Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело № ***
**.**.** года г.Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе
председательствующего Солодухиной Н.Н.,
с участием
представителя административного истца ФИО6,
по доверенностям от **.**.**,
представителей административного ответчика ФИО4, ФИО7, по доверенностям от **.**.** и от **.**.**,
представителя заинтересованного лица ФИО8,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации *** Курской области о признании незаконными уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, и уведомления о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенной реконструкции объекта капитального строительства,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации *** Курской области о признании незаконными уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, и уведомления о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенной реконструкции объекта капитального строительства, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № ***, площадью 60 кв.м., по адресу: ***, который расположен на земельном участке с кадастровым номером № ***, площадью 2927 кв.м., также принадлежащем ему на праве собственности. В целях улучшения условий проживания он решил выполнить реконструкцию *** года постройки в связи с чем, обратился в администрацию г.Железногорска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома. Администрация г.Железногорска выдала ему утвержденный постановлением главы администрации г.Железногорска № *** от **.**.** градостроительный план земельного участка №№ *** с кадастровым номером № *** с местоположением *** выдала разрешение на реконструкцию индивидуального жилого *** от **.**.**. В градостроительном плане на стр.4 в п.2.3 в графе 4 таблицы указан градостроительный параметр – минимальный отступ от границы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения здания 3 метра, отступ от красной линии до линии регулирования застройки при новом строительстве составляет не менее 5 метров. Он выполнил работы по реконструкции дома, изготовил технический план жилого дома для целей проведения учета в Росреестре изменений технических характеристик дома с кадастровым номером № ***. Градостроительные параметры жилого дома соответствуют параметрам разрешенного строительства, установленным градостроительным планом земельного участка. Он направил в адрес Администрации г.Железногорска уведомление, № ***.2 МФЦ от **.**.** об окончании реконструкции индивидуального жилого дома. Администрация г.Железногорска в ответ на уведомление направила в его адрес Уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности» по следующим основаниям: 1. О несоответствии параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования «***» Курской области от **.**.**№ ***-РД в редакции от **.**.**№ ***-РД, а именно в части несоблюдения отступов от красной линии застройки. П.1 ст.38 Градостроительного кодекса РФ устанавливает перечень предельных параметров разрешенного строительства. Красные линии не входят в установленный законодательством РФ, перечень предельных параметров разрешенного строительства. В градостроительном плане земельного участка п.2.3 указано «отступ от красной линии до линии застройки при новом строительстве составляет не менее 5 м.». Реконструкция объекта капитального строительства не является объектом нового строительства, следовательно, красные линии к объектам реконструкции не устанавливаются по причине обстоятельств, где закон правил землепользования и застройки г.Железногорска принятый в 2009 году обратной силы не имеет в отношении объектов недвижимости 1960 года постройки. Кроме того, уведомление о несоответствии принято в отношении объекта построенного, в качестве нового объекта, а не в отношении реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства, что имеет существенное значение для признания уведомления незаконным. Таким образом, администрация незаконно отказала ему во вводе в эксплуатацию реконструированного индивидуального жилого дома, в связи с чем, не представляется возможным осуществить в Росреестре учет изменений технических характеристик жилого дома. В качестве досудебного урегулирования спора, он снова направил новое уведомление об изменении параметров реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства, в части исключения параметров, в виде красных линий, к указанному объекту реконструкции, а также замены уведомления нового строительства на уведомление реконструируемого объекта. Однако, администрация г.Железногорска на его уведомление № *** от **.**.** «Об изменении параметров объекта индивидуального жилищного строительства» приняла уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства» по следующим основаниям: 1.О несоответствии предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки муниципального образования «***» Курской области от **.**.**№ ***-РД в редакции от **.**.**№ ***-РД, а именно в части несоблюдения отступов от красной линии застройки не менее 5 метров. Таким образом, администрация г.Железногорска по прежнему считает красную линию застройки предельным параметром разрешенного строительства, который не установлен градостроительным кодексом. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № *** от **.**.** утверждена форма уведомления об окончании строительства, в которой отступ от красной линии застройки, как параметр разрешенного строительства отсутствует. Кроме того, красные линии – это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. В администрации г.Железногорска проект планировки <данные изъяты> отсутствует. На основании изложенного, истец просит признать уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности», уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенной реконструкции объекта капитального строительства» Администрации г.Железногорска Курской области незаконными; обязать администрацию *** Курской области выдать ФИО2 уведомление «О соответствии реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности: по адресу: ***
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя ФИО6 по доверенности.
Представитель административного истца ФИО6 заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила удовлетворить.
Представители административного ответчика ФИО4 и ФИО7 в судебном заседании административные исковые требования ФИО2 не признали, просили в иске отказать, мотивируя следующим. **.**.** истец обратился в администрацию г.Железногорска по вопросу выдачи уведомления об окончании строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № *** и расположенном по адресу: *** Администрацией истцу было выдано уведомление от **.**.**№ *** о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям: в связи с несоответствием параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилам землепользования и застройки муниципального образования «***» Курской области от **.**.**№ ***-РД в редакции от **.**.**№ ***-РД, а именно в части несоблюдения отступа от реконструированного объекта до красной линии. На уведомление истца от **.**.** об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № *** и расположенном по адресу: ***, администрация *** выдала уведомление о несоответствии указанных в уведомлении об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № *** от **.**.** по следующим основаниям: о несоответствии предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилам землепользования и застройки муниципального образования «***» Курской области от **.**.**№ ***-РД в редакции от **.**.**№ ***-РД, а именно в части отступа от красной линии застройки менее 5 м.. Истцу до окончания реконструкции объекта недвижимости необходимо было обратиться в администрацию *** (в комиссию по землепользованию и застройки) за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а затем с заявлением (уведомлением) об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В связи с чем, административные исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Представитель заинтересованного лица ООО «Кадастр» ФИО8 в судебном заседании считал требования административного истца подлежащими удовлетворению по изложенным в иске основаниям.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно той же ст.1 ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Ст.42 ГрК РФ установлено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности, красные линии.
В соответствии со ст.43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. На чертежах межевания территории отображаются, в частности, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Из приведенных норм видно, что по действующему градостроительному законодательству красные линии считаются установленными, если они отображены на чертежах планировки территории в составе утвержденного проекта планировки территории или на чертежах межевания территории в составе утвержденного проекта межевания территории.
В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО2 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № ***, площадью 43 кв.м., расположенный по адресу: ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от **.**.**.
Вышеуказанный индивидуальный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № ***, площадью 2927 кв.м., адрес: *** также принадлежащем на праве собственности ФИО2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от **.**.**.
Установлено, что в целях улучшения условий проживания ФИО2 решил выполнить реконструкцию вышеуказанного дома, **.**.** года постройки, в связи с чем обратился в администрацию г.Железногорска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома.
**.**.** Администрацией *** было принято постановление № *** «Об утверждении градостроительного плана земельного участка №№ *** по обращению ФИО2», согласно которого был утвержден градостроительный план земельного участка №№ *** с кадастровым номером № *** с местоположением: ***
Как следует из градостроительного плана земельного участка, проект планировки территории не разработан.
**.**.** Администрацией *** Курской области ФИО2 выдано разрешение на реконструкцию индивидуального жилого ***.
Установлено, что ФИО2 выполнил работы по реконструкции дома, изготовил технический план жилого дома для целей проведения учета в Росреестре изменений технических характеристик дома с кадастровым номером № ***
**.**.**ФИО2 направил в адрес Администрации г.Железногорска уведомление, № *** МФЦ от **.**.** об окончании реконструкции индивидуального жилого дома.
Администрация *** Курской области в ответ на вышеуказанное уведомление направила в адрес административного истца Уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности» по следующим основаниям: 1.о несоответствии параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования «***» Курской области от **.**.**№ ***-РД в редакции от **.**.**№ ***-РД, а именно в части несоблюдения отступов от красной линии застройки.
**.**.** административный истец ФИО2 вновь направил в Администрацию *** Курской области уведомление об изменении параметров реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в части исключения параметров, в виде красных линий, к указанному объекту реконструкции, а также замены уведомления нового строительства на уведомление реконструируемого объекта.
Администрация *** Курской области в ответ на вышеуказанное уведомление направила в адрес административного истца Уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии указанных в уведомлении об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: 1.о несоответствии предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования «***» Курской области от **.**.**№ ***-РД в редакции от **.**.**№ ***-РД, а именно в части несоблюдения отступов от красной линии застройки не менее 5 метров.
Таким образом, в Уведомлении № *** от **.**.** и в Уведомлении № *** от **.**.** администрацией *** указано на одно несоответствие, а именно в части несоблюдения отступов от красной линии застройки не менее 5 метров.
Как пояснили представители административного ответчика в судебном заседании, а также следует из градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации *** от **.**.**№ ***, проект панировки территории не разработан.
Поскольку наличие красных линий должно подтверждаться соответствующими документами по планировке территории, а такие документы отсутствуют, суд считает указание в уведомлениях на несоблюдение отступов от красной линии застройки не менее 5 метров, не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Кроме того, суд учитывает, что административный истец производил реконструкцию дома, построенного в **.**.** году. При данной реконструкции был построен только второй этаж. Другие параметры дома не изменились, он не расширился. Данное обстоятельство представителями ответчика не оспаривалось.
Также суд обращает внимание на то, что Уведомление № *** от **.**.** было вынесено в отношении построенного объекта, в то время как административный истец производил реконструкцию дома, а не строил его.
Учитывая изложенное, суд считает правильным административные исковые требования ФИО2 удовлетворить и признать незаконным уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности»; признать незаконным уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии указанных в уведомлении об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке», возложив на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО2 об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности».
Признать незаконным уведомление № *** от **.**.** «О несоответствии указанных в уведомлении об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке».
Обязать Администрацию *** Курской области повторно рассмотреть уведомление ФИО2 об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.
Председательствующий: