Дело № 2а-459/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2022 года п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Очировой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Плешковой Ольги Павловны к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка,
УСТАНОВИЛ:
Плешкова О.П. обратилась в суд с административным иском к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Требования мотивированы тем, что Плешкова О.П., является опекуном следующих лиц: малолетнего П.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (основание - распоряжение ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ № №); ее дочери и матери П.С.А. - П.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющейся недееспособной (основание - распоряжение ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ № №). В ДД.ММ.ГГГГ Плешкова О.П. обратилась в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» (заявление от ДД.ММ.ГГГГ года № №) по вопросу о назначении П.С.А. выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 418-ФЗ). Решением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от 02.02.2022 № 48 было отказано в предоставлении государственной услуги - со ссылкой на положение пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 418-ФЗ, согласно которому данную выплату опекун вправе получить только в случае смерти матери, отца (усыновителя, объявления их умершими, лишения их родительских прав). В этой связи Плешкова О.П. обратилась в министерство социального развития труда Астраханской области. Согласно ответу из указанного министерства от ДД.ММ.ГГГГ года № №, в назначении ежемесячной выплаты ей отказано в связи с тем, что П.С.А. находится на полном государственном обеспечении, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Решения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ № № и министерства социального развития и труда Астраханской области считает незаконными. Решением Лиманского районного суда Астраханской области oт ДД.ММ.ГГГГ ее дочь и мать П.С.А. - П.Н.А. признана недееспособной, а Плешкова О.П. назначена опекуном. Отца у малолетнего П.С.А. нет. В связи с чем, просит признать незаконными и отменить решения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от 02.02.2022 № 48 и министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Обязать ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» назначить ежемесячную денежную выплату в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» на основании заявления от 01.02.2022 № 299.
В судебном заседании административный истец Плешкова О.П. требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в судебном заседании Карпова М.А. возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, выслушав лиц, участвующих по делу, возражения Министерство социального развития и труда Астраханской области, отзыва Уполномоченного по правам человека в Астраханской обл., указавшего о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска, исследовав письменные материалы дела, выплатное дело, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в. защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Конституцией Российской Федерации гарантируется в Российской Федерации государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства путем установления государственных пенсий, пособий и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39).
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Плешкова О.П. на основании распоряжения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ № № является опекуном малолетнего П.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. ее дочери и матери П.С.А. - П.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющейся недееспособной на основании распоряжения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ № №). Решением Лиманского районного суда Астраханской области oт ДД.ММ.ГГГГ ее дочь и мать П.С.А. - П.Н.А. признана недееспособной, а Плешкова О.П. назначена опекуном. В графе отец свидетельства о рождении П.С.А. прочерк. Распоряжением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ№П.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения признан оставшимся без попечения родителей.
Материалами дела также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Плешкова О.П. обратилась в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года № № по вопросу о назначении П.С.А. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Единым уведомлением (решением) о предоставлении государственных социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № № ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» Плешковой О.П. в предоставлении государственной услуги ежемесячной денежной выплаты было отказано по основаниям положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 418-ФЗ, согласно которому данную выплату опекун вправе получить только в случае смерти матери, отца (усыновителя, объявления их умершими, лишения их родительских прав). Согласно ответу министерства социального развития труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № Плешковой О.П. на ее обращение в министерство социального развития труда Астраханской области было разъяснено, что по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в назначении ежемесячной выплаты Центром отказано, в связи с тем, что П.С.А. находится на полном государственном обеспечении, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Плешковой О.П. ежемесячно выплачиваются на Пачкова С. денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой в размере 9584,88 руб.
В пункте 10 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" узаконены случаи, когда предусмотренная комментируемым Законом ежемесячная денежная выплата не назначается. Это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не назначается в случае, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, находится на полном государственном обеспечении, а также в случае лишения гражданина родительских прав в отношении такого ребенка.
Под полным государственным обеспечением, согласно Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодатель понимает предоставление указанным в комментируемой статье категориям граждан бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. На полном государственном обеспечении дети могут находиться во время пребывания, в том числе в семье опекуна, попечителя, приемных родителей. По достижении 23 лет право на полное государственное обеспечение утрачивается.
В период нахождения детей на полном государственном обеспечении ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные вышеуказанным Законом, не производятся.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (пункт 3 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").
Таким образом, вопреки доводам административного иска Плешковой О.П. и доводам отзыва уполномоченного по правам человека в Астраханской области, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая, что опекаемый Плешковой О.П. ребенок П.С.А. (в отношении которого Плешкова О.П. является получателем средств на содержание ребенка) не соответствует условиям предоставления ежемесячной выплаты - находится на полном государственном обеспечении, обоснованно было принято решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, в связи с чем требования Плешковой О.П. о признании незаконными и отмене решения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ № № и обязания ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» на основании заявления от 01.02.2022 № 299 Плешковой О.П. отказать.
Не подлежат удовлетворению и требования об отмене ответа министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, поскольку как установлено судом и следует из материалов дела, заявление о предоставлении государственной услуги было адресовано Центру, которым и было принято решение об отказе. При этом, какого либо решения министерством социального развития и труда Астраханской области по вопросу предоставления Плешковой О.П. ежемесячных денежных выплат не принималось, на ее обращение в министерство социального развития труда Астраханской области последним было разъяснено, что по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в назначении ежемесячной выплаты ей отказано, в связи с тем, что П.С.А. находится на полном государственном обеспечении, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Плешковой Ольги Павловны к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Лиманского района», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконными и отмене решения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» от ДД.ММ.ГГГГ № № и ответа министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, обязания ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района» в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» на основании заявления от 01.02.2022 № 299 отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: