УИД 22RS0065-02-2021-005711-50
Дело № 2а-4593/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2021 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Лапиной Л.Ю.,
при секретаре Казанцевой О.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, заинтересованного лица ДАННЫЕ ФИО3, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ13,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору ФИО5 о признании незаконными решений о приостановлении и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истц обратилась в Индустриальный районный суд г.Барнаула с административным иском, в котором, с учетом уточненного иска (л.д. 114-116, 124) просит признать незаконным решение государственного регистратора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального Рубцовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО5 от 29.07.2021 о приостановлении и отказ от 29.10.2021 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта: <адрес> объекте незавершенного строительством жилом доме по адресу: <адрес>, площадью 141,3 кв.м., степенью готовности 80%; установить Управлению Росреесра обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО4 на указанную квартиру.
В обоснование исковых требований указано, что 12.07.2021 истец обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет указанной квартиры на основании решения Индустриального районного суда г. Барнаула от 03.04.2013 о разделе имущества супругов, определения того же суда от 01.11.2013 о замене стороны ответчика, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24.12.2013.
29.07.2021 государственный регистратор ФИО5 уведомил о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав по заявлению истца. Приостановление мотивировано тем, что в нарушение п.п. 6 п. 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», в техническом плане не указан кадастровый номер здания, в котором расположено помещение. Без преобразования объекта незавершенного строительства в многоквартирный дом осуществить постановку на государственный кадастровый учет помещений не представляется возможным. Заявление о постановке на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности на образованные квартиры и заявление о прекращении прав на исходный объект (объект незавершенного строительства с кадастровым номером ***) не поданы.
29.10.2021 в связи с отказом административного истца устранить причины препятствующие осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации прав, государственный регистратор Управления Росреестра вынес решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указанной квартиры в объекте незавершенного строительством жилом доме.
С обжалуемыми решениями истец не согласна, считает, что приостановление и последующий отказ в регистрации повлекло нарушение её прав, предусмотренных п. 5 ч. 2 ст. 14, п. 4 ч. 8 ст. 41, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости, поскольку имеется вступившее в силу решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 03.04.2013. Отсутствие заявления ФИО6 и его правопреемников о государственной регистрации права на выделенный ему объект недвижимости, не является препятствием для осуществления регистрационных действий в отношении объекта недвижимости, выделенного административному истцу.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в нем.
Административный истец, заинтересованные лица не явились в судебное заседание, извещены надлежаще по телефонограмме, почте (л.д. 145-151).
Представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении требований административного истца по доводам указанным в отзыве на административное исковое заявление (л.д. 101-103).
Заинтересованные лица ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ13, ДАННЫЕ ФИО3 просили иск удовлетворить.
02.11.2021 определением Индустриального районного суда г. Барнаула к производству суда принято уточненное административное исковое заявление (л.д. 124)
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом определено о рассмотрении административного дела при имеющейся явке.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая дату вынесения оспариваемого уведомления о приостановлении - 29.07.2021 (л.д. 38), решение апелляционной комиссии от 31.08.2021 (л.д. 43-45) и дату подачи иска в суд - 13.09.2021 (л.д.4-6), дату принятии отказа 29.10.2021 (л.д.139), дату подачи уточненного иска в суд 01.11.2021, суд полагает, административным истцом не пропущен срок для подачи административного иска в суд об оспаривании указанных актов.
При разрешении административного иска по существу, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты (часть 2).
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10,12 части 5 настоящей статьи (ч. 3).
В силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона №218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст.41 того же Федерального закона в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Если образование объектов недвижимости осуществляется на основании судебного решения, то основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является такое судебное решение (п.4 ч.8 ст.41 Федерального закона №218-ФЗ).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 ст. 27 Федерального закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего ФЗ.
Судом установлено, что 03.10.2011 зарегистрировано право собственности ФИО6 на незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 141,30 кв.м., степенью готовности 80%.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 03.04.2013 за ФИО4 выделено и признано право собственности на <адрес> незавершенном строительством жилом доме по адресу: <адрес>, площадью 141,3 кв.м., степенью готовности 80%.За ФИО6 на <адрес> незавершенном строительством жилом доме по адресу: <адрес>, площадью 141, 3 кв.м, степенью готовности 80% (л.д. 66-73,77).
Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от 01.11.2013 в связи со смертью ФИО6 произведена процессуальная замена стороны на ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ10, ДАННЫЕ ФИО7, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ13, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ11, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ12 (л.д. 74-76).
13.07.2021 ФИО4 обратилась в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении помещения площадью 54,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 63-64)
29.07.2021 заявителю направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации до 29.10.2021 на основании п.5 ч.1 ст.26, п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, обосновывая его тем, что без преобразования объекта незавершенного строительства в многоквартирный дом осуществить постановку на государственный кадастровый учет помещений (квартир) не представляется возможным, а также поскольку заявление о постановке на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности на образованные квартиры и заявление о прекращении прав на исходный объект (объект незавершенного строительства с кадастровым номером ***) не поданы.
Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, и (или) государственной регистрации прав от 31.08.2021 заявление ФИО1 отклонено. (л.д. 43-45)
29.10.2021 заявителю направлено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указанных в уведомлении от 29.07.2021. (л.д. 139)
Указывая на отсутствие заявлений о постановке на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности на все образованные квартиры, и заявления о прекращении прав на исходный объект, государственный регистратор руководствовался положениями ч.1 ст.41 Федерального закона №218-ФЗ, согласно которой в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
Вместе с тем статьей 58 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда. В частности, частью 3 этой статьи установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
В данном случае основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является вступившее в законную силу решение суда, которым в собственность ФИО4 и ФИО6 выделены отдельные объекты недвижимости (<адрес>), образованные в результате раздела незавершенного строительством жилого дома.
То есть указанное решение суда влечет за собой прекращение права собственности на исходный объект недвижимости и возникновение права собственности у ФИО4 и ФИО6 на вновь образованные объекты. Следовательно, в силу ч.3 ст.58 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав и (или) государственный кадастровый учет в отношении вновь образованных объектов недвижимости может осуществляться на основании заявления любого из сторон рассмотренного спора, в том числе и административного истца.
Из материалов дела следует, что в течение длительного времени (решение суда о разделе совместного имущества вступило в законную силу 24.12.2013) ФИО6, а в последующем его правопреемники в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о регистрации права собственности на образованный объект недвижимости (квартиру №2) не обращались.
Кроме того, нельзя согласиться с требованием государственного регистратора о необходимости предъявления заявления о прекращении прав на исходный объект недвижимости (объект незавершенного строительства с кадастровым номером ***).
В рассматриваемой ситуации вступившим в законную силу решением суда осуществлен раздел незавершенного строительством жилого дома, в результате которого в собственность ФИО4 и ФИО6 переданы отдельные изолированные части этого дома (<адрес>*** соответственно), что означает утрату ФИО6 права собственности на этот дом.
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в подп. «а» п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №4 от 10 июня 1980 года «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом».
Помимо этого является неправомерным указание административного ответчика на невозможность выделения квартиры в незавершенном строительством жилом доме.
Право собственности ФИО4 на <адрес> незавершенном строительством жилом доме по адресу: <адрес> признано вступившим в законную силу решением суда. В связи с чем данное право в силу положений п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации.
Таким образом, суд полагает, что уведомления государственного регистратора Управления Росреестра по Алтайскому краю от 29.07.2021 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и от 29.10.2021 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на <адрес> объекте незавершенного строительством жилом доме по адресу: <адрес>, площадью 141,3 кв.м., степенью готовности 80% является незаконными.
Нарушенное административным ответчиком право административного истца в данном случае должно быть восстановлено путем возложения обязанности на Управление Росреестра по Алтайскому краю в установленном законом порядке рассмотреть заявление ФИО4 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении <адрес> объекте незавершенного строительством жилом доме по адресу: <адрес>, площадью 141,3 кв.м., степенью готовности 80%.
Требование истца о возложении обязанности на ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права заявлено излишне, поскольку эти действия входят в полномочия Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Учитывая изложенное, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст.111 Кодекса административного судопроизводства, с административного ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные ею судебные расходы на оплату государственной пошлины 300 рублей (л.д. 47).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 29 июля 2021 года о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 29 октября 2021 года об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на <адрес> объекте незавершенного строительством жилом доме по адресу: <адрес>, площадью 141,3 кв.м., степенью готовности 80%.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в установленном законом порядке рассмотреть заявление ФИО4 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении <адрес> объекте незавершенного строительством жилом доме по адресу: <адрес>, площадью 141,3 кв.м., степенью готовности 80%.
Взыскать с Управления Росреестра по Алтайскому краю в пользу ФИО4 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья Л.Ю. Лапина
Мотивированное решение составлено 16 января 2022 г.