ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4625/202004И от 04.06.2020 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а- 4625/2020 04 июня 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,

при секретаре Басалаевой Н.А.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконными отказа в государственном кадастровом учете изменений, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Решением (уведомлением) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 09 июля 2019 года № 47/19-59142 ФИО1 приостановлено, начиная с 09 июля 2019 года, осуществление действий по учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером: . Осуществление действий по учету изменений приостановлено до 09 октября 2019 года (л.д.16-17).

Решением (Уведомлением) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 21 августа 2019 года № 47/19-72697 ФИО1 отказано в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений (л.д. 21, оборот).

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 10 октября 2019 года № 47/19-87760 ФИО1 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. 22, оборот).

ФИО1 03 февраля 2020 года обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение административного ответчика от 10 октября 2019 года № 47/19-87760 об отказе в учете изменений объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В качестве меры по восстановлению нарушенных прав просит обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию учета изменений объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от 28 июня 2019 года и предоставленных 09 августа 2019 года документов.

Взыскать с административного ответчика госпошлину в размере 300 рублей.

В соотвествии с частью 1 статьи 219 Кодекса администативного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления в суд в связи с утатой Приморским районным судом Санкт-Петербурга административного искового заявления, первоначально направленного в адрес суда 18 декабря 2019 года.

Как следует из материалов дела, первоначально административный истец обратился с указанным административным иском в Приморский районный суд Санкт-Петербурга 18 декабря 2019 года, что подтверждается описью почтового отправления от 18 декабря 2019 года (л.д. 27).

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что данная причина пропуска срока на подачу административного искового заявления может быть признана уважительной.

В обоснование заявленных требований указывает, что административный истец обладает правом частной собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 188515<адрес>.

28 июня 2019 года административным истцом в Управление Росреестра по Ленинградской области подано заявление об учете изменений в отношении данного земельного участка в связи с уточнением местоположения границ и площади. К указанному заявлению был приложен, в том числе Межевой план б/н от 28 июня 2019 года. 09 июля 2019 года административным ответчиком было принято решение о приостановлении учета изменений на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации. При этом, в уведомлении не было указано, в чем именно выражено несоответствие предоставленного доекумента действующему законодательству. 09 августа 2019 года администативным истцом было подано заявление о принятии дополнительных документов с приложением межевого плана б/н от 06 августа 2019 года с внесенными, согласно только требованиям уведомления о приостановлении учета изменений, изменениями.

Указывает, что в нарушение установленного пунктом 6 части 1 статьи 16 Закона о регистации срока осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистации прав и пункта 239 Административного регламента, 21 августа 2019 года (вместо 14 августа 2019 года) администативным ответчиком было принято решение об отказе в снятии приостановления на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации по тем же основаниям, изложенным в уведомлении о приостановлении учета изменений от 09 июля 2019 года. Основания, по которым не принят откорректированный межевой план от 06 августа 2019 года в качестве надлежащего в уведомлении от 21 августа 2019 года отсутствуют.

Считает оспариваемое решение от 10 октября 2019 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным, поскольку оно противоречит части 10 статьи 22 Закона о регистрации, пункту 70 Требований к подготовке межевого плана, приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2016 года № 173. Указывает, что в представленном межевом плане б/н от 06 августа 2019 года в пункте 3 раздела «Исходные данные» указан чертеж границ земельного участка, являющийся Приложением к свидетельству на право собственности на землю, выданному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ломоносовского района Ленинградской области 06.02.1995 года. Указанный чертеж является документом, устанавливающим границы земельного участка в соответствии с действовавшим ранее порядком. Указанный чертеж границ находится в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. В качестве обоснования существования границ земельного участка в разделе «Заключение кадастрового инженера» сделана ссылка на пункт 32 статьи 26 Закона о регистрации в редакции, действовавшей до 16 сентября 2019 года.

Кроме того, согласно пункта 7 описи документов, принятых для оказания государственных услуг, чертёж границ земельного участка был предоставлен в Росреестр административным истцом 23 октября 2018 года. Сведения о том, что указанный документ не соответствует требованиям действовавшего на момент его выдачи законодательства и не был принят в качестве надлежащего со ссылкой на норму закона в решении от 10 октября 2019 года отсутствуют.

Также указывает, что решение от 10 октября 2019 года принято не в соответствии с формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2016 года № 173, а именно: вместо «УВЕДОМЛЕНИЕ» данный документ озаглавлен «РЕШЕНИЕ»; не содержит «наименование органа регистрации прав», вместо этого указано «наименование органа кадастрового учета»; в качестве места принятия решения указан «Санкт-Петербург», тогда как документы передавались в Управление Росреестра по Ленинградской области, объект недвижимого имущества также расположен на территории Ленинградской области; отсутствует лицо и его адрес, которому данное уведомление об отказе направляется в виде бумажного носителя; не указана дата окончания приостановления; не указаны вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес расположения; указано, что отказывается в учетном действии «кадастровый учет», тогда как документы поданы на учет изменений объекта недвижимости; не указано, что отказ в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона может быть обжалован в суд; не указан офис приема-выдачи документов, куда необходимо обратиться заявителю для получения представленных документов, его адрес, телефон и часы приема; не указано, что лицо, принявшее решение об отказе является государственным регистратором прав – решение принято неуполномоченным на то лицом.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении, пояснениях к администативному исковому заявлению (л.д. 12-15), дополнениях к административному исковому заявлению (л.д. 46-47, оборот) основаниям.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом (л.д. 44-45), заявлений и ходатайств не представил.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом мнения административного истца, на основании ст. 226 КАС РФ административное дело рассматривалось в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 на праве собственности с 28 ноября 2018 года принадлежит земельный участок кадастровый , площадью 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 30, оборот; 57-60).

28 июня 2019 года ФИО1 обратился в ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)» филиал «Гатчинский», представил заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости № 47-0-1-100/3023/2019-7350 и межевой план на оптическом компакт-диске. Просит провести государственный учет изменений объекта недвижимости, а именно: уточнить границы указанного выше земельного участка, определив размер площади уточняемого земельного участка 1400 кв.м (л.д. 32, 50-51).

09 июля 2019 года Управлением Росреестра по Ленинградской области принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Из данной нормы права следует, что ограничивая право заявителей на госудаственный учет и регистрацию объектов недвижимости, государственный регистратор обязан указать, какие именно причины положены в основу приостановления государственного кадастрового учета и госудаственной регистрации недвижимости.

Приостанавливая осуществление государственного кадастрового учета изменений, административный ответчик указал, что согласно части 10 статьи 22 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка, их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

Для устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав необходимо представить межевой план, оформленный в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Осуществление государственного кадастрового учета изменений приостановлена до 09 октября 2019 года (л.д. 16-17).

Исходя из содержания уведомления от 09 июля 2019 года, административному истцу необходимо было предоставить документы, обосновывающие уточненные границы и площадь земельного участка или существование границы и площадь уточняемого земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

09 августа 2019 года ФИО1 в Управление Росреестра по Ленинградской области представлено через ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» филиал «Гатчинский» заявление № 47-0-1-100/3023/2019-8745 о предоставлении дополнительных документов - межевого плана на оптическом компакт-диске (л.д. 31, 52-53).

В заключение кадастрового инженера добавлены сведения о том, что в соответствии с Уведомлением о приостановлении учета изменений № 47/19-59142 от 09 июля 2019 года и статьей 70 Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в раздел Межевого плана «Исходные данные» внесены реквизиты документа – Чертеж границ земельного участка (Приложение к свидетельству на право собственности на землю Серия РФ-II ЛО-3514-2096 № 209454), соответствующего требованиям части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., встп. в силу с 06.08.2019), указанные документы или их копии в состав Приложения межевого плана не включались (л.д. 20).

Уведомлением от 21 августа 2019 года № 47/19-72697 Управление Росреестра по Ленинградской области отказало в снятии приостановления осуществлении кадастрового учета изменений поскольку обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не устранены.

Судом отклоняется довод административного истца о нарушении административным ответчиком срока осуществления государственного укадастрового учета, установленного пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 218-ФЗ.

Как следует из ответа ГБУ ЛО «МФЦ» № 418 от 20 февраля 2020 года, ФИО1 09 августа 2019 года был подан дополнительный пакет документов к делу № 47-0-1-100/3023/2019-7350, сформировано дело № 47-0-1-100/3023/2019-8745. Комплект документов по вышеуказанному делу 12 августа 2019 года передан в Гатчинский отдел кадастровой палаты.

Решение об отказе в снятии приостановления по вышеуказанному делу поступило в филиал 26 августа 2019 года. о чем был уведомлен административный истец 27 августа 2019 года (л.д. 93).

Решение об отказе в снятии приостановления принято 21 августа 2019 года, а срок приостановления государственного кадастрового учета установлен до 09 октября 2019 года.

В решении от 21 августа 2019 года государственным регистратором перечислены основания для приостановления действий по государственному кадастровому учету изменений, аналогичные основаниям, указанным в уведомлении о приостановлении от 09 июля 2019 года (л.д. 21, оборот).

Решением от 10 октября 2019 года № 47/19-87760 ФИО1 отказано в государственном кадастровом учете изменений площади и описания местоположения границ запрашиваемого земельного участка по основаниям, указанным в решениях (уведомлениях) о приостановлении учета изменений от 09 июля 2019 года и об отказе в снятии приостановления от 21 августа 2019 года (л.д. 22, оборот).

Вопреки доводам административного истца, в оспариваемом решении об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 10 октября 2019 года административным ответчиком указано основание для отказа, послужившее основанием для принятия решения (уведомления) о приостановлении учета изменений от 09 июля 2019 года № 47/19-59142 и решения (уведомления) об отказе в снятии приостановления от 21 августа 2019 года № 47/19-72697, а именно: отсутствует информация, подтверждающая существование земельного участка с кадастровым номером в установленных границах (площадью 1400 кв.м) либо информация, подтверждающая существование земельного участка с кадастровым номером в установленных границах (площадью 1400 кв.м) пятнадцать и более лет.

Согласно представленной в материалы дела копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 19 апреля 2019 года, земельный участок кадастровый в 1993 году прошел кадастровый учет как ранее учтенный (без уточнения границ).

28 ноября 2018 года за ФИО1 право собственности на указанный земельный участок на основании договора дарения от 13 мая 2013 года и дополнительного соглашения от 24 августа 2018 года к договору дарения.

В 2019 году по заказу ФИО1 кадастровым инженером подготовлен межевой план указанного земельного участка с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно заключению кадастрового инженера, границы уточняемого земельного участка сформированы на основании: картографических материалов – выкопировки МО Кипенское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, кадастровой съемки, сведений ФГИС ЕГРН – выписка № 99/2019/257986939 от 19 апреля 2019 года на ЗУ к/н: , сведений ГКН – КПТ № 47/201/19-349417 от 25 мая 2019 года и исторически сложившейся ситуации более 15 лет. Границы земельного участка установлены на местности более 15 лет и согласованы в соответствии с требованиями земельного законодательства.

По сведениям ЕГРН, площадь земельного участка составляет 1000 кв.м, фактическая площадь участка по результатам геодезической съемки составила 1400 кв.м. Решено определить размер площади уточняемого земельного участка 1400 кв.м, поскольку это не нарушает пределов, установленных пунктом 32 статьи 26 Федерального Закона № 218-ФЗ (ред. 03.07.2016) от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. 67).

Как следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН вид разрешенного указанного выше земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 73).

В соответствии с правилами землепользования и застройки Кипенского сельского поселения, утвержденными приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 23.12.2016 года № 67 с изменениями, утвержденными приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 23.06.2017 № 33, указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), минимальная площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома – 0,04 га; максимальная площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома – 0,2 га (л.д. 83-91).

Согласно части 1, части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, а также государственная регистрация прав, носят заявительный характер, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, среди прочего, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 921 (Требования).

В пункте 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости (документ, подтверждающий право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании).

Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В пункте 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (земельных участков), находящихся в государственной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Оценивая приведенные правовые нормы суд учитывает, что размеры спорного участка могут быть увеличены в установленном законодателем порядке. Вместе с тем, из материалов дела не следует, что такой порядок административным истцом был соблюден.

При этом доводы стороны административного истца о том, что в рассматриваемом случае имеет место только уточнение границ земельного участка исходя из его фактического использования, не обоснованно, в отсутствие соответствующего разрешения.

Кроме того, судом учитывает, что у регистрирующего органа не было оснований полагать об увеличении границ земельного участка ввиду приобретательской давности, поскольку у регистрирующего органа отсутствуют полномочия по принятию самостоятельного решения о применении требуемых истцом положений гражданского законодательства.

Так, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

По смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении недвижимого или иного имущества, подлежащего государственной регистрации, право собственности возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

При этом признание права собственности в этом случае осуществляется в судебном порядке, а основанием для регистрации права собственности за давностным владельцем выступает судебный акт, вступивший в законную силу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в отсутствие соответствующего судебного акта у административного ответчика не возникло обязанности по регистрации требуемых истцом изменений лишь на основании поданного им заявления и заключения кадастрового инженера.

Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, указанных в статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ, является основанием в силу статьи 27 этого закона к принятию органом регистрации прав решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Как следует из частей 1, 2, 9 Федерального закона N 218-ФЗ в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ одним из оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав является несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.

Межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).

Из содержания положений пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ следует, что образование одного земельного участка из двух самостоятельных земельных участков в процедуре перераспределения не допускается.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что случаи и порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.

Положения статьи 11.7 и главы V.4 ЗК РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи, как единый механизм перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Таким образом, поскольку при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, то межевой план должен содержать данные о площади каждого образуемого земельного участка, их условные номера, сведения о частях земельных участков, включаемых в состав образованных путем перераспределения земельных участков, что согласуется, как с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, так и с пунктом 48 Требований.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В силу части 3 названной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Исходя из положений части 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Таким образом, законодателем установлен определенный порядок перераспределения земель, который не может быть преодолен избранным истцом способом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО1 к заявлению о государственном кадастровом учете изменений не приложены документы, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета изменений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Не влияет на указанный вывод суда доводы административного истца о допущенных административным ответчиком нарушений требований к форме уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При этом отсутствие в оспариваемом решении указания на порядок обжалования решения Управления Росреестра по Ленинградской области не повлекло нарушений прав административного истца на обжалование оспариваемого решения в судебном порядке.

Также отклоняется довод административного истца о том, что оспариваемое решение принято неуполномоченным на то лицом, исходя из следующего.

В силу статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав.

Решение от 10 октября 2019 года № 47/19-87760 об отказе в учете изменений объекта недвижимости подписано заместителем начальника Гатчинского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области ФИО2

Согласно сведениям с интернет-сайта Управления Росреестра по Ленинградской области, приказом и.о. Управления Росреестра по Ленинградской области от 19 июня 2017 года ФИО2 назначена с 19 июня 2017 года на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника Гатчинского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области и наделена государственными полномочиями по осуществлениюгосударственного какдастрового учета и государственной регистрации прав с 19 июня 2017 года.

Кроме того, при разрешении заявленных административным истцом требований по доводам несогласия с причинами приостановления государственного кадастрового учета изменений, судом учитывается, что пунктом 9 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлен обязательный порядок урегулирования административного спора в части обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию, следовательно, доводы ФИО1 о незаконности приостановления государственного кадастрового учета недвижимого имущества на основании решения (уведомления) N 47/19-59142 от 09 июля 2019 года и решения (уведомления) № 47/19-72697 от 21 августа 2019 года выходят за пределы настоящего административного дела и не подлежат оценке.

Указанное следует из положений ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", которой предусмотрено, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, принятое в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном указанным федеральным законом порядке, с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что ч. 1 ст. 26.1 вышеуказанного закона закреплено как право на обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в апелляционную комиссию, так и императивно установленное условие о возможности обжалования указанного решения в судебном порядке после апелляционного обжалования.

Решения о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений и об отказе в снятии приостановления административный истец в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах, не обжаловал.

Таким образом, судом отклоняются соответствующие доводы административного истца о необоснованности причин приостановления государственного кадастрового учета изменений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконными отказа в государственном кадастровом учете изменений, обязании совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2020 г.