ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-459/2022 от 14.06.2022 Лиманского районного суда (Астраханская область)

Дело № 2а-459/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Очировой И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Плешковой Ольги Павловны к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Плешкова О.П. обратилась в суд с административным иском к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Требования мотивированы тем, что Плешкова О.П., является опекуном следующих лиц: малолетнего П.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (основание - распоряжение ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ); ее дочери и матери П.С.А. - П.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющейся недееспособной (основание - распоряжение ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ). В ДД.ММ.ГГГГ Плешкова О.П. обратилась в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» (заявление от ДД.ММ.ГГГГ года № ) по вопросу о назначении П.С.А. выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 418-ФЗ). Решением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от 02.02.2022 № 48 было отказано в предоставлении государственной услуги - со ссылкой на положение пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 418-ФЗ, согласно которому данную выплату опекун вправе получить только в случае смерти матери, отца (усыновителя, объявления их умершими, лишения их родительских прав). В этой связи Плешкова О.П. обратилась в министерство социального развития труда Астраханской области. Согласно ответу из указанного министерства от ДД.ММ.ГГГГ года № , в назначении ежемесячной выплаты ей отказано в связи с тем, что П.С.А. находится на полном государственном обеспечении, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Решения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ и министерства социального развития и труда Астраханской области считает незаконными. Решением Лиманского районного суда Астраханской области oт ДД.ММ.ГГГГ ее дочь и мать П.С.А. - П.Н.А. признана недееспособной, а Плешкова О.П. назначена опекуном. Отца у малолетнего П.С.А. нет. В связи с чем, просит признать незаконными и отменить решения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от 02.02.2022 № 48 и министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Обязать ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» назначить ежемесячную денежную выплату в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» на основании заявления от 01.02.2022 № 299.

В судебном заседании административный истец Плешкова О.П. требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в судебном заседании Карпова М.А. возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Суд, изучив доводы административного искового заявления, выслушав лиц, участвующих по делу, возражения Министерство социального развития и труда Астраханской области, отзыва Уполномоченного по правам человека в Астраханской обл., указавшего о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска, исследовав письменные материалы дела, выплатное дело, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в. защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Конституцией Российской Федерации гарантируется в Российской Федерации государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства путем установления государственных пенсий, пособий и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39).

Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Плешкова О.П. на основании распоряжения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ является опекуном малолетнего П.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. ее дочери и матери П.С.А. - П.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющейся недееспособной на основании распоряжения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ). Решением Лиманского районного суда Астраханской области oт ДД.ММ.ГГГГ ее дочь и мать П.С.А. - П.Н.А. признана недееспособной, а Плешкова О.П. назначена опекуном. В графе отец свидетельства о рождении П.С.А. прочерк. Распоряжением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГП.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения признан оставшимся без попечения родителей.

Материалами дела также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Плешкова О.П. обратилась в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года № по вопросу о назначении П.С.А. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Единым уведомлением (решением) о предоставлении государственных социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» Плешковой О.П. в предоставлении государственной услуги ежемесячной денежной выплаты было отказано по основаниям положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 418-ФЗ, согласно которому данную выплату опекун вправе получить только в случае смерти матери, отца (усыновителя, объявления их умершими, лишения их родительских прав). Согласно ответу министерства социального развития труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ года № Плешковой О.П. на ее обращение в министерство социального развития труда Астраханской области было разъяснено, что по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в назначении ежемесячной выплаты Центром отказано, в связи с тем, что П.С.А. находится на полном государственном обеспечении, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Плешковой О.П. ежемесячно выплачиваются на Пачкова С. денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой в размере 9584,88 руб.

В пункте 10 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" узаконены случаи, когда предусмотренная комментируемым Законом ежемесячная денежная выплата не назначается. Это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не назначается в случае, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, находится на полном государственном обеспечении, а также в случае лишения гражданина родительских прав в отношении такого ребенка.

Под полным государственным обеспечением, согласно Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодатель понимает предоставление указанным в комментируемой статье категориям граждан бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. На полном государственном обеспечении дети могут находиться во время пребывания, в том числе в семье опекуна, попечителя, приемных родителей. По достижении 23 лет право на полное государственное обеспечение утрачивается.

В период нахождения детей на полном государственном обеспечении ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные вышеуказанным Законом, не производятся.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (пункт 3 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Таким образом, вопреки доводам административного иска Плешковой О.П. и доводам отзыва уполномоченного по правам человека в Астраханской области, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая, что опекаемый Плешковой О.П. ребенок П.С.А. (в отношении которого Плешкова О.П. является получателем средств на содержание ребенка) не соответствует условиям предоставления ежемесячной выплаты - находится на полном государственном обеспечении, обоснованно было принято решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, в связи с чем требования Плешковой О.П. о признании незаконными и отмене решения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ и обязания ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» на основании заявления от 01.02.2022 № 299 Плешковой О.П. отказать.

Не подлежат удовлетворению и требования об отмене ответа министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку как установлено судом и следует из материалов дела, заявление о предоставлении государственной услуги было адресовано Центру, которым и было принято решение об отказе. При этом, какого либо решения министерством социального развития и труда Астраханской области по вопросу предоставления Плешковой О.П. ежемесячных денежных выплат не принималось, на ее обращение в министерство социального развития труда Астраханской области последним было разъяснено, что по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в назначении ежемесячной выплаты ей отказано, в связи с тем, что П.С.А. находится на полном государственном обеспечении, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Плешковой Ольги Павловны к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконными и отмене решения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ и ответа министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, обязания ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» на основании заявления от 01.02.2022 № 299 отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: