ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-458/17 от 14.11.2017 Александровского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2017 года с.Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Е.А.Карякина,

при секретаре Спиридоновой Л.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Александровского района Шошина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении на официальном сайте муниципального образования информации о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, о необходимых документах, предоставляемых предпринимателям для получения поддержки, об условиях и порядке оказания органам местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной, а также в неразмещении на официальном сайте реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, обязании разместить на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информацию о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства для получения поддержки; о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки; об условиях и порядке назначения органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной; реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, соответствующий требованиям, установленным федеральным законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившегося в неразмещении на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информации о деятельности муниципального образования о формах, условиях и порядке оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В обоснование административного искового заявления указал, что в нарушение действующего федерального законодательства, администрацией Добринского сельсовета информация о деятельности муниципального образования о формах, условиях и порядке оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте муниципального образования а именно: в свободном доступе на официальном сайте муниципального образования не размещена информация о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки, об условиях и порядке оказания органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной, а также в не размещении на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.

По мнению прокурора указанное бездействие препятствует созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, не способствует увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования, а также не соответствует основным принципам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Отсутствие необходимой информации нарушает равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в государственных и муниципальных программах (подпрограммах).

Просил суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области в части неразмещения в свободном доступе на официальном сайте информации о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки, об условиях и порядке оказания органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной, в вышеназванном муниципальном образовании, а также в неразмещении на официальном сайте в сети «Интернет» реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки; обязать в 30-дневный срок администрацию муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области разместить на официальном сайте в сети «Интернет» следующую информацию:

- о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

- о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки;

- об условиях и порядке оказания органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной; обязать в 30-дневный срок администрацию муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области разместить на официальном сайте в сети «Интернет» реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, соответствующий требованиям, установленным федеральным законодательством.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Александровского района Шошин А.А. суду пояснил, что на день рассмотрения административного искового заявления административным ответчиком нарушения не устранены, в связи с чем заявленные административные исковые требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные содержащимся в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика не участвовал, до начала судебного заседания представитель административного ответчика – глава муниципального образования Добринский сельсовет ФИО1, действующий на основании Устава муниципального образования, предоставил суду заявление о признании заявленных административных исковых требований и рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.

Судом на основании ст. 150 КАС РФ определено рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика – администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление прокурора Александровского района обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Исходя из положений ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация размещаемая указанными органами в сети «Интернет» содержит, в том числе, информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Как следует из положений п. 3 ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят записи в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в отношении соответствующих субъектов малого и среднего предпринимательства в течение тридцати дней со дня принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007). Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в соответствии с п.2 ст.6 209-ФЗ от 24.07.2007 являются, среди прочих: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п.28 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007, являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5) открытость процедур оказания поддержки.

Согласно положений ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. При этом, условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Исходя из требований ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 органами местного самоуправления, оказывающими поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства должны вестись реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки, с размещением необходимой информации, предусмотренной п.2 вышеназванной статьи.

Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом, информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Согласно п.5 «Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 31.05.2017 № 262, сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми для ознакомления с ними физических и юридических лиц и размещаются на официальных сайтах органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных.

Согласно требований ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя, помимо прочего информационную и консультационную поддержку таких субъектов.

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно п. 2 вышеназванной статьи, информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства, среди прочего, информацией: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; также иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: 1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; 2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, в соответствии с п.2 ст. 14 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). При этом, согласно пп. 1,2 п. 5 ст. 14 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 в оказании поддержки субъекту должно быть отказано, если не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы; не выполнены условия оказания поддержки.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что на администрацию Добринского сельсовета возложена обязанность, в том числе по информационной поддержке малого и среднего предпринимательства на официальных сайтах в сети «Интернет».

В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем административного ответчика, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства информация о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки на вышеназванном сайте, не содержится, условия и порядок оказания органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной, в вышеназванном муниципальном образовании в установленном порядке не размещены, также не размещен на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.

Бездействие администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области, выразившееся в неразмещении в свободном доступе на официальном сайте информации о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки, об условиях и порядке оказания органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной, в вышеназванном муниципальном образовании, а также в неразмещении на официальном сайте в сети «Интернет» реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с указанными сведениями.

Указанное бездействие препятствует созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, не способствует увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования, а также не соответствует основным принципам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Отсутствие необходимой информации нарушает равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в государственных и муниципальных программах (подпрограммах)

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда по административному делу должна содержать, в том числе, указание на порядок и срок исполнения решения суда.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Учитывая данные нормы КАС РФ суд приходит к выводу о том, что администрацией Добринского сельсовета допущено незаконное бездействие, выразившееся в неразмещении в свободном доступе на официальном сайте информации о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки, об условиях и порядке оказания органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной, в муниципальном образовании, а также в неразмещении на официальном сайте в сети «Интернет» реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, что привело к нарушению прав неограниченного круга лиц на ознакомление с данной информацией.

При определении срока, в течение которого административному ответчику надлежит совершить действия, направленные на восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц, суд исходит из того, что действия по размещению на официальном сайте муниципального образования информации о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки, об условиях и порядке оказания органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной, в муниципальном образовании, а также реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, должны быть совершены в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-189, 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте муниципального образования информации о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, о необходимых документах, предоставляемых предпринимателям для получения поддержки, об условиях и порядке оказания органам местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной, а также в неразмещении на официальном сайте реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, обязании разместить в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» информацию о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства для получения поддержки; о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки; об условиях и порядке назначения органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной, а также разместить реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, соответствующий требованиям, установленным федеральным законодательством.

Обязать администрацию Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда разместить на официальном сайте администрации муниципального образования в сети «Интернет»:

- информацию о порядке обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

- информацию о необходимых документах, предоставляемых предпринимателями для получения поддержки;

- информацию об условиях и порядке оказания органом местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе информационной и консультационной;

- реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, соответствующий требованиям, установленным федеральным законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Карякин

В окончательной форме решение изготовлено 16 ноября 2017 года

Председательствующий Е.А. Карякин