ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4603/20 от 29.12.2020 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-4603/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 29 декабря 2020 года

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В., при секретаре Дужновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконными действий Омской таможни, Таможенного поста Аэропорт г.Омска Омской таможни, Ведущего инспектора ОТД Таможенного поста Аэропорт г. Омска Омской таможни ФИО2, понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

30.10.2020 ФИО1 обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал, что 06 октября 2020 года транспортное средство Toyota <данные изъяты> года выпуска, VIN: , государственный регистрационный знак: , принадлежащее ФИО1, было задержано и изъято Таможенным постом Аэропорт Омск Омской таможни, по факту данных действий ФИО1 был направлен протокол задержания товаров и документов на них от 06.10.2020 года, составленный ведущим инспектором ОТД т/п Аэропорт Омск Омской таможни -ФИО2, на вопрос об основаниях задержания транспортного средства должностное лицо, составившее указанный протокол, иные сотрудники Омской таможни объяснили, что данный автомобиль является в Российской Федерации иностранным товаром и не может эксплуатироваться без уплаты разницы между ставками таможенных пошлин согласно Таможенному кодексу ЕАЭС и суммой таможенных платежей, которые были уплачены за автомобиль в Республике Армения, не называя при этом конкретную сумму, какие действия нужно совершить, чтобы вернуть транспортное средство, не сообщили, данные действия административный истец считает незаконными, нарушающими его права и законные интересы.

ФИО1 просит признать незаконными действия Омской таможни Сибирского таможенного управления, Таможенного поста Аэропорт Омск Омской таможни, ведущего инспектора ОТД Таможенного поста Аэропорт Омск Омской таможни ФИО2 по задержанию указанного транспортного средства, возложить на Омскую таможню Сибирского таможенного управления, Таможенный пост Аэропорт Омск Омской таможни обязанность возвратить ему задержанное и изъятое в соответствии с протоколом задержания товаров и документов на них от 06.10.2020 года транспортное средство.

В судебном заседании ФИО1, его представитель по доверенности заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске, а также в дополнительных письменных пояснениях, согласно которым ошибочным является мнение таможенных органов о том, что указанный автомобиль подпадает под условия, указанные в п. 35 Приложения № 3 (Условия и переходные положения) к Договору от 10.10.2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года, считается иностранным товаром, поскольку в отношении него не были произведены таможенное декларирование в таможенных органах РФ и уплата таможенных пошлин в соответствии с п. 31 Приложения № 3 в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», в силу п. 5 ст. 258 Таможенного кодекса ЕАЭС подлежит задержанию, правом его ввоза и использования на территории России обладает лицо, имеющее право постоянного проживания в Республике Армения, мнение налогового органа основано на неправильном толковании отдельных источников таможенного права и противоречит положениям ТК ЕАЭС, в соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 положения ТК ЕАЭС имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года (абз. 1 п. 3 ст. 6 Договора и п. 4 ст. 1 ТК ЕАЭС), при имеющемся противоречии между договором от 10.10.2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года и ТК ЕАЭС, применению подлежат правила, указанные в ст. 260 ТК ЕАЭС, согласно которым у ФИО1 нет обязанности декларировать это транспортное средство в России, с учетом положений ст. 264 ТК ЕАЭС граждане стран-членов Союза не обязаны оформлять временный ввоз транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории стран-членов ЕАЭС, как следует из п. 6 ст. 42 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года, государство, присоединившееся к Союзу, вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемых Евразийской экономической комиссией, на основании международного договора о присоединении такого государства к Союзу, Комиссией утверждается перечень товаров и ставок, в отношении которых государство, присоединившееся к Союзу, вправе применять ввозные пошлины, отличные от ставок ЕТТ ЕАЭС, согласно п. 8 ст. 266 ТК ЕАЭС Комиссия в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию Союза, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами для личного пользования, законодательством государств-членов могут устанавливаться дополнительные либо более жесткие, чем определенные Комиссией, условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и (или) иные, чем определенные Комиссией, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, ввезенными с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, согласно подп. «к» п. 1 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8703, к которой относится указанное в административном иске транспортное средство, ТН ВЭД ЕАЭС и указанных в пунктах 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к Решению, до начала применения Республикой Армения и Кыргызской Республикой ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8703, к которой относится указанное в административном иске транспортное средство, ТН ВЭД ЕАЭС, не применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, установленные пунктами 1, 3 и 4 таблицы 2 (транспортные средства, ввозимые на территорию Союза для личного пользования любым способом) приложения № 2 (единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины) к Решению, в настоящем случае транспортное средство было ввезено на территорию Союза с обязательством уплатить таможенные пошлины по ставкам, применяемым в Республике Армения, спорный автомобиль не относится к товарам, ввозимым на территорию Союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин и не перечислен в Приложении № 1 и № 3 к Решению, то в его в отношении законодательством государств-членов не могут быть установлены дополнительные либо более жесткие требования, чем определено Комиссией согласно п. 8 ст. 266 ТК ЕАЭС и в подп. «к» п. 1 Решения, о необходимости уплаты которых как обязательного условия выпуска в свободное обращение на территории РФ говорят представители административного ответчика, в связи с чем, с момента оплаты таможенной пошлины при ввозе транспортного средства на территорию Союза, то есть после 10.10.2014 года (даты вступления в силу Договора от 10.10.2014 о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), транспортное средство было выпущено, а не выпущенное - должно было быть выпущенным таможенными органами Республики Армения в свободное обращение, в соответствии с п. 9 ст. 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Союза, приобретают статус товаров Союза с момента их выпуска в свободное обращение, спорное транспортное средство является товаром для личного пользования, к которому согласно решению Комиссии не применяются ставки совокупных таможенных платежей или единые ставки таможенных пошлин.

Представитель Омской таможни в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым автомобиль марки «TOYOTA <данные изъяты>» имеет статус иностранного товара, условия его ввоза на территорию Российской Федерации в настоящее время не соблюдены, так как он используется гражданином, постоянно проживающим в Российской Федерации, законное распоряжение таким транспортным средством на территории Российской Федерации возможно только при условии его таможенного декларирования в таможенных органах путем подачи пассажирской таможенной декларации, а также уплаты таможенных платежей в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 2 к Решению, в размере 1038024,01 рублей, в данном случае автомобиль приобретает статус товара ЕАЭС, положения пункта 5 статьи 262 ТК ЕАЭС в данной ситуации не применимы.

Заинтересованные лица – УМВД России по Омской области, ФИО3 в судебном заседании, о времени и месте которого извещены надлежаще, участия не принимали.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, лицо, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, из материалов дела следует, что согласно сведениям, представленным Комитетом государственных доходов Республики Армения, указанный в административном иске автомобиль марки «TOYOTA <данные изъяты>» 12.09.2018 задекларирован в Республике Армения по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления» согласно таможенному приходному ордеру , размер уплаченной таможенной пошлины составил 96500 AMD, НДС - 212299AMD, указанное транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза, согласно свидетельству об учете транспортного средства в Республике Армения от 12.09.2018 года владельцем автомобиля является гражданин Российской Федерации ФИО3, который не имеет постоянного проживания в Республике Армения, согласно доверенности от 27.09.2018 года ФИО3 уполномочил гражданина РФ ФИО1 управлять и распоряжаться указанным автомобилем, использование указанного транспортного средства на территории Российской Федерации осуществлялось гражданином Российской Федерации ФИО1, 06.10.2020 автомобиль задержан Омским таможенным постом Омской таможни на основании пункта 5 статьи 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС, согласно акту приема - передачи имущества на ответственное хранение транспортное средство помещено на ответственное хранение на склад задержанных товаров ООО «О» по адресу: <адрес>, в соответствии с данными Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области гражданин РФ ФИО1 зарегистрирован по месту жительства с 16.03.2012 по настоящее время по адресу <адрес>, с уведомлением о наличии у него иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, он в установленном законом порядке не обращался.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 года, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация учредили Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза, на основании договора о присоединении Республики Армения к указанному договору, подписанного в г. Минске 10.10.2014 года, Республика Армения присоединена к указанному договору, а также другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению № 1 к указанному договору, пунктом 2 ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в соответствии с п. 35 Условий и переходных положений (Приложение № 3 к Договору о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года автомобили, указанные в п. п. 30 и 31 данного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армении, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армении, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов, договор о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года начал действовать со 2 января 2015 года.

Ввоз указанного в административном иске автомобиля был осуществлен в 2018 году, то есть после вступления договора о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе в силу.

Согласно п. 50 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза транспортные средства для личного пользования - категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 4 ст. 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса товары для личного пользования могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенному декларированию подлежат временно ввезенные транспортные средства для личного пользования, находящиеся на таможенной территории Союза, в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7 и 12 статьи 264 настоящего Кодекса. Пунктом 2 ч. 4 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что таможенное декларирование в письменной форме допускается, в том числе, в отношении товаров для личного пользования. Пунктами 30 и 31 Условий установлено, что ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС. До начала применения Республикой Армения в отношении автомобилей ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 5 к Соглашению, таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей подлежат уплате в соответствии с законодательством Республики Армения. Автомобили, указанные в п. 30 Условий, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Приложении 5 к Соглашению. Положениями ч.10 ст.268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что при таможенном декларировании временно ввезенных транспортных средств для личного пользования с целью свободного обращения, а также при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, как если бы был произведен выпуск транспортных средств для личного пользования в свободное обращение.

Проанализировав указанные нормы права, суд полагает обоснованным согласиться с доводами Омской таможни о том, что указанный в административном иске автомобиль имеет статус иностранного товара, соответственно, ФИО1, не являющийся гражданином Республики Армения, должен был задекларировать его с представлением таможенной декларации и уплатить в отношении него таможенные платежи в размере 1038024,01 рублей в соответствии с расчётом таможенного органа, который судом проверен, признан верным.

С учётом указанных обстоятельств, судом не установлено законных оснований для возложения на Омскую таможню Сибирского таможенного управления, Таможенный пост Аэропорт Омск Омской таможни обязанность возвратить ФИО1 задержанное и изъятое в соответствии с протоколом задержания товаров и документов на них от 06.10.2020 года транспортное средство.

Согласно ч. 4, 5 ст. 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза до совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, либо при отказе таможенным органом в выпуске товаров для личного пользования указанные товары для личного пользования могут быть помещены на временное хранение, а товары для личного пользования, которые находятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, - также вывезены с таможенной территории Союза, если такие товары после ввоза на таможенную территорию Союза не покидали место прибытия, либо ввезены из места убытия обратно на таможенную территорию Союза. В случае невозможности выпуска товаров для личного пользования таможенным органом по причине несоблюдения условий выпуска и несовершения в отношении товаров для личного пользования таможенных операций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 1 ст. 380 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней. Возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, - собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания (далее в настоящей главе - декларант или иные лица), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1 ст.381 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). Задержанные товары возвращаются декларантам после их выпуска таможенным органом (ч.4 ст.381 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Таким образом, Омская таможня имеет право передать указанное в административном иске транспортное средство только декларанту, либо собственнику транспортного средства, которым ФИО1 не является.

Мнение административного истца о том, что у ФИО1 нет обязанности декларировать транспортное средство в России, является ошибочным, основано на неправильном толковании действующего законодательства.

Проанализировав доводы сторон, суд полагает обоснованным согласиться с мнением Омской таможни о том, что указанный автомобиль считается иностранным товаром, поскольку в отношении него не были произведены таможенное декларирование в таможенных органах РФ и уплата таможенных пошлин, он подлежит задержанию.

Таким образом, суд полагает обоснованным отказать в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 о признании незаконными действий Омской таможни, Таможенного поста Аэропорт г.Омска Омской таможни, Ведущего инспектора ОТД Таможенного поста Аэропорт г. Омска Омской таможни ФИО2, понуждении к действию оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья подпись Д.В. Середнев

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 29.12.2020 года.

<данные изъяты>