ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4610/2016 от 21.09.2016 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело 2а-4610/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21сентября 2016 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,

присекретаре Луцай Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению лесами Брянской области о признании незаконным бездействия по нерасторжению, изменению договоров аренды лесных участок; об обязании принять меры к расторжению, изменению договоров аренды,

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с настоящим административным исковым заявлением к Управлению лесами Брянской области указывая на то, что прокуратурой Брянской области проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, лесного законодательства на территории Брянской области. В ходе проверки было установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации № 2322-р от 22декабря 2011 года утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, а также план реализации ее мероприятий, согласно которому на территории Брянской области в срок до 2014 года запланировано создание национального парка «Придеснянский». В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ответственного исполнителя мероприятий указанной Концепции, № 05-12-29/6035 от 17 марта 2015 года в границы национального парка планируется включить лесные участки, расположенные на землях Остролукского (бывшего Остролукского), Остролукского (бывшего Сольского), Холмовского (бывшего Жеренского) участковых лесничеств ГКУ БО «Трубчевское лесничество», Холмечкого (бывшего Холмечского), Погощенского (бывшего Погощенвского) участковых лесничеств ГКУ БО «Суземское лесничество», а также лесные участки, расположенные на территории государственного природного заказника регионального значения «Колпины», в связи с чем необходимо ограничить их вовлечение в хозяйственный оборот до принятия Правительством Российской Федерации решения о создании на территории Брянской области национального парка «Придеснянский». Однако <дата> между Управлением лесами Брянской области и ООО«ТрубчевскГИПлес» заключен договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда ГКУ БО «Трубчевское лесничество», согласно которого ООО «ТрубчевскГИПлес» в аренду сроком на 49 лет передан лесной участок, площадью 10258,1122 кв.м., включающий в себя с 1 по 96 лесотаксационные кварталы Остролуквского участкового лесничества (в границах бывшего Остролукского лесничества) ГКУ БО «Трубчевское лесничество». Кроме того, <дата> между ГУ «Суземское лесничество» и ООО «ДОЦ плюс» заключен договор аренды лесного участка, площадью 9602 га, включающего в себя 1-134 лесотаксационные квартала Негинского участкового лесничества ГУ«Суземское лесничество» на срок до <дата>. <дата> и <дата> между Управлением лесами Брянской области и ООО «Аванд Капитал» заключены договоры аренды лесных участков, площадью 4351 га, включающие в себя 1-38 лесотаксационные квартала Холмечского участкового лесничества (бывшего СПК «Лесной») и 1-86 лесотаксационные квартала Холмечского участкового лесничества (бывшего Краснослободского) ГКУ БО «Суземское лесничество». Также <дата> между Управлением лесами Брянской области и ООО«Лавр» заключен договор аренды лесного участка, площадью 1640 га, включающий в себя квартала 1-20 Негинского участкового лесничества (бывшего СПК «Негинский») ГКУ БО «Суземское лесничество». Административный истец полагает, что организация национального парка «Придеснянский» является существенным обстоятельством, при существовании которого на момент заключения указанных договоров аренды, они были бы заключены на других условиях. При заключении указанных договором стороны исходили из того, что использование лесного участка в целях заготовки древесины соответствует интересам сторон договора, одной из которых является уполномоченный публичным собственником - Российской Федерацией – государственный орган управления лесным хозяйством, соответствует публичным интересам и не препятствует правам иных лиц на пользование лесами, а также не препятствует реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Полагает, что сохранение спорных договоров аренды нарушает соотношение интересов сторон и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, а также может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, находящимся в федеральной собственности. Со ссылкой на положения статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.8, 3.10 Положения об Управлении лесами Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 82 считает, что Управление лесами Брянской области должно было предпринять меры к расторжению договора аренды лесного участка с ООО «ТрубчевскГИПлес» от <дата>, изменению договоров аренды лесных участков от <дата> с ООО«Лавр», от <дата> и <дата> с ООО «Аванд Капитал», от <дата> с ООО «ДОЦ плюс». Однако до настоящего времени указанных действий не предприняло. Полагает, что бездействие Управления лесами по Брянской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на рациональное и законное использование собственности Российской Федерации, в том числе земельного и лесного фонда, как неотъемлемого элемента природной среды и биологического разнообразия для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей.

С учетом уточненных требований Брянский природоохранный прокурор просил суд признать незаконным бездействия Управления лесами Брянской области по непринятию мер к расторжению договора аренды лесного участка, включающего в себя 1-96 лесные кварталы Остролукского участкового лесничества ГКУ БО «Трубчевское лесничество» с ООО«Трубчевскгиплес» от <дата>, изменению договоров аренды лесных участков от <дата> с ООО «Лавр», от <дата> и <дата> с ООО «Аванд Капитал», от <дата> с ООО «ДОЦ плюс» в части исключения из арендуемых лесных участков, участков, планируемых к включению в границы национального парка «Придеснянский» в границах Остролукского (бывшего Остролукского), Остролукского (бывшего Сольского), Холмовского (бывшего Жеренского) участковых лесничеств ГКУ БО «Трубчевское лесничество», Холмечского (бывшего Холмечского), Погощенского (бывшего Погощенского) участковых лесничеств ГКУ БО «Суземское лесничество», а также лесных участков, расположенных на территории государственного природного заказника регионального значения «Колпины»; обязать Управление лесами Брянской области принять меры к расторжению договора аренды лесного участка, включающего в себя 1-96 лесные кварталы Остролукского участкового лесничества ГКУ БО «Трубчевское лесничество» с ООО Трубчевскгиплес от <дата>, изменению договоров аренды лесных участков от <дата> с ООО«Лавр», от <дата> и <дата> с ООО «Аванд Капитал», от <дата> с ООО «ДОЦ плюс» в части исключения из арендуемых лесных участков участков, планируемых к включению в границы национального парка «Придеснянский» в границах Остролукского (бывшего Остролукского), Остролукского (бывшего Сольского), Холмовского (бывшего Жеренского) участковых лесничеств ГКУ БО «Трубчевское лесничество», Холмечского (бывшего Холмечского), Погощенского (бывшего Погощенского) участковых лесничеств ГКУ БО «Суземское лесничество», а также лесных участков, расположенных на территории государственного природного заказника регионального значения «Колпины» путем подготовки необходимых и последующего обращения в суд с соответствующими заявлениями.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Брянского природоохранного прокурора Петраков К.И. уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель Управления лесами Брянской области по доверенности Чернов А.М. возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Представители заинтересованных лиц - ООО «Аванд Капитал» по доверенности Макарцева М.В. и ООО «ТрубчевскГИПлес» Гришин А.А. полагали заявленные требования неподлежащими удовлетворению.

ООО «ДОЦ плюс», ООО «Лавр» о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, своих представителей, а также ходатайств об отложении судебного разбирательства дела в адрес суда не направили.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с пунктом4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ.

Согласно Указу Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года №82 «Об утверждении Положения об управлении лесами Брянской области», Управление лесами Брянской области (далее Управление) является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Управление лесами руководствуется в своей деятельности международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Брянской области, указами и распоряжениями Губернатора Брянской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Брянской области, а также настоящим положением (пункт 1.2 Положения).

К полномочиям Управления лесами Брянской области помимо прочего отнесено предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации № 2322-р от 22 декабря 2011 года утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, а также план реализации ее мероприятий, согласно которому на территории Брянской области в срок до 2014 года запланировано создание национального парка «Придеснянский». Ответственными исполнителями указаны: Минприроды России, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 05-12-29/6035 направленному в адрес Временно исполняющему обязанности Губернатора Брянской области Минприроды России в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 22декабря 2011 года № 2322-р, приступило к работам по созданию национального парка «Придеснянский» на территории Брянской области.

В этом же письме указано, что в границы национального парка планируется включить лесные участки, расположенные на землях Остролукского (бывшего Остролукского), Остролукского (бывшего Сольского), Холмовского (бывшего Жеренского) участковых лесничеств ГКУ БО «Трубчевское лесничество», Холмечкого (бывшего Холмечского), Погощенского (бывшего Погощенвского) участковых лесничеств ГКУ БО «Суземское лесничество», а также лесные участки, расположенные на территории государственного природного заказника регионального значения «Колпины», в связи с чем необходимо ограничить их вовлечение в хозяйственный оборот до принятия Правительством Российской Федерации решения о создании на территории Брянской области национального парка «Придеснянский».

Указанное письмо получено Правительством Брянской области 16 июня 2015 года, что подтверждается письмом Губернатора Брянской области от 20апреля 2016 года № 1-2873и в адрес прокуратуры Брянской области.

До вынесения распоряжения правительства Российской Федерации №2322-р от 22 декабря 2011 года между ГУ «Суземское лесничество» и ООО«ДОЦ плюс» <дата> заключен договор аренды лесного участка, площадью 9602 га, включающего в себя 1-134 лесотаксационные квартала Негинского участкового лесничества ГУ «Суземское лесничество» на срок до <дата>.

<дата> между Управлением лесами Брянской области и ООО «Лавр» заключен договор аренды лесного участка, площадью 1640 га, включающий в себя квартала 1-20 Негинского участкового лесничества (бывшего СПК «Негинский») ГКУ БО «Суземское лесничество».

После вынесения распоряжения правительства Российской Федерации №2322-р от 22 декабря 2011 года, однако до указания лесных участков, которые планируются включить в границы национального парка «Придеснянский», а именно <дата> между Управлением лесами Брянской области и ООО«ТрубчевскГИПлес» заключен договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда ГКУ БО «Трубчевское лесничество», согласно которого ООО «ТрубчевскГИПлес» в аренду сроком на 49 лет передан лесной участок, площадью 10258,1122 кв.м., включающий в себя с 1 по 96 лесотаксационные кварталы Остролуквского участкового лесничества (в границах бывшего Остролукского лесничества) ГКУ БО «Трубчевское лесничество».

<дата> и <дата> между Управлением лесами Брянской области и ООО «Аванд Капитал» заключены договоры аренды лесных участков, площадью 4351 га, включающие в себя 1-38 лесотаксационные квартала Холмечского участкового лесничества (бывшего СПК «Лесной») и 1-86 лесотаксационные квартала Холмечского участкового лесничества (бывшего Краснослободского) ГКУ БО «Суземское лесничество».

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Вышеуказанное распоряжение Правительства Российской Федерации №2322-р от 22 декабря 2011 года не является правовым актом, подлежащим обязательному исполнению, носит исключительно рекомендационный характер, не содержит указания на необходимость изъятия из хозяйственного оборота лесных участков, планируемых включить в границы национального парка «Придеснянский».

Также на необходимость изъятия из хозяйственного оборота лесных участков, планируемых включить в границы национального парка «Придеснянский» не указано и в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 05-12-29/6035, которое определяет перечень лесных участков, планируемых включению в границы национального парка.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 14марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В силу статьи 14 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. В случаях, установленных федеральными законами, национальные парки могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое преобразование.

Решение Правительства Российской Федерации о создании национального парка «Придеснянский» не принималось, границы национального парка «Придеснянский» до настоящего времени не определены. Из изложенного следует, что спорные лесные участки на время рассмотрения настоящего дела не обладают статусом особо охраняемых территорий, поскольку не являются составной частью национального парка, а содержащиеся в приведенных выше документах намерения по их включению в состав территории национального парка «Придеснянский», без принятия уполномоченным органом решения о его создании и определения его документально оформленных границ, не имеют никаких правовых последствий и не могут служить основанием для возложения на тот или иной орган исполнительной власти обязанности совершить действия по изъятию земельных участков из хозяйственного оборота.

На основании изложенного, учитывая, что ни распоряжением Правительства Российской Федерации №2322-р от 22 декабря 2011 года, ни письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 05-12-29/6035 на Управление лесами Брянской области не возложена обязанность по изъятию из хозяйственного оборота лесных участков, планируемых включить в границы национального парка «Придеснянский», а также что границы национального парка «Придеснянский» не определены, суд приходит к выводу, что незаконное бездействие Управления лесами Брянской области по непринятию мер к расторжению, изменению договоров аренды лесных участков отсутствует, поскольку без определения границ национального парка административный ответчик не имеет возможности на установление точных параметров лесных участков, подлежащих изъятию из хозяйственного оборота, а также сбор необходимых документов для расторжения, изменения договоров аренды. Между тем обращение с требованиями о расторжении, изменении договоров аренды лесных участков, которые лишь планируются включить в национальный парк, повлечет нарушение прав арендаторов, указанных лесных участков.

При указанных обстоятельствах административные исковые требования Брянского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия по нерасторжению, изменению договоров аренды лесных участок; об обязании принять меры к расторжению, изменению договоров аренды удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административным исковых требований Брянского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению лесами Брянской области о признании незаконным бездействия по нерасторжению договора аренды лесного участка, включающего в себя 1-96 лесные кварталы Остролукского участкового лесничества ГКУ БО «Трубчевское лесничество» с ООО «Трубчевскгиплес» от <дата>, изменению договоров аренды лесных участков от <дата> с ООО «Лавр», от <дата> и <дата> с ООО «Аванд Капитал», от <дата> с ООО «ДОЦ плюс» в части исключения из арендуемых лесных участков участков, планируемых к включению в границы национального парка «Предиснянский» в границах Остролукского (бывшего Остролукского), Остролукского (бывшего Сольского), Холмовского (бывшего Жеренского) участковых лесничеств ГКУ БО «Трубчевское лесничество», Холмечского (бывшего Холмечского), Погощенского (бывшего Погощенского) участковых лесничеств ГКУ БО «Суземское лесничество», а также лесных участков, расположенных на территории государственного природного заказника регионального значения «Колпины»; об обязании Управления лесами Брянской области принять меры к расторжению договора аренды лесного участка, включающего в себя 1-96 лесные кварталы Остролукского участкового лесничества ГКУ БО «Трубчевское лесничество» с ООО«Трубчевскгиплес» от <дата>, изменению договоров аренды лесных участков от <дата> с ООО «Лавр», от <дата> и <дата> с ООО «Аванд Капитал», от <дата> с ООО «ДОЦ плюс» в части исключения из арендуемых лесных участков участков, планируемых к включению в границы национального парка «Предиснянский» в границах Остролукского (бывшего Остролукского), Остролукского (бывшего Сольского), Холмовского (бывшего Жеренского) участковых лесничеств ГКУ БО «Трубчевское лесничество», Холмечского (бывшего Холмечского), Погощенского (бывшего Погощенского) участковых лесничеств ГКУ БО «Суземское лесничество», а также лесных участков, расположенных на территории государственного природного заказника регионального значения «Колпины» путем подготовки необходимых и последующего обращения в суд с соответствующими заявлениями, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Советского районного суда г. Брянска Е.М. Бурлина

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2016 года