ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-461/19 от 15.08.2019 Касимовского районного суда (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Касимов 15 августа 2019 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Антипововой М.Н., при секретаре Коробовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-461/2019 по административному иску Касимовского межрайонного прокурора, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать автомобильную дорогу стационарными источниками электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ,

у с т а н о в и л :

Касимовский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выраженное в непринятии мер к оборудованию автодороги регионального значения «<адрес> общей протяженностью 47,6 км, проходящей через <адрес> - общей протяженностью 2850 метров, <адрес> - общей протяженностью 1550 метров, <адрес> - общей протяженностью 1500 метров, <адрес> - общей протяженностью 1750 метров <адрес> - общей протяженностью 950 метров, <адрес> - общей протяженностью 1900 метров, стационарными источниками электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, и обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области оборудовать указанный участок автодороги, стационарными источниками электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01 июля 2020 года.

В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной Касимовской межрайонной прокуратурой проверки было установлено отсутствие стационарного электрического освещения на автодороге регионального значения «<адрес>, проходящей через <адрес> - общей протяженностью 2850 метров, <адрес> - общей протяженностью 1550 метров, <адрес> - общей протяженностью 1500 метров, <адрес> - общей протяженностью 1750 метров <адрес> - общей протяженностью 950 метров, <адрес> - общей протяженностью 1900 метров, а также на участке, проходящем по <адрес> и за его пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 2850 метров; на участке проходящем по <адрес> и за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1550 метров; на участке проходящем по <адрес> и за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1500 метров; на участке проходящем по <адрес> и за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1750 метров; на участке проходящем по <адрес> и за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 950 метров; на участке проходящем по <адрес> и за его пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1900 метров, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007. В соответствии с действующим законодательством к обязанностям Минтранса Рязанской области относится, в том числе, обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности в Рязанской области. Бездействие административного ответчика по непринятию мер по организации оборудования автодороги электрическим освещением влечет за собой нарушение прав и охраняемых Законом интересов граждан на безопасность дорожного движения.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», из числа заинтересованных лиц исключен МО МВД России «Касимовский».

Прокурор в судебное заседание не явился, письменным заявлением заявленные требования поддержал, просил удовлетворить иск к обоим ответчикам, рассмотреть дело в его отсутствие.

Административные ответчики, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, представили отзывы на административный иск, в которых также просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

В письменном отзыве на иск Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области просило в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что автомобильная дорога <адрес> с идентификационным является автодорогой общего пользования регионального значения и находится в собственности Рязанской области, оперативном управлении ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области. Законом Рязанской области от 26.12.2018г. №93-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», государственной программой Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт» утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 30.10.2013г. не предусмотрено финансирование работ по строительству, в том числе проектированию освещения на участках автомобильной дороги «<адрес>», проходящих через <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в связи с чем не был разработал проект по устройству освещения. Продолжительность выполнения проектно-изыскательских и подрядных работ по устройству освещения с учетом всех необходимых мероприятий составляет 26 месяцев с момента открытия финансирования. Исполнение действий по установке освещения на данных участках автодороги в срок, заявленный прокурором, невозможно в силу проведения необходимых действий в соответствии с действующим законодательством. В связи с передачей данной автомобильной дороги в оперативное управление ГКУ Рязанской области «ДДРО», просит признать министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» в письменном отзыве на иск просило отказать в удовлетворении заявленного иска, указало, что продолжительность выполнения проектно-изыскательных и подрядных работ по организации оборудования стационарными источниками искусственного освящения в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположенных на автодороге «<адрес>» с идентификационным с учетом всех необходимых мероприятий, составляет 26 мес. с момента открытия финансирования, согласно расчету:

1. Внесение изменений в государственную программу Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт» требует до 3-х месяцев.

2. Согласно ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на линейные объекты требуется разрабатывать проекты планировки территории (ППТ) и проекты межевания территории (ПМТ). Срок разработки ППТ и ПМТ составляет ~ 6 (шесть) месяцев.

3. В соответствии с проектами - аналогами срок выполнения проектно - изыскательских работ по оборудованию данного участка стационарными источниками искусственного освящения составляет 6 (шесть) месяцев.

4. Экспертиза проекта до 2-х месяцев (Постановление Правительства РФ от 05 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»).

5. При наличии проектной документации и открытия финансирования на устройство остановочного пункта, продолжительность подрядных работ по объектам - аналогам составляет 3 (три) месяца.

Кроме указанных сроков, требуется не менее 2-х месяцев на проведение торгов для разработки ППТ и ПМТ, не менее 2-х месяцев на выполнение проектно - изыскательских работ и не менее 2-х месяцев на выполнение подрядных работ по устройству остановочного пункта.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Такое административное исковое заявление, в силу ч.1 ст.219 КАС РФ, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

В силу ст.ст.1,4 Закона Рязанской области № 222-ОЗ от 29 декабря 2008 года «О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области» центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным Правительством Рязанской области, является Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, к полномочиям которого относится осуществление деятельности на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст.5 Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Согласно п.3 ст.6 данного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Аналогичное положение о полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации содержится в ст.12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дорожная деятельность в силу п.6 ст.3 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Пунктом 12 данной статьи установлено, что содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.7 «Искусственное освещение » СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение » и п. 4.6 ГОСТ Р 5766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», предусмотрено стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам.

Кроме того, положениями СНиП 23-05-95 регламентированы нормы освещенности участков автомобильных дорог в пределах сельских поселений.

Приказом Минстроя России от 07.11.2016г. № 777/пр утвержден СП 5213330.2016. «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»., который введен в действие с 08.05.2017г. и распространяется на проектирование зданий и сооружений различного назначения, места производства работ вне зданий, площадки промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железнодорожные пути площадок предприятий, наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей (п. 1.1 СП 5213330.2016). Положениями п.7 «Искусственное освещение», также предусмотрено стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам, в том числе, нормируемые показатели освещения улиц и дорог сельских поселений».

Согласно п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устанавливают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

При этом нормы освещенности участков дорог регламентируются СП 5213330.2016. «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95».

Из имеющегося в материалах дела акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Касимовский» ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на участках автомобильной дороги с идентификационным «<адрес>», проходящих по <адрес>, а также за его пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 2850 метров; на участке проходящем по <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1550 метров; на участке проходящем по д<адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1500 метров; на участке проходящем по <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1750 метров; на участке проходящем по <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 950 метров; на участке проходящем по <адрес>, а также за его пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1900 метров, в нарушение требований п.6.9 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» отсутствует стационарное электрическое освещение.

В ходе проверки производилась фотофиксация выявленных недостатков цифровой камерой «SONI», что подтверждается приложенными к актам фототаблицами.

Доказательств, опровергающих указанные акты и фототаблицы к ним, и подтверждающих соответствие спорных участков дороги требованиям ГОСТ административными ответчиками в порядке ст.62 КАС РФ суду не представлено. Доказательств устранения выявленных недостатков в содержании участка автодороги суду также не представлено.

Постановлением Правительства Рязанской области №184 от 17.07.2007г. утвержден перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, согласно которому автодорога «<адрес>» с идентификационным протяженностью 47,6 км отнесена к автомобильным дорогам регионального значения, находится в собственности Рязанской области.

Согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ-р и приложению к этому приказу, из оперативного управления Минтранса Рязанской области изъято и передано в оперативное управление ГКУ Рязанской области «ДДРО» имущество, включая автомобильную дорогу «<адрес>.

Однако указанное обстоятельство не предполагает, что отсутствует бездействия со стороны ответчика Минтранса Рязанской области. На протяжении длительного периода времени, вплоть до передачи указанного участка автодороги в оперативное управление ГКУ Рязанской области «ДДРО», ответчик Минтранс Рязанской области бездействовал в области необходимости соблюдения требований ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования». Передача в оперативное управление ГКУ Рязанской области «ДДРО» данной автодороги, имеющей участки в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> произошла с отсутствием стационарного уличного освещения на этих участках автодороги.

Учитывая, что требования ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» не выполнены ни одним из ответчиков, суд с учетом того, что данная автомобильная дорога с ДД.ММ.ГГГГ находится в оперативном управлении ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», считает необходимым возложить на данного ответчика обязанность оборудовать автомобильную дорогу общего пользования регионального значения с идентификационным «<адрес>» в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> стационарными источниками электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.

Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд учитывает доводы ответчика о том, что для обеспечения стационарными источниками электрического освещения указанный участок автодороги требуется значительное время, при этом суд исходит из следующего:

В статье 3 Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализованной в положениях ст.10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения.

Названной нормой материального права предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

Однако для реализации данных программ требуются значительные временные затраты, связанные с внесение изменений в государственную программу Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт», с разработкой проектов планировки территории и проектов межевания территории, с выполнением проектно изыскательских работ, с экспертизой проекта, на устройство остановочного пункта.

При этом суд не может согласиться с ответчиками, что такой срок составит 26 месяцев. Указанные в отзыве на иск организационные сроки проведения работ по реализации программы на освещение автодороги являются приблизительными, соответственно могут быть сокращены с учетом значимости поставленной задачи.

Учитывая необходимость выполнения первоочередной задачи по обеспечению безопасности дорожного движения на указанном участке автодороги, сохраняя принцип разумной ответственности органа, на которого возложена данная обязанность, суд считает возможным предоставить ответчику ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» срок для оборудования автомобильной дороги общего пользования регионального значения идентификационным «<адрес>» в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> стационарными источниками электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Довод административного ответчика Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, о том, что в областном бюджете на 2020 и 2021 годы не предусмотрено финансирование работ по проектированию и строительству освещения на вышеуказанной автомобильной дороге, а также о том, что для выполнения работ по устройству освещения необходимо не менее 26 месяцев, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и не освобождают ответчика от выполнения данной обязанности.

Право на обращение прокурора с настоящим административным иском предусмотрено ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ, срок обращения в суд, установленный ст.219 КАС РФ, соблюден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Касимовского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области и Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», выраженное в непринятии мер к оборудованию участков автомобильной дороги регионального значения, идентификационный номер «<адрес>», проходящей через <адрес>, а также за его пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 2850 метров, <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1550 метров, <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1500 метров, <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1750 метров, <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 950 метров, <адрес>, а также за его пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1900 метров стационарными источниками электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.

Обязать Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» в срок до 01 апреля 2021 года оборудовать участки автомобильной дороги регионального значения, идентификационный номер «<адрес>», проходящей через <адрес>, а также за его пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 2850 метров, <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1550 метров, <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1500 метров, <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1750 метров, <адрес>, а также за её пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 950 метров, <адрес>, а также за его пределами на расстоянии по 100 метров в каждую сторону - общей протяженностью 1900 метров стационарными источниками электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.

Решение в течение месяца со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский районный суд Рязанской области

Судья