ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4617/2021 от 09.03.2022 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-906/2022

25RS0003-01-2021-005914-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 марта 2022 года г. Владивосток

Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего – судьи Хренкова О.В.,

при секретаре судебного заседания Матюшиной Т.А.,

с участием представителя административного истца Кожевникова А.В.,

представителя административного ответчика Осиповой Н.А.,

представителя заинтересованных лиц Андрияновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Терентьева Алексея Станиславовича к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Терентьев А.С. обратился в суд с административным иском, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Надеждинского муниципального района <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях строительства проезда к находящемуся в его собственности земельному участку. ДД.ММ.ГГГГ на данное заявление ему был дан ответ об отсутствии оснований для утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку он ограничивает доступ к иным земельным участкам. ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился в администрацию Надеждинского муниципального района <адрес> с заявлением, в котором указал, что приведенные в обоснование отказа земельные участки находятся в его собственности и формированием участка ничьи права затрагиваться не будут. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было повторно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на то, что в границах испрашиваемого земельного участка расположена автомобильная дорога V категории, являющаяся территорией общего пользования. Однако каких-либо данных, свидетельствующих о существовании автомобильной дороги в границах испрашиваемого земельного участка, административным ответчиком не представлено, на его балансе данная дорога не стоит, право собственности на нее не зарегистрировано. При этом действующее законодательство допускает нахождение автомобильной дороги в частной собственности. На основании изложенного просит признать незаконным решение администрации Надеждинского муниципального района <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на администрацию Надеждинского муниципального района <адрес> обязанность повторно рассмотреть его обращения от ДД.ММ.ГГГГ вх. и от ДД.ММ.ГГГГ вх. .

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом заказным почтовым отправлением, конверт с судебным извещением возвращен в суд в связи с истечением срока хранения.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на факт нахождения в границах испрашиваемого земельного участка автомобильной дороги V категории, являющейся территорией общего пользования, доступ к которой у административного истца не ограничен и должен быть обеспечен всем заинтересованным лицам.

Представитель заинтересованных лиц: Смирнова В.И., Кравченко М.В. в судебном заседании также возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому действующее законодательство допускает возможность нахождения в собственности физических и юридических лиц дорог, построенных ими за счет собственных средств на предоставленных им для этого в установленном порядке земельных участках, однако дорога в границах испрашиваемого земельного участка существует длительное время и используется неограниченным кругом лиц, в связи с чем предоставление земельного участка нарушит права данных лиц. Административный истец также беспрепятственно пользуется данной дорогой с целью проезда к своему участку, в связи с чем его права не нарушаются. При этом им самовольно был установлен шлагбаум, ограничивающий проезд по данной дороге заинтересованным лицам, что свидетельствует о злоупотреблении правом с его стороны.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Кема» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом заказным почтовым отправлением, конверт с судебным извещением возвращен в суд в связи с истечением срока хранения.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Терентьев А.С. обратился в администрацию Надеждинского муниципального района <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью2153 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

На данное заявление администрацией Надеждинского муниципального района <адрес> был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в границах испрашиваемого земельного участка расположен проезд, который является территорией общего пользования, и испрашиваемый земельный участок ограничивает доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами 25 в связи с чем оснований для утверждения схемы расположения земельного участка не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ Терентьев А.С. повторно обратился в администрацию Надеждинского муниципального района <адрес> с заявлением о повторном рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения указанного земельного участка.

На данное заявление администрацией Надеждинского муниципального района <адрес> был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в границах испрашиваемого земельного участка расположен проезд, который является территорией общего пользования (автомобильная дорога местного значения V категории), и испрашиваемый земельный участок ограничивает доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами , в связи с чем оснований для утверждения схемы расположения земельного участка не имеется.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) и пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

При этом автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу частей 1, 2 статьи 5 названного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с частью 11 статьи 5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования (часть 12 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Согласно положениям частей 7, 8 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ перечни автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения являются документами, определяющими статус таких дорог, и утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответственно.

По смыслу приведенных норм дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения.

При этом в силу части 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ органом местного самоуправления городского округа перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может быть утвержден.

Как следует из материалов дела и подтверждается фрагментом обзорной схемы территориального планирования и градостроительного зонирования Надеждинского муниципального района, испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования (автомобильная дорога местного значения V категории, обеспечивающая проезд к другим земельным участкам) и отвечает показателям определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения.

Использование данного земельного участка неопределенным кругом лицом с целью проезда к принадлежащим им земельным участкам подтверждается пояснениями представителя заинтересованных лиц ФИО8, ФИО9, их обращением в административную комиссию Надеждинского муниципального района по факту воспрепятствования в пользовании данной дорогой в связи с самовольной установкой шлагбаума на въезде, а также заключением кадастрового ФИО1 ООО «ФИО1», согласно которому массив из земельных участков с кадастровыми номерами с восточной стороны ограничен оврагом, в котором протекает ручей, за оврагом находится садовое некоммерческое товарищество «Кирказон»; с западной стороны ограничен оврагом, за оврагом находится садовое некоммерческое товарищество «Земляничка»; с южной стороны ограничен земельными участками с кадастровыми номерами , какие-либо подъездные пути отсутствуют; с северной стороны подходит подъезд, проход по территориальной зоне Т4 (зона улично-дорожной сети), который является выездом на асфальтированную дорогу, ведущую к федеральной трассе; на сегодняшний день это самый оптимальный и единственный существующий проход, подъезд к массиву земельных участков.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.9 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Терентьева Алексея Станиславовича к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Первореченский районный суд г. Владивостока – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.В. Хренков