ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-462/2022 от 20.05.2022 Шарьинского районного суда (Костромская область)

УИД 44RS0003-01-2022-000652-84

Дело №2а-462/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2022 года г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В., с участием заместителя Шарьинского межрайонного прокурора Аристовой И.С., при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора к Администрации Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании бездействия выразившегося в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли незаконным и обязании устранить допущенное нарушение.

установил:

Шарьинский межрайонный прокурор действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании бездействия выразившегося в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли незаконным и обязании устранить допущенное нарушение.

В обоснование исковых требований указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой дана оценка исполнения законодательства о развитии торговой деятельности и защите прав субъектов предпринимательской деятельности и деятельности органов местного самоуправления. Вопреки требованиям действующего законодательства администрацией Коневского сельского поселения муниципальная программа, предусматривающая комплекс мер по развитию торговли на территории муниципального образования, не разработана и не утверждена, в том числе несмотря на вынесенное в адрес главы муниципального образования 03.03.2022 представления об устранении нарушений закона.

Таким образом, органом местного самоуправления полномочия по созданию условий для развития торговой деятельности, том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, не реализуются. Что свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии, так как им не выполняются возложенные на него федеральным законодательством обязанности. Подобное бездействие препятствует развитию торговой деятельности негативным образом отражается на уровне развития предпринимательства.

Административный истец просит суд признать бездействие администрации Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области выразившееся в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Коневское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу развития торговли на территории Коневского сельского поселения в порядке, установленном Законом Костромской области от 02.09.2010 №657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области».

В судебном заседании представитель Шарьинской межрайонной прокуратуры Аристова И.С. поддержала исковые требования по основаниям указанным в административном исковом заявлении. Суду пояснила, что представленная администрацией Коневского сельского поселения программа не утверждена Департаментом экономического развития Костромской области. А следовательно считать её надлежащим образом разработанной и утвержденной нельзя. При утверждении данная программа может быть изменена.

Представитель административного ответчика в судебном заседании не участвовала. Была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела. Согласно представленного в суд заявления просила рассмотреть административное дело без ее участия (л.д.35.).

Из письменных пояснений административного ответчика по делу следует, что в настоящее время администрацией Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района предпринимаются меры для согласования в установленном Законом Костромской области от 02.09.2010 №657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области» муниципальной программы развития торговли, учитывающей социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития поселения в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В обозначенный в исковом заявлении прокурора срок программа будет принята в установленном порядке.

Ранее муниципальная программа была утверждена без согласования в установленном законом порядке.

Судебное заседание просила провести без участия представителя администрации сельского поселения (л.д.42)

Выслушав объяснения представителя Шарьинской межрайонной прокуратуры, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно требованиям, закрепленным в п.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, на администрации Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района, в силу действующего законодательства лежит обязанность по организации условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Коневского сельского поселения.

Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяются понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В статье 11 данного Закона закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Согласно части 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

В силу пункта 2 части 3 статьи 6 основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частями 1, 2, 3 статьи 16 приведенного Федерального закона предусмотрено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Для содействия развитию торговли согласно ст. 18 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в которых определяются: 1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, по формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности; 3) объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; 4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; 5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Костромской области от 02.09.2010 N 657-4-ЗКО "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области" муниципальные программы развития торговли разрабатываются местными администрациями муниципальных образований с учетом требований статьи 18 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Разработанные проекты муниципальных программ развития торговли до утверждения согласовываются с уполномоченным исполнительным органом Костромской области в области государственного регулирования торговой деятельности.

Как следует из материалов дела 04.02.2022 года Шарьинской межрайонной прокуратурой Главе Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района было выдано предписание о необходимости устранения в том числе нарушений Закона Костромской области от 02.09.2010 N 657-4-ЗКО "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области" и создании условий для развития торговой деятельности на территории муниципального образования. ( л.д. 5-8)

Как следует из ответа от 21.04.2022 г. Главы администрации Коневского сельского поселения на данное представление, администрацией в настоящее время предпринимаются меры для разработки муниципальные программы развития торговли, идет сбор необходимой информации. (л.д. 22)

В адрес суда Главой администрации Коневского сельского поселения было направлено Постановление от 12 мая 2022 года Об утверждении муниципальной программы «Развитие торговли и Коневском сельском поселении Шарьинского муниципального района Костромской области на 2022-2025 годы» (л.д.36-39)

Согласно письма Администрации Шарьинского муниципального района от 12.05.2022 замечаний к проекту программы не имеется (л.д.40).

Доказательств, что данная программа, в соответствии с требованиями ст. 5 Закона Костромской области от 02.09.2010 N 657-4-ЗКО согласована с уполномоченным исполнительным органом Костромской области в области государственного регулирования торговой деятельности в материалах дела не содержится, представителем административного ответчика не представлено.

В силу действующего законодательства на администрации Коневского сельского поселения лежит обязанность по принятию мер по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, формировать и осуществлять муниципальные программы.

Таким образом, суд на основании представленных доказательств, считает, что администрацией Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района не выполнены требования законодательства, а именно не приняты меры для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли. Представленная представителем ответчика программа не соответствует требованиям законодательства, поскольку не согласована с уполномоченным исполнительным органом Костромской области в области государственного регулирования торговой деятельности.

Неисполнение административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по разработке и утверждении муниципальной программы развития торговли нарушает права неопределенного круга лиц, негативно отражается на развитии предпринимательства на территории муниципального образования.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Шарьинского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли незаконным и обязании разработать и утвердить муниципальную программу в порядке, установленном Законом Костромской области от 02.09.2010 №657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области».

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).

При указанных обстоятельствах, учитывая социальную значимость исполнения данных требований, суд считает разумным установить срок выполнения требования для администрации Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора к Администрации Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Коневского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области выразившееся в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Коневское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу развития торговли на территории Коневского сельского поселения в порядке, установленном Законом Костромской области от 02.09.2010 №657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения через Шарьинский районный суд.

Председательствующий: О.В. Игуменова

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2022 года