ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4624/2023 от 29.12.2023 Чеховского городского суда (Московская область)

Решение изготовлено в полном объеме 29.12.2023 года

Дело № 2а-4624/2023

УИД 50RS0049-01-2023-006220-14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря2023 года г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Казеровой С.М.,

при секретаре судебного заседания Пиманкиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИП ФИО5 к судебному приставу- исполнителю Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО2, Чеховскому РОСП ГУ ФССП России по Московской области, ГУ ФССП России по Московской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец, ИП ФИО5, обратился в суд с иском к административным ответчикам, судебному приставу - исполнителю Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО2, Чеховскому РОСП ГУ ФССП России по Московской области, ГУ ФССП России по Московской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления о замене стороны взыскателя, в неосуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий. Свои требования мотивирует тем, что в производстве Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области находится исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взыскатель - ОАО Банк “Западный”. Определением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена взыскателя его правопреемником - ИП ФИО5ДД.ММ.ГГГГ истец направило в адрес Чеховского РОСП заявление о замене стороны взыскателя и копию определения от ДД.ММ.ГГГГ, которые получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ. Однако постановление о замене взыскателя либо об отказе до настоящего времени не вынесено и не направлено в адрес истца, что влечет за собой нарушение прав административного истца на правильное и своевременное исполнение судебного акта. Полагая данное бездействие незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Административный истец, ИП ФИО5, в судебное заседание не явился, извещен, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики, судебный пристав-исполнитель Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО2, представители Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области, ГУ ФССП России по Московской области, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, возражений не представили.

Заинтересованное лицо, ФИО3, в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает административный иск подлежащим удовлетворению частично.

В силу части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Основанием для признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).

В силу статьи 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно положениям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 52 Закона N 229-ФЗ в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства в том числе на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом (пункт 1 части 2 статьи 52 Закона N 229-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 52 Закона N 229-ФЗ о замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как установлено в судебном заседании, в производстве судебного пристава-исполнителя Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО2 находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взыскатель - ОАО Банк “Западный”.

Определением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена взыскателя ОАО Банк “Западный” его правопреемником - ИП ФИО5 в рамках исполнения решения суда по гражданскому делу по иску ОАО Банк “Западный” к лице конкурсного управляющего - ГК АСВ к ФИО3 о взыскании кредитной задолженности, судебных расходов.

ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО5 направил в адрес Чеховского РОСП заявление от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны взыскателя и копию определения от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП, которые получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письменных объяснений представителя истца, до настоящего времени сведений о вынесении постановления о замене стороны взыскателя в исполнительном производстве либо отказе в адрес заявителя не поступало, что нарушает его право на своевременное исполнение судебного акта.

В силу части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Основанием для признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).

В соответствии с положениями ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно положениям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По смыслу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из положений подпункта 12 пункта 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве следует, что судебный пристав-исполнитель в качестве одного из исполнительных действий рассматривает заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

В силу положений статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1).

Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 64.1).

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5).

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7).

Частью 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенное государственным или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих не поступление заявления и определения о замене стороны взыскателя в указанные истцом сроки и в соответствии с отчетом об отслеживании почтовой корреспонденции (ШПИ ), ответчиками суду не представлено.

Доказательств, подтверждающих ненадлежащую работу почтовой службы, не представлено, также как не представлено доказательств невозможности рассмотрения поступившего заявления и разрешения вопроса по существу в установленный законом срок.

Согласно общедоступных сведений, содержащихся на официальном сайте ФССП России, до настоящего времени исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ не окончено.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области в лице начальника отдела-старшего судебного пристава ФИО4, выразившегося в неосуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий, а также признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО2, выразившегося в не рассмотрении заявления ИП ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны взыскателя в исполнительном производстве -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в установленные законом сроки.

В силу части 1 статьи 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее принятия (часть 1 статьи 126 Закона об исполнительном производстве).

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично (часть 2 статьи 127 Закона об исполнительном производстве).

Разрешая требования в части признания незаконным бездействия Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области в лице начальника отдела-старшего судебного пристава ФИО4, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих направление в адрес начальника Чеховского РОСП жалобы в порядке подчиненности в материалы дела не представлено, а представленные сведения о направлении жалобы содержат сведения об организации - ФССП России.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает возможным восстановить их путем обязания судебного пристава-исполнителя Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО2 рассмотреть заявление ИП ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны взыскателя в исполнительном производстве -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в течение 10 дней со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу, и направить соответствующий процессуальный документ в адрес заявителя, а также в Чеховский городской суд Московской области, выдавший исполнительный документ.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Административный иск ИП ФИО5 к судебному приставу- исполнителю Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО2, Чеховскому РОСП ГУ ФССП России по Московской области, ГУ ФССП России по Московской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение, – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие старшего судебного пристава-исполнителя Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО4, выразившееся в неосуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО2, выразившееся в не рассмотрении заявления ИП ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны взыскателя в исполнительном производстве -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать судебного пристава-исполнителя Чеховского РОСП ГУ ФССП России по Московской области ФИО2 рассмотреть заявление ИП ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны взыскателя в исполнительном производстве -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в течение 10 дней со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу, и направить соответствующий процессуальный документ в адрес заявителя, а также в Чеховский городской суд Московской области, выдавший исполнительный документ.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.М. Казерова