� � � � � � � � � � � � � � � � � �
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 01 августа 2016 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 августа 2016 г.
г.Выборг 01 августа 2016 года
Дело N 2а-4589/2016
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б.,
с участием представителя административного истца администрации муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области ФИО1, представителя административных ответчиков Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области об оспаривании действий и представления должностного лица органа пожарного надзора,
установил:
Администрация муниципального образования (далее - МО) «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее – ГУ МЧС России по Ленинградской области), Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее – Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просила суд признать незаконными действия должностного лица – главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3, выразившиеся в вынесении представления от 28.04.2016 N1127-2-11-33 об устранении правонарушений в области пожарной безопасности; признать незаконным и отменить вышеуказанное представление, а также восстановить процессуальный срок на обжалование оспариваемого представления от 28.04.2016 N1127-2-11-33 об устранении правонарушений в области пожарной безопасности, ссылаясь на то, что 06 апреля 2016 года главным государственным инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 по адресу: <...>, а также в пос.Кравцово Выборгского района Ленинградской области, была проведена проверка соблюдения администрацией МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области требований пожарной безопасности, по результатам которой в адрес администрации внесено представление об устранении правонарушений в области пожарной безопасности.
Из оспариваемого представления следует, что в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно – наружное противопожарное водоснабжение в п. Кравцово не соответствует требованиям федерального законодательства; в журнале учета инструкций по пожарной безопасности отсутствуют отметки о проведении инструктажа сотрудников администрации за последний год (последняя запись 19.01.2015); в журнале учета огнетушителей имеются сведения о наличии огнетушителей с датой введения в эксплуатацию с 2009 г., более поздние записи отсутствуют, при наличии огнетушителей, приобретенных в 2015 г.; в помещении для хранения оборудования, расположенном на 1-м этаже администрации отсутствует пожарная сигнализация; отсутствует договор на обслуживание системы пожарной сигнализации и журнал учета обслуживания пожарной сигнализации.
Административный истец полагает, что оспариваемое представление и действия должностного лица органа пожарного надзора по его вынесению являются незаконными, нарушения, изложенные в представлении не соответствуют действительности. Так, в журнале учета инструкций по пожарной безопасности внесены отметки о проведении инструктажа сотрудников администрации 19.01.2015, повторный инструктаж проведен 11.04.2016. Таким образом, повторный инструктаж работников администрации проведен в установленный законом срок, не реже одного раза в год. Записи об огнетушителях, приобретенных в 2015 г. внесены администрацией МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области 06.04.2016, то есть до вынесения представления. Здание, в котором располагается администрация МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области находится в собственности СПК «АгроСтройКомплекс», в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, обязанность собственника заключать договор на установку пожарной сигнализации. Распоряжение на проведение проверки представлено не было, не соблюден был порядок проведения проверки, проверка осуществлена без оснований.
Представитель административного истца администрации МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков ГУ МЧС России по Ленинградской области и Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, настаивая на законности оспариваемых действия и представления. Просила в удовлетворении административного иска отказать, за отсутствием правовой состоятельности.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что 28.04.2016 главным государственным инспектором Выборгского района по пожарному надзору – начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО3 было вынесено постановление N 2-11-75-128, согласно которому администрация МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде предупреждения.
В этот же день (28.04.2016) главе администрации МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области выдано представление N 1127-2-11-33 об устранении правонарушений в области пожарной безопасности.
В соответствии с указанным постановлением, в результате проведенной выездной проверки 06.04.2016 в период с 19 часов 40 минут до 12 часов 30 минут соблюдения требований законодательства РФ о пожарной безопасности администрацией МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области по адресу: <...>, здание администрации, а также пос. Кравцово и Усадище (Яшино) Выборгского района Ленинградской области, выявлены нарушения п. 9.11 СП 8.13130.2009, п. 6, п. 22 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», п. 3, п. 478, п. 61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 « О противопожарном режиме», п. 4.1.33, п. 4.5.1, п. 4.5.4 СП 9.13130.2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 1796, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2009 № 123-ФЗ, п. 16 таблицы СП 3.13130.2009, а именно:
- наружное противопожарное водоснабжение в п. Кравцово не соответствует требованиям федерального законодательства. В пос. Кравцово имеется 2 пожарных пирса. По сведениям администрации в пос. Кравцово зарегистрировано 301 человек. В соответствии с представленной схемой расположения пожарных водоисточников в п. Кравцово часть поселка расположена за пределами 200 метровой зоны обслуживаемой источниками наружного противопожарного водоснабжения;
- в журнале учета инструкций по пожарной безопасности отсутствуют отметки о проведении инструктажа сотрудников администрации за последний год (последняя запись 19.01.2015);
- в журнале учета огнетушителей имеются сведения о наличии огнетушителей с датой введения в эксплуатацию с 2009 г., более поздние записи отсутствуют, при наличии огнетушителей, приобретенных в 2015 г.;
- в помещении для хранения оборудования, расположенном на 1-м этаже администрации отсутствует пожарная сигнализация;
- отсутствует договор на обслуживание системы пожарной сигнализации и журнал учета обслуживания пожарной сигнализации.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 30 мая 2016 года, постановление главного государственного инспектора Выборгского района по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО3 N2-11-75-128 от 28 апреля 2016 в отношении администрации МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области оставлено без изменения, жалоба представителя администрации МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области ФИО4 оставлена без изменения.
При таких обстоятельствах оспариваемое представление вынесено при наличии установленных действующим законодательством оснований, с соблюдением всех установленных требований.Доводы администрации МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области о том, что администрация является ненадлежащим субъектом, в отношении которого внесено представление, не могут быть приняты во внимание.
По смыслу статьи 29.13 КоАП РФ представление вносится той организации и тому должностному лицу, в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении и которое признано виновным в совершении административного правонарушения, именно этому лицу надлежит устранить причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.
Законность вынесения постановления об административном правонарушении, в том числе и в части того, является ли администрация МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, была проверена Выборгским городским судом Ленинградской области в рамках дела N12-412/2016 по жалобе представителя администрации МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области на постановление главного государственного инспектора Выборгского района по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО3, постановление N2-11-75-128 от 28 апреля 2016 признано законным. Указанное постановление в силу ч. 3 ст. 64 КАС РФ имеет преюдициальное значение для вывода о законности предписания должностного лица в указанной части.
Не согласившись с требованиями, указанными в представлении, которое было получено административным истцом 28 апреля 2016 года, администрация МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области обратилось в суд с административным иском о признании указанного распорядительного акта органа государственной власти незаконным и отмене.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, организацию, в деятельности которых эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
С учетом требований п. п. 2, 8, 9 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо (организацию), которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что представление выдано в установленном порядке уполномоченным на то должностным лицом и при наличии предусмотренных законом оснований. Требованиям закона оспариваемое представление не противоречит.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Согласно п. 1 указанного Административного регламента исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
В соответствии с положениями абз. 10 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Учитывая приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что главный государственный инспектор Выборгского района по пожарному надзору – начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО3 в отношении администрации МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, вынося оспариваемое представление, действовал в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами закона, содержание оспариваемого предписания соответствует предъявляемым требованиям закона.
Отклоняя доводы представителя административного истца о незаконности возложения представлением обязанности в течение одного месяца устранить указанные в представлении правонарушения в области пожарной безопасности, суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
В силу правовых положений, установленных ст. ст. 37, 38 ФЗ РФ "О пожарной безопасности", обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности возложена на руководителей организации; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Исходя из системного анализа приведенных правовых норм, представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что соблюдение требований противопожарной безопасности во вверенных административному истцу зданиях является его обязанностью.
Таким образом, администрация МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области будучи лицом ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, не обеспечило соблюдение требований пожарной безопасности объектов. Наличие указанных нарушений подтверждено материалами дела.
Установленный представлением срок для устранения выявленных нарушений до 28 мая 2016 года соответствует требованиям разумности.
Отказывая в удовлетворении заявленных администрацией МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области административных требований, суд с учетом изложенных обстоятельств, требований ФЗ РФ «О пожарной безопасности», Постановления Правительства РФ «О противопожарном режиме», положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О противопожарном режиме», исходит из того, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом при наличии на то правовых оснований, в пределах компетенции государственного органа для осуществления проверки соблюдения требований пожарной безопасности.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения его прав действиями главного государственного инспектора Выборгского района по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО3 по выдаче представления и противоречия самого представления действующему законодательству.
Доказательств, подтверждающих устранение указанных нарушений на момент рассмотрения дела судом, административным истцом не предоставлено.
Между тем, для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие решений, действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий главного государственного инспектора Выборгского района по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО3 и признанием незаконным и отмене постановленного им представления, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В то же время, суд полагает, что ходатайство о восстановлении пропущенного по мнению административного истца процессуального срока на обжалование оспариваемого представления не подлежит удовлетворению, поскольку данное требование само по себе не повлечет для административного истца никаких правовых последствий, поскольку в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказано. Тем более, что на момент обращения с настоящим административным иском в суд, применительно статье 219 КАС РФ, срок на обжалование пропущен не был.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления администрации МО «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области к ГУ МЧС России по Ленинградской области, Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области о признании незаконными действий должностного лица – главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3, выразившиеся в вынесении представления от 28.04.2016 N1127-2-11-33 об устранении правонарушений в области пожарной безопасности; признании незаконным и отмене представления главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 от 28.04.2016 N1127-2-11-33 об устранении правонарушений в области пожарной безопасности; восстановлении процессуального срока на обжалование представления от 28.04.2016 N1127-2-11-33 об устранении правонарушений в области пожарной безопасности отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков