обжалование в связи с уважительностью причин его пропуска.

Как установлено, Яворская Г.Л. является попечителем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании приказа начальника управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар от 27.06.2011 № 980 «Об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения».

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот оставшихся без попечения родителей» сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно части 5 статьи 8 Закона № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Истец обратилась с заявлением об установлении факта невозможности проживания ФИО3 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, согласно постановлению Правительства Астраханской области от 19.12.2011 № 571-П.

Распоряжением государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района города Астрахани» министерства социального развития и труда Астраханской области от 20.05.2019 №579-л заявление удовлетворено, установлена невозможность возвращения ФИО3 в закрепленное жилое помещение.

Яворская Г.Л. обратилась в министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 19.09.2019 № 1433-жс истцу было отказано во включении ФИО3 в список по по причине отсутствия документов, подтверждающих невозможность проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, выданных в порядке, установленном порядке Правительством Астраханской области.

Однако к заявлению было приложено распоряжение государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района города Астрахани" министерства социального развития и труда Астраханской области от 20.05.2019 №579-л, согласно которому установлено наличие обстоятельства, препятствующее проживанию подопечной ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в жилом помещении по адресу: <адрес>, а именно общая площадь, приходящаяся на одного человека, проживающего там, менее учетной нормы, что соответствует требованиям Закона № 159-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 8 Закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанными в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо. проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Ст. 4 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в перечень обстоятельств, препятствующих проживанию, включено следующее обстоятельство: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, вне зависимости от использования каких-либо конкретных слов, распоряжением государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района города Астрахани" министерства социального развития и труда Астраханской области от 20.05.2019 №579-л подтверждено наличие указанного обстоятельства и установлен факт невозможности проживания ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Кроме того, согласно ответа государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района города Астрахани" министерства социального развития и труда Астраханской области от 04.02.2020 распоряжение полностью соответствует действующему законодательству Астраханской области, а также подтверждает факт невозможности проживания в указанном жилом помещении, в связи с чем, необходимости внесения изменений в распоряжение не имеется.

Таким образом, принимая во внимание, что распоряжение государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района города Астрахани" министерства социального развития и труда Астраханской области от 20.05.2019 №579-л подтверждает факт невозможности проживания ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес> приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 19.09.2019 № 1433-жс противоречит действующему законодательству и нарушает права несовершеннолетнего ребёнка, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Яворской Г. Л. действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании решения незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 19.09.2019 № 1433-жс «Об отказе во включении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями».

Обязать Министерства труда и социального развития Краснодарского края включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с датой включения в список 06.08.2019 в 16-20 часов.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течении месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья

Советского районного

суда г. Краснодара Греков Ф.А.

Мотивированное решение изготовлено 11.08.2020.

Судья

Советского районного

суда г. Краснодара Греков Ф.А.