Дело №а-671/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«01» февраля 2017 года ...
Индустриальный районный суд ... под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному Совету Удмуртской Республики об оспаривании действий (бездействий)
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику о признании незаконными действий (бездействий), нарушающих право на доступ к информации в позиции каждого депутата при голосовании по вопросам о принятии в первом чтении закона УР «О внесении изменений в закон УР «Об участии граждан в охране общественного порядка в Удмуртской Республике», о принятии закона УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год» и понуждении в предоставлении данной информации.
Требования мотивировал тем, что в силу Конституции РФ, Федерального закона от 09.06.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» истец имеет право на доступ к информации о деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики, в том числе, о нормотворческой деятельности. Депутат, являясь выразителем воли избирателей, несет ответственность перед ними. Следовательно, административный истец имеет право быть проинформированным о деятельности конкретных представителей власти и принимаемых ими решениях. Не зная позиции конкретного депутата, административный истец не имеет возможности влиять на выработку решений, принимать обоснованное решение при участии в выборах. Рассматриваемые депутатами Госсовета вопросы, сведения о позиции по которым запрошена административным истцом, непосредственно затрагивают его права. Бюджет определяет финансирование всех сфер государственного регулирования, с которым истец сталкивается как житель республики: здравоохранение, образование, благоустройство территории. Организация охраны общественного порядка напрямую связано с правом истца на безопасность. Знание позиции депутатов по данным вопросам позволяет истцу эффективно реализовать свое право на участие в управлении государством.
В судебном заседании административный истец ФИО6 на требованиях административного истца настаивал, дал пояснения, аналогичные изложенному в заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, против удовлетворения административного иска возражал в полном объеме, пояснил, что указанные в административном иске законы принимались депутатами открытым голосованием, решения о поименном голосовании не принималось. Согласно ч.4 ст. 37 Регламента информация о регистрации депутатов, голосовании и других данных хранится в памяти электронной системы только до окончания работы сессии, в связи с чем представить истцу информацию о поименном голосовании не представилось возможным. Административным ответчиком права, свободы и законные интересы административного истца не нарушались, так как сведения о голосовании конкретных депутатов по вопросам сессий Государственного Совета Удмуртской Республики являются сведениями об осуществлении депутатами одной из форм депутатской деятельности в соответствии с Законом Удмуртской Республики от -Дата-№-РЗ «О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики». В соответствии со ст. 9 указанного закона, депутат Госсовета ответственен перед избирателями и им подотчетен, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Следовательно данная информация может и должна быть запрошена только у конкретных депутатов, принимавших решение на сессиях Госсовета Удмуртской Республики. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании свидетель ФИО4 суду пояснил, что работает начальником Управления информационных технологий Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики. При проведении открытого голосования на сессии Госсовета, информация о голосовании каждого депутата хранится до окончания работы сессии, после этого распечатывается отчет, в который вносятся общие цифры о результатах голосования. Поскольку ФИО6 обратился с запросом после окончания 21 и 25 сессий, запрашиваемую информацию не представилось возможным в соответствии с Регламентом.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
Согласно выписки из протокола двадцать первой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики от -Дата-, в повестке дня под № стоял вопрос «О бюджета Удмуртской Республики на 2016 гол (второе чтение)». За принятие закона Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год» голосовали «за»- 61 депутат, «против»- 9, «воздержался»- 1.
Согласно выписки из протокола двадцать пятой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики от -Дата-, в повестке дня под № стоял вопрос «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «Об участии граждан в охране общественного порядка в Удмуртской Республике». За принятие закона голосовали «за»- 63 депутата, «против»- 0, «воздержалось»- 0.
Указанные законы принимались открытым голосованием, решений о поименном голосовании депутатами не принималось.
-Дата-ФИО6 обратился в Государственный Совет Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении информации о голосовании депутатов Госсовета Удмуртской Республики с указанием волеизъявления каждого из них по следующим вопросам:
25-я сессия Госсовета УР -Дата- принятие в первом чтении закона УР «О внесении изменений в закон УР «Об участии граждан в охране общественного порядка в Удмуртской Республике».
Второе заседание 21-й сессии Госсовета УР -Дата- о принятии закона УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год».
Заявление направлено посредством информационной системы «Олимп» на имя председателя Госсовета УР.
-Дата- административным ответчиком направлен административному истцу ответ №.1.2.-43 из которого следует, что в соответствии со ст. 42 Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от -Дата-№-IV «О Регламенте Государственного Совета Удмуртской Республики», поименное голосование на сессии Государственного Совета Удмуртской Республики по решению не менее одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики. В связи с тем, что решение о проведении поименного голосования на 21 и 25 сессиях Государственного Совета Удмуртской Республики депутатами не принималось, информацию о волеизъявлении каждого конкретного депутата по рассматриваемым на данных сессиях вопросах представить не представляется возможным.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики «О Государственном Совете Удмуртской Республики», принятого Государственным Советом Удмуртской Республики -Дата- N 898-III, Государственный Совет является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Удмуртской Республики «О Государственном Совете Удмуртской Республики» основной формой работы Государственного Совета являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к полномочиям Государственного Совета. Сессия Государственного Совета состоит из одного или нескольких заседаний.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона Удмуртской Республики «О Государственном Совете Удмуртской Республики» к полномочиям Государственного Совета относятся законодательное регулирование по предметам ведения Удмуртской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики в пределах полномочий Удмуртской Республики (п.4); утверждение бюджета Удмуртской Республики, утверждение отчета о его исполнении (п.6); принятие Регламента Государственного Совета и решение вопросов внутреннего распорядка деятельности Государственного Совета (п.18).
Согласно ч.1 ст. 38 Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от -Дата-№-IV, (далее – Регламент) решения Государственного Совета принимаются открытым или <данные изъяты> голосованием депутатов. Открытое голосование может быть поименным.
Согласно ч.4 ст. 38 Регламента голосование осуществляется с использованием и без использования электронной системы сопровождения заседаний, а также с использованием бюллетеней.
Согласно ч.5 ст. 38 Регламента открытое голосование в Государственном Совете проводится с помощью электронной системы сопровождения заседаний.
Согласно ч.4 ст. 37 Регламента информация о регистрации депутатов, голосовании и других данных хранится в памяти электронной системы до окончания работы сессии. После окончания сессии производится распечатка отчета, формируемого системой, на бумажный носитель. Отчет печатается в одном экземпляре, визируется сотрудниками Управления информационных технологий Аппарата Государственного Совета, секретариатом и председательствующим на сессии. Отчет на бумажном носителе и в электронном виде хранится в архиве Государственного Совета.
В соответствии с ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, определяется федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от -Дата- N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее Федеральный закон №8-ФЗ) пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п.1); обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации (п.4).
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона №8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст. 9 Федерального закона №8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона №8-ФЗ основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
1) достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа;
4) создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией;
5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.
В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона №8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального закона №8-ФЗ решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Изучив представленные сторонами доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что ответ административного ответчика от -Дата- соответствует требованиям Федерального закона №8-ФЗ, Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики, регулирующим спорные отношения, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем требования административного иска не подлежат удовлетворению.
Доводы административного истца о том, что положения ст. 37 вышеуказанного Регламента нарушают право административного истца на получение информации о позиции каждого депутата при принятии решений на сессии, суд не считает возможным положить в основу решения суда, удовлетворяющего исковые требования, поскольку предметом заявленного спора не является оценка законности положений Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики.
Поскольку нормы, регулирующие порядок сохранения информации об открытом голосовании депутатов на период сессии Государственного Совета Удмуртской Республики, не признаны в установленном порядке не соответствующими требованиям законодательства, суд считает возможным их применить в указанной редакции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Государственному Совету Удмуртской Республики о признании незаконными действий (бездействий), нарушающими право на доступ к информации о позиции каждого депутата при голосовании по вопросам о принятии в первом чтении закона УР «О внесении изменений в закон УР «Об участии граждан в охране общественного порядка в Удмуртской Республике», о принятии закона УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год» и понуждении в предоставлении данной информации- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме -Дата-.
Судья Сентякова Н.А.