ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4628/18 от 04.12.2018 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-4628/2018 (марка обезличена)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород (дата)

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Оськина И.С.,

при секретаре судебного заседания Шловоке А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка от 17.07.2018г. №..., и от 28.08.2018г. №..., обязании совершения действий,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в Советский районный суд г. Н. Новгорода с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал следующее.

Административный истец обратился в Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области с заявлением о выдаче градостроительного плана в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ...

Указанный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, на земельный участок зарегистрировано право собственности, участок свободен от каких-либо зданий, строений и сооружений.

Направленным в адрес административного истца письмом Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области №... от (дата), ему было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка со ссылкой на ч. 4 ст.57.3 ГрК РФ по мотивам размещения указанного земельного участка в территориальной зоне реорганизации застройки в индивидуальную высокоплотную жилую застройку «П*ТЖи-3» и отсутствия документации по планировке территории.

В ответ истцом было дано повторное обращение о выдаче ГПЗУ с подробным указанием на необоснованность и неправомерность первоначального отказа.

Однако направленным в адрес истца письмом Департамента градостроительного развития Нижегородской области исх. №... от (дата) было вновь отказано в выдаче градостроительного плана на основании того, что «применительно к земельному участку с кадастровым номером №... красные линии не установлены».

Административный истец считает, что указанные отказы незаконными и необоснованными, полагая, что указанное в оспариваемом отказе обстоятельство, что земельный участок формально отнесен к территориальной зоне «П*ТЖи-3» само по себе никоим образом не означает, что в отношении земельного участка предусмотрено осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее - КУРТ).

Закрепление в Правилах землепользования и застройки г.Н.Новгорода территорий, в границах которых потенциально допускается осуществление деятельности по КУРТ, выступает лишь предварительным, но недостаточным условием для возникновения статуса территории, на которой осуществляется деятельность по КУРТ, а для возникновения статуса территории, на которой осуществляется деятельность по КУРТ, в обязательном порядке требуется последующее принятие соответствующего индивидуального решения об осуществлении КУРТ.

В связи с тем, что в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности, правообладателями земельных участком не проявлена инициатива и не заключено соглашение по проведению деятельности по КУРТ, а также отдельного предметного решения о КУРТ по инициативе органа местного самоуправления не принималось, то ни указанный земельный участок, ни окружающая территория не подпадают под деятельность КУРТ.

Административный истец полагает, что отказ Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области №... от (дата) является незаконным, поскольку в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, деятельность по КУРТ не осуществляется, обязанность в разработке ДПТ к земельному участку отсутствует.

Относительно повторного отказа Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области №... от (дата), административный истец полагает, что установление красных линий в отношении указанного земельного участка невозможно, так как земельный участок находится в собственности, территорией общего пользования не является, на участке отсутствуют какие-либо объекты, в том числе линейные.

Как указано в административном исковом заявлении поскольку на земельный участок не распространяются случаи строительства, реконструкции ОКС, предусмотренные ч. 3 ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории не требуется, отсутствует обязанность в разработке ДПТ, то повторный отказ Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в выдаче ГПЗУ является незаконным.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

- признать незаконным отказ Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ..., выраженном в письмах №... от (дата); №... от (дата);

- обязать Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать собственнику ФИО1 градостроительный план указанного земельного участка.

Определением Советского районного суда г.Н.Новгорода от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены директор департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области ФИО2, СТ «Сахарный дол-1».

Определением Советского районного суда г.Н.Новгорода от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Нижегородской области.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования, дал пояснений по существу дела.

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявляли.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 1 ст. 2 ГрК РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основывается кроме прочего на принципе обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Частью 1 ст. 30 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Частью 2 данной статьи правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

При этом ч. 3 статьи установлен порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

Приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018г. №... от 30.03.2018г. утверждены Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода (далее Правила землепользования и застройки).

Пунктом 2 ст. 1 Правил установлено, что настоящие Правила устанавливают систему регулирования землепользования и застройки территории города Нижнего Новгорода, основанную на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города Нижнего Новгорода на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента.

Статьей 2 правил установлено, что настоящие Правила действуют на всей территории в границах муниципального образования город Нижний Новгород.

Действие порядка применения Правил распространяется на изменения объектов капитального строительства, кроме случаев:

1) ремонта существующих объектов капитального строительства, при проведении которого не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;

2) проведения переустройства и (или) перепланировки помещений;

3) замены инженерного и технологического оборудования.

Настоящие Правила обязательны к соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими градостроительную деятельность на территории города Нижнего Новгорода.

При использовании и застройке земельных участков положения настоящих Правил обязательны для соблюдения наряду с техническими регламентами, местными нормативами градостроительного проектирования и иными обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории города Нижнего Новгорода осуществляются правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства в границах объектов их прав в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода, устанавливающими особенности осуществления указанной деятельности в городе Нижнем Новгороде.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №...,. категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин шаговой доступности, придприятие обслуживания в отдельно стоящем здании, на специально выделенном под эти цели земельном участке, общей площадью 1 693 кв.м., расположенного по адресу: ...

Согласно Правил землепользования и застройки, а также материалов дела земельный участок административного истца расположен в зоне П*ТЖи-3.

Согласно ст. 36.13 Правил землепользования и застройки зона П*ТЖи-3 выделена в целях обеспечения комплексного и устойчивого развития городских территорий, выбора наиболее эффективного использования территории с учетом решений Генерального плана и предусматривающая изменение функций существующей застройки. Размещение объектов капитального строительства осуществляется при условии обязательной подготовки документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны ТЖи-3.

Пунктом 34 ст. 1 ГрК РФ установлено, что деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - это деятельность осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.

Из материалов дела следует, что 03.07.2018г. в департамент градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области истец подал заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с приложением необходимых документов.

17.07.2018г. истцу дан ответ №... об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка до разработки и утверждения документации по планировке территории, по следующим основаниям.

В соответствии с утвержденным приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерации ... от 30.03.2018г. №... Правила землепользования и застройки г. Н. Новгорода, данные участки расположены в границах территориальной зоны П*ТЖи-3 (зона реорганизации застройки в индивидуальную высокоплотную застройку ). Данная зона выделена в целях комплексного и устойчивого развития городских территорий, выбора наиболее эффективного и устойчивого развития городских территорий, выбора наиболее эффективного использования территории с учетом решений Генерального плана и предусматривающая изменение параметров, функций существующей застройки. Размещение объектов капитального строительства осуществляется при условии обязательной подготовки документации по планировке территории. При этом подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны ТЖи-3.

Согласно ч. 4 ст. 57.3 ГрК РФ размещение объектов капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории в границах территории, предусмотренных в целях осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Соответственно, выдача градостроительных планов для архитектурно-строительного проектирования, а также для получения разрешения на строительство таких объектов капитального строительства допускается только после утверждения такой документации.

Судом установлено, что ответчиком в данном случае срок рассмотрения заявления, предусмотренный ч.6 ст. 57.3 ГрК РФ соблюден.

При этом ч.1 ст. 57.3 ГрК РФ установлено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Частью 2 данной статьи установлено, что источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка является кроме прочего документация по планировке территории.

Частью 4 ст. 57.3 ГрК РФ установлено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Как уже указано выше земельный участок истца расположен в зоне П*ТЖи-3 комплексного и устойчивого развития городских территорий, следовательно суд приходит к выводу, что в силу ст. 36.13 Правил землепользования и застройки а также указанным норм ГрК РФ документации по планировке территории носит обязательный характер в связи с чем выдача градостроительного плана до ее разработки и утверждения не допускается.

Доказательств обратного суду не представлено, действующие Правила землепользования и застройки г. Н. Новгорода в данной части не отменены в следовательно обязательны к применению.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения требования о признании незаконным отказа №... от 17.07.2018г. у суда не имеется.

Данное решение выдано уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований действующего законодательства.

Разрешая требования истца о признании незаконным решения №... от 28.08.2018г. суд приходит к следующему.

23.07.2018г. истец повторно обратился с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка.

28.08.2018г. истцу дан ответ №..., что применительно к земельному участку с кадастровым номером 52:18:0070517:185 красные линии не установлены, Вам отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка до утверждения документации по планировке территории.

Частью 1 ст. 41 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

При этом частью 2 данной статьи предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.

Частью 3 установлено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной кроме прочего в случае необходимости установления, изменения или отмена красных линий.

Вместе с этими п.17 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ установлено, что в градостроительном плане земельного участка, в том числе должна содержится информация о красных линиях.

При таких обстоятельствах и учитывая, что истцу отказано в выдаче градостроительного плана до утверждения документации по планировке территории повторный отказ с указанием неустановления красных линий, по мнению суда является законным и обоснованным, не смотря на то что срок рассмотрения заявления установленный ч.6 ст. 57.3 ГрК РФ ответчиком не соблюден, поскольку каких-либо негативных правовых последствий для истца не влечет.

Доказательств обратного суду не представлено, материалы дела не содержат.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Пунктом 2 ч.2 данной статьи установлено, что административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

При разрешении административного искового заявления в порядке ч.1 ст. 218 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) законному или иному нормативному правовому акту, регулирующие спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч.2 ст. 227 КАС РФ).

Таких обстоятельств судом не установлено. Доказательств нарушения каких-либо прав истца оспариваемыми решениями, при тех обстоятельствах, что истец не лишен права устранив допущенные нарушения вновь обратиться за выдачей градостроительного плана, не представлено,

При указанных обстоятельствах требования истца о признании незаконным отказ Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., выраженном в письмах №... от (дата); №... от (дата), удовлетворению не подлежат, а равно и не подлежат удовлетворению требования истца об обязании Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать собственнику ФИО1 градостроительный план указанного земельного участка.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Департаменту градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка от (дата)№... и от (дата)№..., обязании совершения действий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья (подпись) И.С. Оськин

(марка обезличена)н