ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-462/2017 от 01.12.2017 Ильинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-462/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ильинский 1 декабря 2017 года

Ильинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего Никулиной Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Пчельниковой С.А.,

с участием исполняющего обязанности прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю.,

представителя административного ответчика председателя Совета депутатов Сретенского сельского поселения, главы поселения ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ильинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов Сретенского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить внешний муниципальный финансовый контроль,

установил:

прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и реализации нормативных требований бюджетного законодательства об осуществлении внешнего муниципального финансового контроля в представительных органах местного самоуправления <адрес>, в ходе которой выявлен факт неосуществления внешнего муниципального финансового контроля в Сретенском сельском поселении, ответственность за организацию которого несет Совет депутатов поселения.

Отсутствие в поселении контрольно-счетного органа приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к непроведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к непроведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции.

Совет депутатов вправе как создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании, так и заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Неисполнение представительным органом муниципального образования требований действующего законодательства в сфере противодействия коррупции, бюджетных отношений нарушает интересы государства и неопределенного круга лиц, поскольку подрывает авторитет власти, не обеспечивает надлежащий контроль за законностью использования бюджетных средств и муниципального имущества в целях решения вопросов местного значения.

Прокурор просит признать незаконным бездействие Совета депутатов Сретенского сельского поселения по непринятию мер по организации внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании «Сретенское сельское поселение», обязать Совет депутатов Сретенского сельского поселения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального финансового контроля, а именно: создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Сретенское сельское поселение» или заключить соглашение с представительным органом Ильинского муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Ильинский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора <адрес>ФИО2 заявленные требования поддержал, указав, что проверка прокуратурой <адрес> проведена по поручению прокурора <адрес> в связи с поступившей информацией председателя Контрольно-счетной палаты <адрес> о недостатках в организации деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Представитель административного ответчика председатель Совета депутатов Сретенского сельского поселения ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен, указывая, что проверка исполнения бюджета проводится депутатами Совета депутатов на заседании и на публичных слушаниях по исполнению бюджета, других форм внешней проверки в поселении нет, соглашения с органом местного самоуправления <адрес> не заключалось. Считает нецелесообразным и невозможным создание контрольно-счетного органа поселения из-за малого бюджета, недостаточности средств для создания новой должности в поселении, намерен поставить разрешение указанного вопроса перед Советом глав, а также перед Земским собранием.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом в соответствии со ст. 38 указанного Федерального закона, а также в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

Порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»).

Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон Российской Федерации № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязателен для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Цель Закона - установить общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их основные полномочия (ст. 1 Закон Российской Федерации № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»).

В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании нашел своего подтверждения факт бездействия Совета депутатов Сретенского сельского поселения по обеспечению внешнего муниципального контроля в муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Указанные обстоятельства признаются административным ответчиком.

Суд считает, что бездействие представительного органа муниципального образования не обеспечивает надлежащий контроль за законностью использования бюджетных средств и муниципального имущества в целях решения вопросов местного значения, приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

решил:

заявленные требования прокурора Ильинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Сретенского сельского поселения по непринятию мер по организации внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании «Сретенское сельское поселение».

Обязать Совет депутатов Сретенского сельского поселения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального финансового контроля, а именно: создать контрольно- счетный орган в муниципальном образовании «Сретенское сельское поселение» или заключить соглашение с представительным органом Ильинского муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Ильинский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Никулина Л.Н.