Дело № 2а-4628/2023
74RS0002-01-2021-005718-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Челябинск 12 сентября 2023 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Е.В. Гречишниковой,
при секретаре М.О. Икрянникова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Снежинского городского округа Челябинской области, Галимова ФИО13 к Главному управлению лесами Челябинской области о признании незаконными действий по включению сведений о земельном участке в государственный лесной реестр, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Снежинского городского округа <адрес>, Галимов Р.Р. обратились в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Главному управлению лесами <адрес> (далее - ГУ лесами <адрес>) о признании незаконными действий по учету в Государственном лесном реестре земельного участка с кадастровым номером 74:40:0000000:77 как лесного участка с отражением сведений о правообладателе - Российская Федерация и отнесением к категории защитности лесов: в квартале 83 выделе 82 - леса, расположенные в водоохранных зонах; в выделе 77 - леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
возложении обязанности исключить из Государственного лесного реестра информацию о земельном участке с кадастровым номером 74:40:0000000:77 как о лесном участке с отражением ГЛР сведений о правообладателе - Российской Федерации и отнесением к категории защитности лесов: в квартале 83 выделе 82 - леса, расположенные в водоохранных зонах; в выделе 77 - леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ администрации Снежинского городского округа ГУ лесами <адрес> выдана выписка из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР), согласно которой земельный участок с кадастровым номером 74:40:0000000:77 является лесным участком, расположен в <адрес>, Снежинский городской округ, Синарское участковое лесничество, квартал 83 выдел 82, 77, правообладатель: Российская Федерация, отнесен к категории защитных лесов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения). Между тем, по данным публичной кадастровой карты указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования: «Для строительства яхт-клуба». Указывают на то, что земельный участок сформирован путем принятия постановления администрации Снежинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории формируемого в целях дальнейшей его реализации для строительства яхт-клуба» из земель населенных пунктов в целях реализации документов территориального планирования. По данным, представленным Снежинским отделом Управления Росреестра по <адрес>, земельный участок не расположен в границах лесного участка, лесничества, не пересекает их; информация о наличии леса на этом земельном участке в ЕГРН отсутствует. Из таблицы 19 Генерального плана Снежинского городского округа, утв. решением Собрания депутатов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№, на территории Снежинского городского округа земли лесного фонда отсутствуют. Отмечая, что отнесение лесов к защитным лесам входит в полномочие Рослесхоза, полагают действия административного ответчика по включению в ГЛР сведений о земельном участке с кадастровым номером 74:40:0000000:77 как о лесном участке нарушают права муниципального образования на реализацию документов территориального планирования, на распоряжение и пользование озелененными территориями населенного пункта и права Галимова Р.Р., как субарендатора земельного участка.
Определением судьи и протокольными определения суда к участию в деле в качестве заинтересованных привлечены: ФИО11, Федеральное агентство лесного хозяйства, прокуратура <адрес>.
В судебном заседании представители административного истца администрации Снежинского городского округа - ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании настаивали на удовлетворении административного иска с учетом уточнения.
Административный истец Галимов Р.Р. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ГУ лесами <адрес>ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных мнениях.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры <адрес> - заместитель прокурора ЗАТО <адрес>ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, полагая о законности действий административного ответчика, поддерживая позицию, изложенную в письменном мнении.
Заинтересованное лицо ФИО11, представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Кроме того, информация о времени и месте слушания дела размещена на официальном интернет-сайте Центрального районного суда <адрес>.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы административного дела доказательств, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «<адрес>» (арендодатель) и ФИО11 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:40:0000000:77 для строительства яхт-клуба сроком на 32 месяца по цене 27 000 рублей в год.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды продлен сторонами по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и Галимовым Р.Р. заключен договор субаренды земельного участка с кадастровым номером 74:40:0000000:77.
ДД.ММ.ГГГГ администрации Снежинского городского округа Главным управлением лесами <адрес> выдана выписка из ГЛР, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 74:40:0000000:77 является лесным участком, расположен в <адрес>, Снежинский городской округ, Синарское участковое лесничество, квартал 83 выдел 82, 77, правообладатель: Российская Федерация, отнесен к категории защитных лесов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения).
Не согласившись с действиями ГУ лесами <адрес> по отнесению земельного участка с кадастровым номером 74:40:0000000:77 к лесному участку и включении его в ГЛР как лесного участка, полагая, что последнее нарушает права административных истцов, администрация Снежинского городского округа и Галимов Р.Р. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и/или права либо свободы гражданина не были нарушены.
Отсутствие одного из указанных условий (отсутствие незаконности действий (бездействия), незаконного решения, либо отсутствие нарушение таким действием (бездействием) либо решением прав, свобод или законных интересов административного истца также влечет отказ в удовлетворении административного иска.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3ЛК РФ).
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство.
Согласно статье 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Право распоряжения земельными участками исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться исключительно в пределах их компетенции, установленной статьями 9, 10, 11 ЗК РФ (статья 29 ЗК РФ).
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление таких полномочий в области лесных отношений как: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 1 статьи 83 ЛК РФ).
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ) предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 названного Федерального закона).
Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними (пункт 1 статьи 4.3 Федерального закона № 201-ФЗ).
Исходя из изложенного, земли лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности в независимости от регистрации такого права за Российской Федерацией.
Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№сс принято предложение ФИО2 и Министерства сельского хозяйства ФИО1 об отводе Министерству машиностроения для строительства специальных объектов в <адрес> земельного участка площадью 18 800 га из земель гослесфонда Каслинского лесхоза.
Распоряжением Исполнительного комитета <адрес>ФИО12 депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№с председателю Каслинского райисполкома, директору Каслинского лесхоза и представителю предприятия п/я 0215 (в настоящее время - ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ») поручено произвести отвод земель в натуре в соответствии с чертежом «схема отвода границ землепользования предприятия п/я 0215», составив акт отвода.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ произведен в натуре отвод земель, передаваемых на вечное пользование предприятию п/я 0215.
ДД.ММ.ГГГГ Протоколом № заседания Президиума Верховного ФИО12ФИО2 принят Указ об образовании в <адрес>.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета городского ФИО12 трудящихся лесное хозяйство принято в ведение Исполкома.
Распоряжением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№-рс принято предложение Челябинского облисполкома об организации городского лесхоза на площади лесов, принятых Снежинским горисполкомом от предприятия п/я 0215 Министерства среднего машиностроения. На Снежинский горисполком возложена обязанность провести на этой площади в ближайшие годы лесоустройство и вести лесное хозяйство по правилам, установленным для лесов гослесфонда. Челябинскому облисполкому поручено обеспечить контроль за ведением хозяйства в этих лесах.
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ принято предложение администрации <адрес> и Челябинского управления лесами, согласованное с Госкомэкологии России о переводе с ДД.ММ.ГГГГ 21 365 гектаров леса второй группы в первую с отнесением их к категории защитности «леса первого и второго пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения (согласно приложению №); об отнесении с ДД.ММ.ГГГГ 7 735 гектаров леса первой группы (противоэрозионные леса - 3754 га, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и: промышленных предприятий (лесохозяйственная часть) - 3981 га) к категории защитности - «леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения согласно приложению 2 (пункт 1). Челябинскому управлению лесами поручено внести соответствующие изменения в учет лесного фонда и материалы лесоустройства (пункт 2).
Из административного искового заявления усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 74:40:0000000:77 расположен в квартале 83 выделе 82, 77.
Согласно приказу Федеральной службы лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ леса, расположенные в Синарском лесничестве в квартале № (приложение №), относятся к лесам второй группы Челябинского управления лесами, переводимым в первую с отнесением их к категории защитности «леса первого и второго пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения».
Положениями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ведении государственного учета лесного фонда» (утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) определено, что государственный учет лесного фонда осуществляется Федеральной службой лесного хозяйства России на основе материалов лесоустройства, а также инвентаризации и других видов обследований лесов.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственном лесном реестре» (утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) ведение реестра осуществляется органами государственной власти, субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации.
В реестр включаются данные государственного учета лесного фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ведении государственного учета лесного фонда».
Учитывая изложенное, ранее уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации принято решение об отнесении лесов (в том числе расположенных на земельном участке с кадастровым номером 74:40:0000000:77) к защитным лесам.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципальному учреждению «Лесхоз» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены лесные участки в установленных ранее границах, находящиеся в пределах территории ЗАТО Снежинск, за исключением лесных участков, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности (пункт 1).
Этим же постановлением органа местного самоуправления <адрес> установлено, что леса, расположенные в границах ЗАТО <адрес>, за исключением лесов, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, относятся к защитным лесам (пункт 2).
На основании указанного, суд критически относится к позиции административных истцов о том, что отсутствует решение органа государственной власти (Рослесхоза) об отнесении на рассматриваемой территории лесов к защитным лесам. Данные обстоятельства также свидетельствуют о правомерности действий и решений ГУ лесами <адрес> в отношении спорного земельного участка и опровергают доводы административного искового заявления о том, что спорный земельный участок в качестве лесного органами местного самоуправления ранее не проектировался, местоположение его границ не устанавливалось.
Постановлением Администрации Снежинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден лесохозяйственный регламент МКУ «Снежинское лесничество», которым указанное учреждение обязано руководствоваться при осуществлении деятельности в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории муниципального образования «<адрес>», за исключением лесных участков, расположенных на землях находящихся в федеральной собственности.
Согласно положениям Лесохозяйственного регламента, леса спорного земельного участка являются защитными, так как расположены в водоохраной зоне озера Сунгуль.
Каких-либо исключений в указанном нормативно-правовом акте органа местного самоуправления в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:40:0000000:77 не имеется.
Поскольку лесные насаждения, произраставшие на земельном участке с кадастровым номером 74:40:0000000:77, не являются муниципальными, а в силу вышеуказанных положений лесного законодательства были отнесены к лесам общегосударственного значения (Гослесфонд), соответственно, включение земельного участка с кадастровым номером 74:40:0000000:77 в ГЛР является обоснованным.
Оценивая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд приходит к выводу о том, что леса, принятые Снежинским горисполкомом в 1958 году от предприятия п/я 0215 Министерства среднего машиностроения, в муниципальную собственность не передавались.
Учитывая, что лесные насаждения, произраставшие на земельном участке с кадастровым номером 74:40:0000000:77, не являются муниципальными, а в силу вышеуказанных положений лесного законодательства были отнесены к лесам общегосударственного значения, включение спорного земельного участка в ГЛР является правомерным.
Данные обстоятельства также подтверждаются апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым исковые требования прокурора ЗАТО <адрес> администрации Снежинского городского округа удовлетворены частично. На администрацию Снежинского городского округа возложена обязанность осуществить постановку земельных участков, покрытых лесом, площадью 17 305,468 га, расположенных в границах Снежинского городского округа, на кадастровый учет, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу. При этом, апелляционной инстанцией установлено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность принятия в муниципальную собственность городских лесов, поскольку само по себе право распоряжение земельными участками, занятыми городскими лесами, право собственности на них не создает, в виду чего в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на ответчика оформить право собственности на земельные участки, покрытые лесом, отказано.
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Снежинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель главы Снежинского городского округа ФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранной зонах), подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Постановлением судьи установлено, что спорный земельный участок расположен в водоохранной зоне, леса в границах которого относятся в категории защитных.
Помимо прочего, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А76-21774/2021 в удовлетворении заявления администрации <адрес> к Главному управлению лесами <адрес> о признании недействительными действий, возложении обязанности совершить действия отказано. Суд пришел к выводу о правомерности внесения ГУ лесами <адрес> сведений в ГЛР о спорном земельном участке как о лесном участке.
Так, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ГУ лесами <адрес> о внесении сведений о земельном участке с кадастровым номером 74:40:0000000:77 в ГЛР, как о лесном участке с отражением сведений о правообладателе – Российская Федерация и отнесением к категории защитности лесов: в квартале 83 выделе 82 - леса, расположенные в водоохранных зонах, в выделе 77 - леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения соответствуют вышеуказанным требованиям законодательства, нормативным документам уполномоченных органов.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях административного ответчика нарушений прав и законных интересов административных истцов администрации Снежинского городского округа и Галимова Р.Р., что исключает удовлетворение заявленных ими административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ФИО14 к Главному управлению лесами <адрес> о признании незаконными действий по учету в Государственном лесном реестре земельного участка с кадастровым номером 74:40:0000000:77 как лесного участка с отражением сведений о правообладателе - Российская Федерация и отнесением к категории защитности лесов: в квартале 83 выделе 82 - леса, расположенные в водоохранных зонах; в выделе 77 - леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; возложении обязанности исключить из Государственного лесного реестра информацию о земельном участке с кадастровым номером 74:40:0000000:77 как о лесном участке с отражением ГЛР сведений о правообладателе - Российской Федерации и отнесением к категории защитности лесов: в квартале 83 выделе 82 - леса, расположенные в водоохранных зонах; в выделе 77 - леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: Е.В. Гречишникова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.