ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-45/2024 от 29.01.2023 Хасанского районного суда (Приморский край)

дело № 2а-45/2024

25RS0030-01-2023-001618-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2023 года пгт. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Синенко И.С.,

при секретаре Ромашкиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кутенкова Юрия Игоревича к администрации Хасанского муниципального округа Приморского края об обжаловании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Кутенков Ю.И. обратился с административным иском к администрации Хасанского муниципального округа Приморского края о признании недействующим постановления администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района от 09.12.2022 года № 858 «Об установлении публичного сервитута», в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:20:360101:687 ограничения (обременения) в виде публичного сервитута на 49 лет для размещения прохода или проезда через земельный участок, в том числе и в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В судебном заседании Кутенков Ю.И. и его представитель Холкина Т.С. заявленные требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что при установлении публичного сервитута администрацией Зарубинского городского поселения нарушены положения главы V.7 ЗК РФ.

Представитель администрации Хасанского муниципального округа Павленко П.С., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Предоставила возражения, в которых указала, что статьей 23 Земельного кодекса РФ не регламентирован вопрос проведения публичных слушаний при установлении публичного сервитута, таким образом, порядок установления публичного сервитута не нарушен. Также представитель указала на пропуск заявителем срока на обращение в суд в соответствии со ст. 219 КАС РФ.

Представители заинтересованных лиц администрации Зарубинского городского поселения, управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлялись судом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, проверив представленные материалы, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (п. 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п.3).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу пункта 14 статьи 23 ЗК РФ лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 48 ЗК РФ, в том числе при нарушении порядка установления публичного сервитута (подпункт 1).

Согласно ч. 9 ст. 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Как следует из материалов дела, Кутенков И.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Постановлением администрации Зарубинского городского поселения от 09.12.2022 года № 858, на основании ст. 39.43 ЗК РФ установлен публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:20:360101:687 на 49 лет для размещения прохода или проезда через земельный участок.

Согласно межевому плану от 14.12.2022 года, подготовленному в связи с образованием части земельного с кадастровым номером координатами характерных точек границ части этого участка являются:

Согласно п. 3 Положения о правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Хасанский муниципальный округ Приморского края, утвержденного нормативным правовым актом от 13.10.2022 N 2-НПА, администрация вновь образованного муниципального образования Хасанский муниципальный округ Приморского края является правопреемником, в том числе администрации Зарубинского городского поселения в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

В статье 39.45 ЗК РФ указано, что публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Кодекса и следующих ограничений: от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса (пункт 1).

В соответствии подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 18 статьи 23 ЗК РФ порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (регулирующей особенности установления публичного сервитута в отдельных целях).

Таким образом, исходя из прямого указания в оспариваемом постановлении об установлении публичного сервитута в соответствии с положениями ст. 39.43 ЗК РФ, а также срока его установления, в отсутствие иных доказательств, суд приходит к выводу об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ.

При этом, ст. 39.37 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень целей установления публичного сервитута.

Как следует из пункта 2 оспариваемого постановления, публичный сервитут устанавливается для размещения для прохода или проезда через земельный участок.

Вместе с тем, вышеназванный перечень не предусматривает в качестве цели установления публичного сервитута использование земельных участков и (или) земель для размещения прохода или проезда через земельный участок.

Согласно ч. 1 ст. 39.43 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение сроков, определенных пп. 1,2,3 части первой настоящей статьи и исчисляемых со дня поступления соответствующих ходатайств об установлении публичного сервитута.

Статьей 39.40 ЗК РФ определен круг лиц, имеющих право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, а в ст. 39.41 ЗК РФ указаны требования к содержанию такого ходатайства.

В тоже время административным ответчиком не представлено суду доказательств обращения заинтересованных лиц, указанных в ст. 39.40 ЗК РФ с ходатайствами об установлении публичного сервитута.

В соответствие с ч. 4 ст. 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута должно содержать, в том числе сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута (пункт 2).

В тоже время постановление об установлении публичного сервитута таких сведений не содержит.

Таким образом, администрацией Зарубинского городского поселения допущено нарушение порядка и процедуры установления публичного сервитута, регламентированных главой V.7 ЗК РФ, что, безусловно, повлекло нарушение прав административного истца на использование в полном объеме принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Согласно ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При таких обстоятельствах, а также с учетом ч. 9 ст. 39.43 ЗК РФ, административным истцом не пропущен срок для оспаривания нормативно-правового акта.

Более того, с оспариваемым постановлением, которое было представлено по требованию суда филиалом ППК «Роскадастр» по Приморскому краю, административный истец, был ознакомлен в судебном заседании 12.01.2024 года, несмотря на то, что еще до обращения в суд им принимались меры к истребованию данного постановления.

На основании и изложенного руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ,

р е ш и л:

административное исковое заявление Кутенкова Юрия Игоревича – удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 09 декабря 2022 года № 858 «Об установлении публичного сервитута на территории Зарубинского городского поселения» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:20:360101:687 ограничения (обременения) в виде публичного сервитута сроком 49 лет для размещения для прохода или проезда через земельный участок, в следующих координатах характерных точек границ части указанного земельного участка:

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья И.С. Синенко

мотивированное решение

изготовлено 12.02.2024 года.