ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-460/19 от 13.01.2019 Кимрского городского суда (Тверская область)

дело № 2а-460/19

69RS0013-01-2019-000453-60

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой О.В.

с участием:

представителя административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2

при секретаре судебного заседания Коптевой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кимры 15 мая 2019 года административное дело по иску Кимрского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кимрского района Тверской области о признании незаконным бездействия по исполнению полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Кимрского района и возложении обязанности принять меры к исполнению полномочий в данной сфере в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,

у с т а н о в и л:

Кимрский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Проверка показала, что администрацией Кимрского района Тверской области до настоящего времени не приняты меры по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлению ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, инвентаризация существующих площадок и определению их балансодержателей не проведена, не принят нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и согласования создания места (площадки) накопления ТКО физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не определен уполномоченный орган, что является нарушением требований ч.ч. 4 и 5 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По вышеуказанным основаниям Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области 27.02.2019 главе администрации Кимрского района Тверской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, которое было рассмотрено администрацией района и отклонено, о чем представлен письменный ответ от 25.03.2019 №*.

Как следует из ответа администрации Кимрского района на представление прокуратуры, по мнению органа местного самоуправления, в соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона. Исходя из системного анализа указанных норм законодательства, учитывая факт отсутствия на территории муниципального образования «Кимрский район Тверской области» межселенной территории, администрация Кимрского района полагает, что полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений и городского поселения Белый Городок Кимрского района Тверской области в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относятся к полномочиям указанных поселений».

Вышеуказанное мнение администрации Кимрского района Тверской области в части, касающейся сельских поселений Кимрского района Тверской области по исполнению полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, является ошибочным по следующим основаниям.

В Закон Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» изменения с момента его принятия Законодательным Собранием Тверской области 13.11.2014 не вносилось.

Кроме того, согласно ст. 2 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» действие настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие в период с 27 мая 2014 года по 4 июля 2014 года включительно. Положения статьи 1 настоящего закона применяются к правоотношениям, возникшим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов муниципальных районов и сельских поселений Тверской области, начиная с бюджетов на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов.

Таким образом, действие вышеуказанного Закона Тверской области от и № 92-ЗО не распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.

Кроме того, Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в силу с 01 января 2019 года и полномочия, о которых, указано в данной статье не могли быть учтены Законом Тверской области от

№ 92-ЗО.

Бездействие администрации Кимрского района Тверской области в части исполнения требований ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ является незаконным и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую обстановку в Кимрском районе Тверской области, поскольку данный Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие администрации Кимрского района Тверской области в части неисполнения требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях сельских поселений Кимрского района Тверской области, а именно:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Возложить на администрацию Кимрского района Тверской области обязанность принять меры к исполнению требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях сельских поселений Кимрского района Тверской области, а именно:

-создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – Администрации Кимрского района Тверской области ФИО3 исковые требования не признал. Пояснил, что Администрация Кимрского района Тверской области не является органом, уполномоченным на определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Так, в соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии со ст.1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 г. N 92-ЗО "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области" дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.

Исходя из системного анализа указанных норм законодательства, учитывая факт отсутствия на территории муниципального образования "Кимрский район Тверской области" межселенной территории, полагал, что полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений и городского поселения Белый Городок Кимрского района Тверской области в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относятся к полномочиям указанных поселений.

Представитель заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что считает исковое заявление Кимрского межрайонного прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного и муниципального служащего) далее орган, организации, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями)если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие)органа, организации, лица, наделенных государственным или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган,, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственным или иными публичными полномочиями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Кимрский межрайонный прокурор воспользовался правом, предоставленным ему законом.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 6).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЭ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившей в силу с 01 января 2019 года):

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 1).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3).

В соответствии с пунктом 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит не на органах местного самоуправления, а на других лицах, такие лица обязаны согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.

Установлено, что Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Проверка показала, что администрацией Кимрского района Тверской области до настоящего времени не приняты меры по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлению ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, инвентаризация существующих площадок и определению их балансодержателей не проведена, не принят нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и согласования создания места (площадки) накопления ТКО физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не определен уполномоченный орган, что является нарушением требований ч.ч. 4 и 5 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По вышеуказанным основаниям Кимркой межрайонной прокуратурой Тверской области 27.02.2019 главе администрации Кимрского района Тверской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, которое было рассмотрено администрацией района и отклонено, с указанием на то, что полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений и городского поселения Белый Городок Кимрского района Тверской области в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относятся к полномочиям указанных поселений, о чем представлен письменный ответ Администрации Кимрского района Тверской области от 25.03.2019 №512.

Вместе с тем, в Закон Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» изменения с момента его принятия Законодательным Собранием Тверской области 13.11.2014 не вносились.

Согласно ст. 2 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» действие настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие в период с 27 мая 2014 года по 4 июля 2014 года включительно. Положения статьи 1 настоящего закона применяются к правоотношениям, возникшим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов муниципальных районов и сельских поселений Тверской области, начиная с бюджетов на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов.

Таким образом, действие вышеуказанного Закона Тверской области от

№ 92-ЗО не распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.

Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в силу с 01 января 2019 года и полномочия, о которых, указано в данной статье не могли быть учтены Законом Тверской области от 19.11.2015 № 92-ЗО.

Доводы представителя административного ответчика в этой части основаны на неверном толковании норм права.

Таким образом, суд считает установленным, что администрацией Кимрского района Тверской области до настоящего времени не приняты меры по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлению ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, инвентаризация существующих площадок и определению их балансодержателей не проведена, не принят нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и согласования создания места (площадки) накопления ТКО физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не определен уполномоченный орган, что является нарушением требований ч.ч. 4 и 5 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Установив изложенные обстоятельства, применив вышеуказанные нормы материального и процессуального права, суд приходит к мнению об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

При принятии решения обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Срок исполнения обязанности, указанный административным истцом, суд считает обоснованным, с учетом принципа разумности, времени, необходимого на исполнение решения суда. При наличии к тому оснований административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в соответствии с требованиями КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кимрского района Тверской области о признании незаконным бездействия по исполнению полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Кимрского района и возложении обязанности принять меры к исполнению полномочий в данной сфере в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Кимрского района Тверской области в части неисполнения требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях сельских поселений Кимрского района Тверской области, незаконным.

Возложить на Администрацию Кимрского района Тверской области обязанность принять меры к исполнению требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях сельских поселений Кимрского района Тверской области, а именно части:

- создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24 мая 2019 года.

Судья О.В. Осипова