ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-45/2018 от 05.02.2018 Большеглушицкого районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

5 февраля 2018 года село Большая Черниговка

Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Дмитриевой Е.Н.,

при секретаре Кривошееве Е.А.

рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-45\2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области о признании отказа в изменении зоны земельного участка незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области о признании отказа в изменении зоны земельного участка незаконным, мотивируя свои требования тем, что она является собственником земельного участка, площадью кв.м., с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – склады, данный участок отнесен к Зоне П1 (подзона производственных и коммунально-складских объектов V класса опасности) и расположенного по адресу: <адрес>. Участок используется в сельскохозяйственном производстве, на нем расположен зерносклад, ток в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением об изменении зоны участка: с зоны П1 на зону Сх2 (зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения). Заключением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области 12 сентября 2017 года было вынесено заключение о принятии предложения по внесению изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка; 22 сентября 2017 года было вынесено Постановление № «О подготовке проекта Решения Собрания представителей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка самарской области, утвержденные решением Собрания представителей сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области № от 30 декабря 2013 года»; 26 октября 2017 года было вынесено Постановление « О проведении публичных слушаний по вопросу о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области» с 30 октября 2017 года по 30 ноября 2017 года; 30 ноября 2017 года публичные слушания были признаны состоявшимися, в протокол публичных слушаний были внесены мнения, предложения и замечания; 12 декабря 2017 года Заключением комиссии по результатам проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области было отклонено предложение по внесению изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка; 13 декабря 2017 года администрацией сельского поселения большая Черниговка было вынесено Постановление «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области; 18 декабря 2017 года в ее адрес было направлено сообщение об отказе изменении зоны земельного участка.

Считая данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку комиссией не были не были учтены ее доводы о необходимости перевода, что данный участок используется непосредственно с деятельностью связанной с сельскохозяйственным производством, на нем расположены объекты, которые используются для сельскохозяйственных нужд (зенрносклад и крытый ток), административный истец просит признать отказ Администрации сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области в изменении зоны земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – незаконным; обязать администрацию сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области внести изменения в правила землепользования и застройки, путем изменения территориальной зоны П1-5 на зону СХ-2, под земельным участком с кадастровым номером № , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представители административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности и ФИО3, действующая на основании ордера исковые требования поддержали по основаниям изложенным в административном исковом заявлении, просили требования удовлетворить.

Административный ответчик глава администрации сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, представив в суд письменный отзыв, просил в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью кв.м., с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – склады, указанный земельный участок был образован в 2016 году из двух земельных участков ранее принадлежащих ФИО1 на основании договоров купли-продажи земельных участков, заключенных с Администрацией Большечерниговского района Самарской области от 1 августа 2007 года и 4 марта 2010 года для размещения и использования здания овощехранилища и производственной базы соответственно.

На спорном земельном участке размещены объекты капитального строительства, принадлежащие административному истцу: крытый ток, назначение – сельскохозяйственное, общей площадью кв.м. и зерносклад, назначение - сельскохозяйственное, общей площадью кв.м.; право собственности на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке в 2011 и 2012 годах, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права.

30 декабря 2013 года решением Собрания представителей сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский муниципального района Большечерниговский Самарской области были утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большачерниговский Самарской области.

В соответствии с указанными Правилами земельный участок, принадлежащий ФИО5, был отнесен к зоне П1-5 (подзона производственных и коммунально-складских объектов V класса опасности).

ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением об изменении зоны земельного участка: с зоны П1-5 на зону Сх2 (зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения).

Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области 12 сентября 2017 года было вынесено заключение о принятии предложения по внесению изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка.

22 сентября 2017 года Администрацией сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области было вынесено Постановление № «О подготовке проекта Решения Собрания представителей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка Самарской области, утвержденные решением Собрания представителей сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области № от 30 декабря 2013 года».

26 октября 2017 года Администрацией сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области было принято Постановление «О проведении публичных слушаний по вопросу о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области»; срок проведения публичных слушаний был определен с 30 октября 2017 года по 30 ноября 2017 года.

30 ноября 2017 года публичные слушания были признаны состоявшимися, в протокол публичных слушаний были внесены мнения, предложения и замечания.

12 декабря 2017 года Заключением комиссии по результатам проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области было отклонено предложение по внесению изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка.

13 декабря 2017 года администрацией сельского поселения большая Черниговка было вынесено Постановление «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области».

18 декабря 2017 года в ее адрес было направлено сообщение об отказе изменении зоны земельного участка.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Целью территориального планирования является определение в соответствующих документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, муниципального образования.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно пункту 2 указанной статьи правовой режим земель определяется в зависимости от их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ).

Статьей 85 ЗК РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В соответствии с п. 7 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими объектами, объектами жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, оптовой торговли, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 ЗК РФ).

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными в дело доказательствами, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО5 с 2007 и 2010 годов, относящийся к землям населенных пунктов, изначально был предоставлен для размещения объектов сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, по Правилам землепользования и застройкисельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области, утвержденным в 2013 году, спорный участок включен в границы территориальной зоны П1-5 (подзона производственных и коммунально-складских объектов V класса опасности).

Как усматривается из карты (схемы) градостроительного зонирования сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области, спорный земельный участок находится в зоне П1-5 (подзона производственных и коммунально-складских объектов V класса опасности); смежные участки отнесены к зонам Р2 – зона естественного природного ландшафта и СХ1 – зона сельскохозяйственных угодий.

Подготовка и принятие правил землепользования и застройки предусматривают последовательное соблюдение этапов и процедур, предусмотренных статьей 31 ГрК РФ, направленных на обеспечение соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, которые реализуются в том числе путем проведения публичных слушаний.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты, являющиеся в силу ч. 2 ст. 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.

В нарушение названных норм федерального законодательства, установление Правилами землепользования и застройки в 2013 году в отношении спорного земельного участка территориальной зоны П1-5 (подзона производственных и коммунально-складских объектов V класса опасности) не соответствует сложившейся, на момент принятия Правил, планировки территории и существующего землепользования, поскольку до утверждения Правил на спорном земельном участке были расположены объекты капитального строительства сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования данного участка был определен для размещения производственной базы и для размещения и использования овощехранилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 37 ГрК РФ). Для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента, изменение границ территориальных зон является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).

Согласно п. 9 ст. 1, ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 4 ст. 32 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.

В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 31, 32 настоящего Кодекса.

В силу ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Аналогичные положения установлены и Правилами землепользования и застройки сельского поселения Большая Чернигоква муниципального района Большечерниговский Самарской области, утвержденными Решением Собрания представителей сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области от 30 декабря 2013 года № .

Судом установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что при рассмотрении заявления ФИО1 на заседании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки 12 сентября 2017 года рекомендовано подготовить соответствующий проект решения Собрания представителей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка в части схемы зонирования территории.

22 сентября 2017 года Главой администрации сельского поселения Большая Черниговка принято постановление "О подготовке проекта решения Собрания представителей о внесении изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка".

Проект решения Собрания представителей о внесении изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка был разработан.

26 октября 2017 года Главой администрации сельского поселения Большая Черниговка принято постановление N "О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания представителей сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка, утвержденные Решением Собрания представителей сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области от 30 декабря 2013 года № ".

30 ноября 2017 года проведены публичные слушания, по результатам которых было вынесено заключение.

Согласно ст. 49 Правил основаниями для рассмотрения Главой поселения вопроса о внесении изменений в Правила являются:

1) несоответствие Правил генеральному плану поселения, возникшее в результате внесения в генеральный план поселения изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в настоящие Правила направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения настоящих Правил земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Статьей 50 Правил установлен порядок рассмотрения предложений и инициатив по внесению изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка, в соответствии с которой:

1. Рассмотрение предложений о внесении изменений в Правила производится Комиссией в течение тридцати дней со дня их внесения.

2. По результатам рассмотрения предложения по внесению изменений в Правила Комиссией принимается заключение, содержащее одну из следующих рекомендаций:

1) о принятии предложения по внесению изменений в Правила и о внесении соответствующих изменений в Правила;

2) об отклонении предложения по внесению изменений в Правила, с указанием причин отклонения.

3. Комиссия направляет заключение, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, Главе поселения, который в течение тридцати дней со дня получения такого заключения с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, издает постановление Администрации поселения о подготовке проекта решения Собрания представителей поселения о внесении изменений в Правила или об отклонении предложения о внесении изменений в Правила с указанием причин отклонения.

4. Копия постановления Администрации поселения о подготовке проекта решения Собрания представителей поселения о внесении изменений в Правила или об отклонении предложения о внесении изменений в Правила направляется Администрацией поселения заявителям не позднее тридцати дней со дня получения Главой поселения заключения комиссии, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

5. Подготовка проекта решения Собрания представителей поселения о внесении изменений в Правила осуществляется Комиссией в сроки, установленные постановлением Администрации поселения о подготовке проекта решения собрания представителей поселения о внесении изменений в Правила.

6. Проект решения Собрания представителей поселения о внесении изменений в Правила подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном главой V Правил.

7. Глава поселения не позднее десяти дней после представления ему проекта решения Собрания представителей поселения о внесении изменений в Правила, протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о направлении указанного проекта в Собрание представителей поселения или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

8. Внесение изменений в Правила осуществляется путем принятия Собранием представителей поселения решения о внесении изменений в Правила.

Вместе с тем, 13 декабря 2017 года Главой администрации сельского поселения Большая Черниговка принято постановление N "Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения большая Черниговка".

Однако, возможность принятия подобного решения (об отклонении предложения о внесении изменений в Правила) на данном этапе законом не предусмотрена, что не оспорено стороной ответчика в судебном заседании. Решение об отклонении предложений о внесении изменений в ПЗЗ могло быть принято главой администрации лишь до направления ему Собранием представителей проекта внесения изменений в Правила и до проведения публичных слушаний.

В данном случае, после принятия Главой администрации сельского поселения 22 сентября 2017 года постановления N "О подготовке проекта решения Собрания представителей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка" и 26 октября 2017 года постановление № «О проведении публичных слушаний», Глава администрации имел полномочия либо принять решение о направлении указанного проекта в установленном порядке в Собрание представителей, либо отклонить проект внесения изменений в Правила и направить его на доработку с указанием даты его повторного представления, чего сделано не было.

Учитывая изложенное, правовых и фактических оснований для отклонения предложения ФИО5 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Черниговка у администрации сельского поселения не имелось.

Таким образом, анализируя приведенные выше нормы права и обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что требования заявленные административным истцом являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку при разработке и принятии Правил не была учтена сложившаяся планировка территории и существующего землепользования, что противоречит ст. ст. 34, 36 ГрК РФ, не учитывает существующее фактическое землепользование (застройки объектами капитального строительства), кроме того был нарушен порядок принятия решения по заявлению ФИО5.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Администрации сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области в изменении зоны земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> - незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области внести изменения в правила землепользования и застройки, путем изменения территориальной зоны П1-5 на зону Сх2 – зона сельскохозяйственных угодий, под земельным участком с кадастровым номером № , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Большеглушицкий районный суд Самарской области.

Председательствующий Е.Н. Дмитриева