ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4592/2023 от 14.11.2023 Домодедовского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 14 ноября 2023 года

Домодедовский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Поповой С.Н.

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Домодедовской таможни об обязании совершить действия по возврату (зачету) излишне взысканных сумм, признании незаконными выставленных требований по штрафным санкциям, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда.

у с т а н о в и л :

Административный истец обратилась к ответчику с требованиями об обязании возвратить излишне взысканные таможенные пошлины, растаможить товар, произвести корректировку декларации товара, корректировку таможенного приходного ордера, признать незаконными выставленные требования по штрафным санкциям по делу от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов. Требования обосновывает тем, что постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ. Данное постановление является незаконным. ДД.ММ.ГГГГ в ОТО и ТК Домодедовской таможни для выпуска в свободное обращение была подана пассажирская таможенная декларация на товар, поступивший для личного пользования. В соответствии с таможенным законодательством были выполнены все процессуальные действия, представлены необходимые документы. Таможенным органом в выпуске товара было отказано. Привлечение ее к административной ответственности за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, свойствах она обжаловала в ФТС РФ. Решением ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ решение Домодедовской таможни по результатам таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГ признано неправомерным и отменено и поручено провести таможенный контроль стоимости товара в соответствии с законодательством о таможенном регулировании. В связи с невыполнение ответчиком таможенного законодательства требования просит удовлетворить.

Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещена, согласно телефонограммы просит рассматривать дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика ФИО5, действующая по доверенности, имеющая юридическое образование, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям указанным в возражениях, в удовлетворении просила отказать.(л.д.59-62).

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований .

В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Таким образом, по смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец на таможенный пост Аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни подала пассажирскую таможенную декларацию (далее-ПТД)/ в отношении товара б/у ковер Туркменский (Теке) 4<данные изъяты> В графе 4 ПТД указаны стоимость товара в размере <данные изъяты> приложены : международная авианакладная от ,инвойс от ДД.ММ.ГГГГ, информационное письмо о цели ввоза от ДД.ММ.ГГГГ, документ об определении исторической ценности перемещаемого товара от ДД.ММ.ГГГГ, копия паспорта гражданина РФ.

ДД.ММ.ГГГГ таможенным постом в связи с тем, что ПТД содержит неполные сведения о товаре (отсутствуют отличительные признаки товаров, влияющие на стоимостные характеристики (материал, способ изготовления, производитель, плотность и другие характеристики, позволяющие идентифицировать товар) в адрес заявителя письмом направлен запрос о представлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ документов и сведений: о процентном содержании шести в изделии, о способе и методе производства, размере изделия; о стране происхождения товаров, форме изготовления изделий, артикуле, наименовании модели4 об отнесении и (или) не отнесении товаров к культурным ценностям, нотариально заверенной копии диплома переводчика.

ДД.ММ.ГГГГ Таможенным органом был проведен досмотр товара, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра . Согласно данному акту товаром является ковер из текстильного материала, данные о производителе, торговой марке, артикуле и стране происхождения отсутствуют, видимых следов износа (потертости, загрязнения) не обнаружено.

Для подтверждения заявленной стоимости товаров, а также качественных характеристик товаров таможенным постом ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о назначении таможенной экспертизы, товар отобран в качестве образца.

По результатам проведенной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ Домодедовской таможней принято решение по результатам таможенного контроля .

Согласно указанного решения заявленная ФИО1 в ПТД стоимость товара и сведения, относящиеся к ее определению, не являются полными и достоверными, в связи с чем его стоимость определена на основании заключения таможенного эксперта, за вычетом: коммерческой надбавки, сборов за таможенные операции, налога на добавленную стоимость, пошлины и составила <данные изъяты>

Ввиду выявления при проведении таможенного контроля факта заявления недостоверных сведений о характеристиках и стоимости товаров, имеющих признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2ст.16.2 КоАП РФ, а также непредставления документов и сведений в соответствии с запросом от ДД.ММ.ГГГГ таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ отказано в выпуске товара, сведения о котором заявлены в ПТД /<данные изъяты>

Постановлением и.о. заместителя начальника Домодедовской таможни от ДД.ММ.ГГГГФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ? суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 16025, 83 руб.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась с жалобой в ФТС России на вышеуказанное решение таможенного органа.

По результатам рассмотрения жалобы административного истца ФТС России решением за от ДД.ММ.ГГГГ действия таможенного поста аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни по проведению таможенного контроля в отношении товара, сведения о котором, заявлены в вышеуказанной пассажирской таможенной декларации, признаны правомерными. Решение Домодедовской таможни по результатам таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГ признано неправомерным и отменено. Домодедовской таможне предписано провести таможенный контроль стоимости рассматриваемого товара в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании.

ДД.ММ.ГГГГ постановление и.о. заместителя начальника Домодедовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ Домодедовским городским судом <адрес> отменено, поскольку на момент рассмотрения жалобы ФИО2 на указанное постановление сведения о таможенной стоимости товара, определенной в соответствии с требованиями ст. 267 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза отсутствуют. Дело возвращено на новое рассмотрение в Домодедовскую таможню.

На момент рассмотрения данного дела решение по делу об административном правонарушении после отмены не принято.

Административный истец полагая, действия административного ответчика неправомерными, и выражая несогласие с результатами таможенного контроля, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

На основании ч.1,2 ст.310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Пунктом 1 статьи 51 ТК ЕАЭС предусмотрено, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст. 78 ТК ЕАЭС таможенные операции и порядок их совершения определяются настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а в части, не определенной настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, либо в случаях, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

На основании п.1 ст. 80 ТК ЕАЭС лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств регулируется главой 37 ТК ЕАЭС.

Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

На основании ч.4 ст. 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса товары для личного пользования могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

В отношении товаров для личного пользования, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение или временного ввоза, должны быть совершены физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита.

Статьей 268 ТК ЕАЭС предусмотрены основания возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, срок их уплаты и исчисление.

Согласно пункту 1 статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов - пункт 17 статьи 266 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами на основании таможенного приходного ордера либо на основании иного документа, определяемого Комиссией. Исчисление таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования производится таможенным органом, производящим выпуск таких товаров, на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании, а также по результатам таможенного контроля - пункт 25 статьи 266 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшая при регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, прекращается у декларанта при отказе 7 таможенного органа в выпуске этих товаров.

Как указано выше таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в выпуске товара, сведения о котором заявлены в ПТД

При этом, таможенные приходные ордера до решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров таможенным органом не формировались, таможенные пошлины, налоги не исчислялись, декларанту - истцу или ее представителю не направлялись, что исключало возможность уплаты таможенных пошлин в отношении товара по ПТД, до такого решения таможенного органа.

Статьей 66 ТК ЕАЭС предусмотрено, что излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

На основании подпункта 1 пункта 1 ст. 67 ТК ЕАЭС излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги подлежат возврату (зачету).

Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 ТК ЕАЭС, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 67 ТК ЕАЭС).

Из разъяснений содержащихся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 67 Таможенного кодекса возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом в административном порядке при условии внесения изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в сведения об исчисленных таможенных платежах в иных таможенных документах, указанных в данной норме. При этом срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта об изменении (дополнении) сведений, заявленных в декларации на товары, касающихся размеров подлежащих уплате таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи декларантом обращения и приложенных к нему документов в таможенный орган с учетом предусмотренных законодательством оснований приостановления течения этого срока (пункт 16 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары).

В связи с изложенным при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, уплаченных (взысканных) в бюджет, суд дает оценку достаточности доказательств, представленных декларантом таможенному органу в подтверждение факта переплаты, наличия оснований для проведения таможенного контроля в отношении сведений, заявленных в корректировке декларации на товары, и представленных таможенным органом доказательств, подтверждающих законность отказа во внесении изменений в декларацию на товары или бездействия по внесению этих изменений, в том числе после истечения установленного срока рассмотрения обращения декларанта.

В данном случае административным истцом не представлено доказательств свидетельствующих о том, что ей были уплачены таможенные платежи, а также что она обращалась к ответчику с заявлением о внесение изменений либо корректировки в сведения, заявленные в ПТД.

Учитывая приведенные нормы материального права, фактические обстоятельства дела, отсутствия решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца об обязании административного ответчика совершить действия по возврату (зачету) излишне взысканных сумм таможенных пошлин, растаможить товар для личного пользования произвести корректировку декларации на товары, корректировку таможенного приходного ордера, иные таможенные документы.

Не подлежат удовлетворению требования о признании незаконным выставленных штрафных санкций по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении прав.

Как выше указано, постановление и.о. заместителя начальника Домодедовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ,которым ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ? суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет решением Домодедовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Домодедовскую таможню.

Доказательств, свидетельствующих о том, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным суду не представлено. Не содержат материалы дела доказательств, что после отмены постановления по делу об административном правонарушении ФИО2 обращалась с заявлением о возврате излишне уплаченного штрафа, и ответчиком вопрос о его возврате не был разрешен.

Порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей, в том числе в связи с отменой постановления по делу об административных правонарушениях осуществляется в порядке установленном бюджетным законодательством.

На основании п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: в том числе, принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 40.1 Бюджетного кодекса РФ заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет … в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Административным истцом данные требования не были соблюдены.

Как следствие, не подлежат удовлетворению требования, административного истца о взыскании с административного ответчика компенсации морального вреда в размере , судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> транспортных расходов в размере , почтовых расходов в размере расходов на услуги представителя в размере

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд

решил :

В удовлетворении требований ФИО2 об обязании Домодедовскую таможню совершить действия по возврату (зачету) излишне взысканных таможенных сумм, согласно решения ФТС РФ, растаможить товар для личного пользования, произвести корректировку декларации товара, корректировку таможенного приходного ордера, признать незаконными требования по штрафным санкциям по делу от ДД.ММ.ГГГГ и восстановить права, о взыскании государственной пошлины в размере <данные изъяты>., транспортных расходов в размере <данные изъяты>., почтовых расходов в размере <данные изъяты>., оплаты юридических услуг в размере <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере 774000 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.

Председательствующий