ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4609/2022 от 16.08.2022 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2а-4609/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2022 года г. Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шакировой Г.Р., при секретаре Галиахметовой С.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГУП РБ «Уфаводоканал» к судебным приставам-исполнителям Октябрьского РОСП г.Уфы УФССП по Республике Башкортостан Хадимуллиной А.А., СА.лину А.Р., врио начальника Октябрьского РОСП г.Уфы УФССП по РБ Зубкову Р.В., УФССП по РБ о признании решения незаконным,

установил:

ГУП РБ «Уфаводоканал» обратилось в суд с приведенным административным иском, указав, что на исполнении Октябрьского РОСП УФССП по РБ находится исполнительное производство -ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом по делу о взыскании с истца в пользу Саттаровой А.А. задолженности в сумме 83925,24 руб., в рамках которого постановлением от 17.09.2021г. взыскан исполнительский сбор 10000 руб. ДД.ММ.ГГГГ с расчетного счета ГУП РБ «Уфаводоканал» списаны денежные средства с назначением платежа «по Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП» в размере 93925,24 руб, то есть с учетом исполнительского сбора в размере 10000 руб. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУП РБ «Уфаводоканал» поступила лишь ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Октябрьского РОСП УФСПП России по РБ направлено заявление о возврате денежных средств по исполнительному производству-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в размере 10000 рублей. До настоящего времени возврат денежных средств на расчетный счет ГУП РБ «Уфаводоканал» не осуществлен, ответ на обращение не получен.

Административный истец, с учетом уточнений, просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП УФССП по РБ Хадимуллиной А.А. от 17.09.2021г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП, обязать судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП УФССП по РБ Хадимуллину А.А. возвратить ГУП РБ «Уфаводоканал» исполнительский сбор в сумме 10000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник Октябрьского РОСП УФССП по Зубков Р.В., судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП УФССП по СА.лин А.Р., заинтересованное лицо Саттарова А.А.

Представитель административного истца Куликова А.В. требования иска поддержала, указав, что копию постановления о возбуждении исполнительного производства получили после списания со счет задолженности и исполнительского сбора, копию постановления о взыскании исполнительского сбора не получали.

Представитель административных ответчиков судебных приставов-исполнителей Октябрьского РОСП УФССП по Салимуллина Р.А., начальника Октябрьского РОСП УФССП по Зубкова Р.В.Полетавкина Д.С просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что копию постановления о возбуждении исполнительного производства направили простой почтой.

Иные административные ответчики, заинтересованное лицо, извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В силу толкования статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для признания действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов незаконными является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В силу толкования статей 218, 227 КАС РФ основанием для признания действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов незаконными является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 данного закона одним из видов исполнительных документов являются судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 30 указанного закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом.

Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, на исполнении Октябрьского РОСП УФССП по РБ находится исполнительное производство -ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом по делу о взыскании с истца в пользу Саттаровой А.А. задолженности в сумме 83925,24 руб., в рамках которого постановлением от 17.09.2021г. взыскан исполнительский сбор 10000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ с расчетного счета ГУП РБ «Уфаводоканал» списаны денежные средства с назначением платежа «по Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП» в размере 93925,24 руб.

Копию постановления о возбуждении исполнительного производства истец получил 28.09.2021г., что подтверждается входящим штампом на постановлении.

Исполнительное производство окончено 04.10.2021г. в связи с исполнением.

В соответствии с нормами статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор.

Согласно части 1 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГN 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем в порядке статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

Из анализа приведенных законоположений и практики их применения можно сделать вывод, что закон, определяя общее и специальное понятие исполнительского сбора, соответственно как одно из исполнительных действий и специфической формы привлечения к ответственности за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, исходит из того, что являясь особого рода актом административной юрисдикции за совершенное правонарушение - неисполнение в добровольном порядке без уважительных причин исполнительного документа - исполнительский сбор предусматривает не только наказание в виде штрафа, подобно тому, как это предусмотрено законодательством об административных правонарушениях (часть 1 статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ), но и, в отличие от последнего, имеет целью пресечение правонарушения, совершаемого в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений, а не цель предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Помимо указанного характера исполнительского сбора нормы права регулируют процедуру его взыскания, а также срок, в течение которого постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать соблюдение им как норм материального права, определяющих основания для взыскания исполнительского сбора, учет степени вины должника, так и норм процессуального права, предписывающих соблюдать срок и порядок привлечения должника к ответственности. Кроме того, судебный пристав-исполнитель должен доказать, что постановление о взыскании исполнительского сбора служит цели пресечения правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.

Согласно разделу 2.4 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП России ДД.ММ.ГГГГ) уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.

Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства целесообразно предупреждать должников о необходимости уведомления судебного пристава-исполнителя об обращениях в суд с заявлениями о приостановлении исполнительного производства, отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда, обжалованию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство и иных обстоятельствах, имеющих значение для целей исполнительного производства.

Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе.

По иному адресу (в том числе электронной почты) либо иным способом постановление о возбуждении исполнительного производства направляется, если имеется соответствующее заявление должника (поданное по другим ранее возбужденным исполнительным производствам).

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть доставлено должнику взыскателем или иным лицом, которому судебным приставом-исполнителем с его согласия поручена доставка постановления.

В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).

В частности, согласно части 2 статьи 30 Закона взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике. Адрес электронной почты и иные контактные данные могут быть указаны на официальном сайте должника-организации и т.д.

Учитываяизложенное, суд приходит к выводу, что приведённые обстоятельства не позволили судебному приставу-исполнителю удостовериться в получении копии постановления о возбуждении исполнительного производства должником, вопреки приведенным нормам права копия постановления направлена должнику с нарушением срока и порядка направления (простым почтовым отправлением), при отсутствии сведений об извещении должника иными указанными в Методических рекомендациях способами, постановление о взыскании исполнительского сбора нельзя признать законным и обоснованным. Требования иска подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

требования ГУП РБ «Уфаводоканал» удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Уфы УФССП по РБ Хадимуллиной А.А. от 17.09.2021г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП.

Обязать судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Уфы УФССП по РБ Хадимуллину А.А. возвратить ГУП РБ «Уфаводоканал» исполнительский сбор в сумме 10000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Судья Шакирова Г.Р.