ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4592/2023 от 14.07.2023 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД 23RS0040-01-2023-004040-43

К делу №2а-4592/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2023 года Первомайский районный суд

город Краснодар в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Бесчастном А.В.

с участием

представителя административного истца ООО «Краснодар Водоканал» ФИО1, действующего на основании доверенности №231-КР от 27.12.2022г., имеющего диплом о высшем юридическом образовании ВСА №0984943 от 09.02.2010г.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО2, действующего на основании доверенности от 28.12.2022г. №2993/01, имеющего диплом о высшем юридическом образовании ДВС 1876502 от 11.06.2003г.,

помощника прокурора города Краснодар ФИО3, предъявившего приказ от 21.04.2023г. №269-л,

в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО «Регион Партнер Плюс»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ООО «Краснодар Водоканал» к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании постановления недействующим,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Краснодар Водоканал» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании недействующим постановления.

В обосновании заявленных административных исковых требований указано, что Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 01.03.2023 № 821 для ООО «Регион Партнер Плюс» были установлены тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с 01.03.2023 по 31.12.2023.

Данное Постановление опубликовано на официальном портале сайта администрации муниципального образования г. Краснодар и Городской думы Краснодара http//www.krd.ru 01.03.2023, а также в газете Краснодарские известия №4 от 04.03.2023.

Административный истец полагает, что указанное постановление противоречит нормам права, содержащимся в следующих нормативно-правовых акт: Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ; Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406; Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 № 2053 «О особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 01.12.2022 по 31.12.2023 и внесении изменений в отдельные акты Правительства РФ».

Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы ООО «Краснодар Водоканал», ввиду позднего его принятия, и невозможностью учесть в тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение на 2023 год для ООО «Краснодар Водоканал» планируемые расходы по оплате услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод ООО «Регион Партнер Плюс» в 2023 году.

В ходе судебного разбирательства административные исковые требования были уточнены, ООО «Краснодар Водоканал» просит признать недействующим с 01.03.2023 пункт 2 Постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 01.03.2023 № 821 «Об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Регион Партнер Плюс».

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять новый нормативно-правового акт об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «Регион Партнер Плюс» в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, считает их законными и обоснованными, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО2, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель ООО «Регион Партнер Плюс» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом путем направления судебных повесток, о причинах неявки суду не сообщили.

Помощник прокурора, участвующий в деле, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований административного истца.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Проверяя соблюдение срока на обращение в суд, установлено следующее.

Согласно п. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое административным истцом Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 01.03.2023 № 821 «Об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Регион Партнер Плюс» вынесено и опубликовано 01.03.2023г.

Согласно п. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинаемся на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, крайний срок обращения в суд для обжалования постановления от 01.03.2023г. является 02.06.2023г.

Между тем, административное исковое заявление поступило в Первомайский районный суд г. Краснодара 01.06.2023г., т.е. в установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 59 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО «Краснодар Водоканал», ввиду следующего.

Согласно статье 5 Федерального закона от 07.12.2011 Л2 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и утверждение производственных программ.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса» муниципальному образованию город Краснодар переданы отдельные государственные полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Краснодар.

Согласно статье 66 Устава муниципального образования город Краснодар глава муниципального образования город Краснодар в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, настоящим Уставом, решениями городской Думы Краснодара, издает постановления администрации муниципального образования город Краснодар по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Краснодар федеральными законами и законами Краснодарского края.

Постановлением администрации от 02.07.2018 № 2671 утвержден Порядок осуществления администрацией полномочий в области регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, в том числе определен порядок взаимодействия управления цен и тарифов администрации и департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации при реализации переданных Краснодарским краем отдельных государственных полномочий по регулированию тарифов организациям, оказывающим услуги на территории муниципального образования город Краснодар.

На управление возложены функции по выбору метода регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения на услуги организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» и Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением № 406. Управление уполномочено на проведение экспертизы предложений регулируемых организаций об установлении тарифов в части экономической обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражению результатов экспертизы в экспертном заключении, а департамент готовит заключения об обоснованности производственных программ регулируемых организаций по техническим и натуральным показателям производственной деятельности на основании проводимого мониторинга регулируемых организаций в части объемов оказываемых услуг, количества необходимых ремонтов и электроэнергии.

Так, на основании поступившего в управление заявления регулируемой организации от 16.01.2023 № 20/20 и обосновывающих материалов об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения методом сравнения аналогов на 2023 год, открыто соответствующее тарифное дело.

При проведении экспертизы управлением учтено и отражено в указанной экспертизе, что ранее управлением проведена оценка соответствия собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений, которым по состоянию на 01.01.2022 установлены тарифы на транспортировку воды и (или) сточных вод, критериям отнесения к транзитным организациям.

В ходе проведения оценки установлено, что на основании подпунктов а) и в) пункта 45(1) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, ООО «Регион Партнер Плюс», осуществляющее деятельность по транспортировке холодной воды и транспортировке сточных вод, не соответствует утвержденным критериям, так как неразрывная протяженность участков сетей в пределах централизованной системы водоснабжения и водоотведения составляет менее 7 километров каждая, а также отсутствует аварийно-диспетчерская служба.

Таким образом, установленные постановлением администрации от 20.12.2021 № 5606 «Об установлении на 2022 год тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» тарифы для указанной регулируемой организации на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2022 год, отменены с 01.09.2022.

С учетом изложенного, указанная организация перестала относиться к категории организаций в отношении которых ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов.

В новом заявлении об установлении тарифов регулируемой организацией представлены обосновывающие документы об эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения неразрывной протяженностью сетей не менее 7 км, что подтверждает соответствие ООО «Регион Партнер Плюс» критериям транзитной организации.

В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением № 406, решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

По результатам проведения экспертизы управлением дано экспертное заключение от 26.01.2023 № 1/2023 об экономической обоснованности расчета рассматриваемых тарифов на услуги ООО «Регион Партнер Плюс».

В отношении проекта Постановления № 821 имеются заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы от 07.02.2023 № 135/16, подготовленное правовым департаментом администрации, из которого следует, что коррупционные факторы не выявлены, а также заключение прокуратуры города Краснодара от 21.02.2023, согласно которому проект Постановления № 821 разработан в пределах компетенции администрации и его принятие отвечает требованиям необходимости и достаточного правового урегулирования, кроме того, в указанном проекте отсутствуют положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, а также коррупциогенные факторы не выявлены.

Кроме того, Постановление № 821 официально опубликовано 01.03.2023 на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара, а также в печатном издании газеты «Краснодарские известия» 04.03.2023 № 4.

Таким образом, решение об установлении тарифов на услуги ООО «Регион Партнер Плюс» принято органом регулирования в сроки, установленные Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением № 406.

Оспариваемый нормативный правовой акт издан администрацией в порядке, установленном нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, в пределах компетенции администрации, с соблюдением установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Кроме этого, Постановление № 821 соответствует форме и виду, установленных порядком подготовки и оформления проектов муниципальных правовых актов, содержащимся Инструкции по делопроизводству в администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденной распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 11.07.2008 № 177-р.

Администрацией соблюдены правила введения Постановления №821 в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый акт администрации муниципального образования г. Краснодар вынесен с соблюдением установленной процедуры вынесения нормативно-правовых актов. Доказательств, подтверждающих противоречие обжалуемого постановления акту высшей юридической силы и нарушение прав административного истца суду не представлено.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что согласно информации, представленной управлением, необходимая валовая выручка на 2023 год, установленная ООО «Регион Партнер Плюс» в целях оказания услуг транспортировки холодной воды, стоков и подлежащая оплате ООО «Краснодар Водоканал» определена органом регулирования в размере 7656,37 тыс. руб., что составляет менее 0,2 процента от установленной ООО «Краснодар Водоканал» выручки на текущий период и в силу арифметической погрешности не может привести к росту тарифов для потребителей в 2024 - 2025 годах. При этом, общий размер заложенной ООО «Краснодар Водоканал» в тариф на 2023 год прибыли составляет 209 075,0 тыс. руб., следовательно, доводы ООО «Краснодар Водоканал» о возникновении убытков вследствие не учета органом регулирования расходов в размере 7656,37 тыс. руб. противоречат основам бухгалтерского учета.

В обоснование правомерности принятия органом регулирования заявления и обосновывающих материалов ООО «Регион Партнер Плюс», а также установления на 2023 год тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод сообщено, что согласно требованиям подпункта 6 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 01.12.2022 по 31.12.2023 и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» регулируемые тарифы в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами устанавливаются на 2023 год без календарной разбивки и вводятся в действие с 01.12.2022.

При этом, в соответствии с подпунктом 11 пункта 4 Постановления №2053 пересмотру подлежат с учетом предусмотренных данным постановлением особенностей только те регулируемые тарифы, которые установлены (скорректированы) на 2023 год до вступления в силу Постановления № 2053.

Таким образом, требования подпункта 6 пункта 3 Постановления № 2053 об установлении тарифов на 2023 год не позднее 15 дней со дня вступления в силу данного постановления (то есть до 01.12.2022) не могут быть применимы ввиду отсутствия у ООО «Регион Партнер Плюс» с 01.09.2022 действующих тарифов, которые необходимо было пересмотреть с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением 2053 и ввести в действие с 01.12.2022.

Согласно ранее внесенным изменениям в Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением № 406, тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод, установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования тарифов с 01.09.2022.

Уведомление о несоответствии критериям отнесения к транзитным организациям направлено в адрес ООО «Регион Партнер Плюс» письмом от 31.03.2022 №247/20.

Постановлением администрации от 31.08.2022 № 3973 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 17.12.2019 № 5788 «Об установлении на 2020 - 2022 годы тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» и признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 20.12.2021 № 5606 «Об установлении на 2022 год тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» тарифы на транспортировку холодной воды и (или) сточных вод, установленные на 2022 год организациям, не соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, в том числе ООО «Регион Партнер Плюс», прекратили действие с 01.09.2022.

В последствии, ООО «Регион Партнер Плюс» устранило несоответствие критериям отнесения к транзитным организациям и в целях осуществления надлежащей эксплуатации водопроводных и канализационных сетей обратилось 10.01.2023 в управление с заявлением об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2023 год.

В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов в случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением № 406, отказ в открытии дела не допускается.

Таким образом, согласно тарифному законодательству отсутствие в тарифе гарантирующего поставщика услуг, которым является ООО «Краснодар Водоканал», источника средств на покрытие расходов за услуги транспортирующей организации не является основанием для органа регулирования принятия решения об отказе в установлении тарифов вне зависимости от даты подачи соответствующего заявления об установлении тарифов учитывая, что ранее принятые тарифы отменены в силу закона.

Кроме того, пунктом 15 Основ ценообразования в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением № 406 предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), то такие выпадающие расходы, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью с учетом значений индекса потребительских цен определенного в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Экспертное заключение управления от 26.01.2023 № 1/2023 по экономическому обоснованию тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Регион Партнер Плюс» на 2023 год рассмотрено на заседании правления администрации по регулированию тарифов.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов административного истца в указанных им аспектах и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

В соответствии со статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

В нарушение статьи 59 КАС РФ административный истец не привел ни одного доказательства в обоснование доводов и требований, приведенных в рассматриваемом административном исковом заявлении.

В то время как ст. 45 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, имеют право, как представлять свои доказательства, так и заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Оснований для удовлетворения административного искового заявления не установлено.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО «Краснодар Водоканал», так как такие требования являются необоснованными и не подтверждаются материалами дела.

Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требованиях ООО «Краснодар Водоканал» к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании постановления недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья

Первомайского районного суда г. Краснодара п Е.Н. Медоева

Решение изготовлено 21 июля 2023 года