ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-461/19 от 01.07.2019 Абзелиловского районного суда (Республика Башкортостан)

К делу №2а-461/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«01» июля 2019 года

с. Аскарово РБ

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Осипова В.Н.

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 (доверенность <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года),

при секретаре Агзамовой С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова ФИО5 к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, отделу архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан на бездействие уполномоченного органа при принятии решения об изменении разрешенного вида использования земельного участка и выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был приобретен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования «Для ведения личного подсобного хозяйства». На указанном земельном участке было запланировано строительство блокированного жилого дома, состоящего из 8-ми блоков, ДД.ММ.ГГГГ был получен градостроительный план.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано заявление на имя Главы администрации СП Таштимеровский сельсовет о проведении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного вида использования земельного участка по адресу: <адрес>, в газете «Абзелил» опубликовано объявление о назначении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного вида использования земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам публичных слушаний было принято решение об изменении разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на «Блокированная жилая застройка» и Администрацией СП в адрес Администрации МР Абзелиловский район РБ было направлено письмо по указанному вопросу.

Данное изменение отделом архитектуры и градостроительства Администрации МР Абзелиловский район РБ произведено не было, ответа истцу не поступало. Многократное обращение в Администрацию МР, прием у Главы Администрации ДД.ММ.ГГГГ результатов не дало.

ДД.ММ.ГГГГ истец был вынужден обратиться в прокуратуру Абзелиловского района РБ за защитой своих нарушенных прав, которым было вынесено представление об устранении нарушения законодательства, было возбуждено дело об административном правонарушении. Однако, данное предписание Администрацией было проигнорировано. В результате повторного обращения в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МР Абзелиловский район РБ повторно внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и акт прокурорского реагирования.

ДД.ММ.ГГГГ истцом, основываясь на предписаниях прокуратуры, через портал госуслуг было подано заявление в отдел архитектуры и градостроительства Администрации МР Абзелиловский район РБ с просьбой о выдаче разрешения на строительство, в чем было неправомерно отказано со ссылкой на несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, какие именно требования нарушены, не указано.

Администрацией РБ было рекомендовано обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

ДД.ММ.ГГГГ истец направлял в Администрацию претензию с требованием принятия решения об изменении разрешенного вида использования земельного участка на «Блокированная жилая застройка», которая была оставлена без ответа.

Кроме того, ранее на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, был изменен разрешенный вид использования земельного участка с «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Блокированная жилая застройка», получено разрешение на строительство указанного объекта, построен дом, сдан в эксплуатацию, построенные блоки прошли государственную регистрацию. Каких-либо препятствий и возражений в отношении изменения разрешенного вида использования и выдаче разрешения на строительство вышеуказанного земельного участка со стороны Администрации МР Абзелиловский район РБ не было.

Просит признать незаконным бездействие уполномоченного органа в непринятии решения о смене разрешенного вида использования земельного участка, обязать уполномоченный орган принять решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Блокированная жилая застройка», признать незаконным бездействие уполномоченного органа муниципальной власти, выразившееся в непринятии решения о выдаче разрешения на строительство, обязать его выдать разрешение на строительство блокированного жилого дома на вышеуказанном земельном участке.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, однако его неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Представитель административного истца ФИО2 в ходе судебного заседания предъявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Административные ответчики Администрация МР Абзелиловский район РБ, отдел архитектуры и градостроительства Администрации МР Абзелиловский район РБ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных ответчиков.

Выслушав представителя административного истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1); соблюдены ли сроки обращения в суд (п.2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) (пп.а п.3); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен (пп.б п.3); основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пп.в п.3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п.4).

При этом, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Срок для обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом, подавшим 03.06.2019 административный иск, не пропущен.

Установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования «Для ведения личного подсобного хозяйства», является ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Ст. 7 Земельного кодекса РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Ст. 39 Градостроительного кодекса РФ установлено, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В силу требований ч. 1 ст. 64 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Администрацией СП Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ в газете «Абзелил» под № 73 от 11.09.2018 было размещено объявление о проведении публичных слушаний по изменению разрешенного вида использования вышеуказанного земельного участка.

Согласно протоколу публичных слушаний по изменению разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Блокированная жилая застройка» от ДД.ММ.ГГГГ, темой публичных слушаний явилось: изменение разрешенного вида использования земельного участка с «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Блокированная жилая застройка». На публичных слушаниях присутствовали 3 человек, которые по итогам предварительных слушаний проголосовали за изменение разрешенного вида использования земельного участка с «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Блокированная жилая застройка».

Письмом за исх. от ДД.ММ.ГГГГ протокол публичных слушаний Администрацией СП Ташбулатовский сельсовет МР Абзелиловский район РБ был направлен в Администрацию МР Абзелиловский район РБ.

Как видно из материалов надзорного производства по обращениям ФИО1, ФИО1 обращался в прокуратуру Абзелиловского района РБ по вышеуказанным фактам бездействия по непринятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки в адрес руководства Администрации МР Абзелиловский район РБ было внесено представление об устранении нарушений законодательства, в отношении начальника отдела архитектуры и градостроительства было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 2.13 КоАП РФ. ФИО1 было направлено уведомление о рассмотрении обращения ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился повторно с просьбой обязать Администрацию МР Абзелиловский район РБ предоставить требуемую муниципальную услугу в кратчайшие сроки и принять дополнительные меры по привлечению к ответственности лиц виновных в нарушении.

По результатам проверки в адрес руководства Администрации МР Абзелиловский район РБ было внесено представление об устранении нарушений законодательства, ФИО1 направлено уведомление о рассмотрении обращения ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, в установленный срок администрацией решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения не принято, суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что имеются основания для признания бездействия уполномоченного органа муниципальной власти в непринятии решения о смене разрешенного вида использования земельного участка незаконным и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующего решения.

Исковые требования в части возложения на уполномоченного органа муниципальной власти обязанности принять решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Блокированная жилая застройка», суд находит преждевременно заявленными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как было указано выше, основанием для изменения разрешенного вида использования является решение о предоставлении разрешения на разрешенный вид использования земельного участка. Административным истцом суду не представлено доказательств того, что такое решение было принято. При этом, ФИО1 ни кто не лишает права повторного обращения к административному ответчику с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка.

Разрешая исковые требования в части признания незаконным бездействия уполномоченного органа муниципальной власти, выразившегося в непринятии решения о выдаче разрешения на строительство, обязании его выдать разрешение на строительство блокированного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.

В силу пп. 3 п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как видно из представленных материалов дела, под номером административный истец подал заявление о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства посредством портала государственных и муниципальных услуг, которое зарегистрировано в ведомстве ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением об отказе в выдаче разрешения на строительство за от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с выявленным несоответствием проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Административный ответчик был уведомлен в выдаче разрешения на строительство на 4 день с указанием причин отказа, разъяснением о необходимости обращения в Администрацию МР Абзелиловский район РБ с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, права повторного обращения с заявление после устранения недостатков, следовательно административный ответчик прав ФИО1 не нарушал, основания для удовлетворения административных исковых требований в этой части отсутствуют.

При этом, ФИО1 в суд предъявлен административный иск о признании незаконным бездействия административного ответчика по рассмотрению его заявления о выдаче разрешения на строительство, и этот вопрос был рассмотрен по существу, административного иска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство не поступало.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Попова ФИО7 к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, отделу архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан на бездействие уполномоченного органа при принятии решения об изменении разрешенного вида использования земельного участка и выдаче разрешения на строительство удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан выразившимся в непринятии решения о смене разрешенного вида использования земельного участка, указав на необходимость устранить указанные недостатки.

В удовлетворении исковых требований; об обязании уполномоченного органа муниципальной власти принять решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> с «Личное подсобное хозяйство» на «Блокированная жилая застройка»; признании незаконным бездействие уполномоченного органа муниципальной власти выразившимся в непринятии решения о выдаче разрешения на строительство; обязании уполномоченного органа муниципальной власти выдать разрешение на строительство блокированного дома на земельном участке с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца через Абзелиловский районный суд РБ.

Судья В.Н.Осипов