Дело № 2а-462/2022 (2а-4671/2021)
59RS0001-01-2021-006754-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Богомоловой Л.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО7,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании недействительным Приказа от Дата №31-02-1-4-1089 «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143» в части отклонения предложения ФИО1 (пункт 1.3), возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании недействительным Приказа от Дата№ «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143» в части отклонения предложения ФИО1 (п.1.3 Приказа).
В обосновании административного иска указано, что ФИО1 имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером № по адресу: Адрес, который был образован из земельного участка с кадастровым номером №. Первоначально земельные участки были отнесены Правилами землепользования и застройки города Перми к зоне жилой застройки Ж-5. Решением Пермской городской Думы от 21.12.2011 №245 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, для земельного участка по адресу: Адрес установлена территориальная зона Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий). Решением Пермского краевого суда от Дата Правила землепользования и застройки города Перми, в части установления территориальной зоны Р-2 в отношении земельных участков, в том числе, с кадастровым номером №, признаны недействующими. В результате образовался пробел в правовом регулировании, так как градостроительный регламент не был установлен. В связи с чем, ФИО1 обратилась к административному ответчику с предложением по установлению территориальной зоны Ж-4 в соответствии с функциональной зоной по Генплану города Перми СТН-И. Предложение было отклонено оспариваемым Приказом от 14.07.2021, в связи с несоответствием планируемого развитию функционального зонирования, утвержденному постановлением Главы города Перми от 18.11.2020 №215 «О согласии с проектом решения Пермской городской думы «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением от 17.12.2010 №205, а также пункту 2.3.2 регламента работы комиссии по подготовке правил землепользования и застройки Пермского городского округа, утвержденного приказом Министерства от 30.12.2020 №31-02-1-4-1037.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании поддержал требования административного искового заявления, дополнительно пояснил, что в августе 2020 года ФИО1 приобрела земельный участок, в отношении данного земельного участка действовало противоречивое градостроительное регулирование, ранее Дата в отношении данного земельного участка в соответствии с положениями генерального плана была установлена функциональная зона СТН-И, которая предусматривала возможность строительства индивидуальных жилых объектов, при этом в ПЗЗ с 2007 года в отношении данной территории продолжала действовать территориальная зона Р-2, в связи с существованием данного противоречия, в 2020 году ООО «Панорама», предыдущий собственник земельного участка, из которого в последствии был образован земельный участок административного истца, обратился в суд с иском о признании недействующим положений ПЗЗ об установлении в отношении данной территории территориальной зоны Р-2, решением Пермского краевого суда от Дата по делу № признаны недействующими ПЗЗ, утвержденные решением Думы от Дата в части установления территориальной зоны Р-2. В начале 2021 административный истец обратилась к административному ответчику с предложением об установлении в отношении данного земельного участка территориальной зоны Ж-4, которая соответствовала бы функциональной зоне СТН-И в соответствии с положениями Генерального плана. Положения Генерального плана являются первичными, соответственно ПЗЗ не могут им противоречить. Судами установлено, что функциональная зона СТН-И не реализована, поскольку в отношении данного земельного участка установлена зона рекреации Р-2, которая признана недействующей. Дата на указанном земельном участке ФИО1 зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом. Реализация прав административного истца как правообладателя земельного участка не может быть постановлена в зависимость об бездействия органов местного самоуправления по внесению изменения в ПЗЗ. Кроме того, решение Пермской городской думы № от Дата, которым были внесены изменения в Генеральный план г.Перми путем изменения функциональной зоны СТН-И на ТСП-Р, решением суда от Дата отменено. Считает, что оспариваемый Приказ вынесен по формальным основаниям, по существу предложение административного истца не рассмотрено, было отклонено, при этом все материалы у ответчика имелись. Разрабатывать в отношении данного земельного участка проект градостроительного зонирования нет необходимости, поскольку участок занимает площадь 800 кв.м. В настоящее время жилой дом расположен на земельном участке с территориальной зоной «озеленение», что существенно занижает рыночную стоимость объекта. Предложение ФИО1 полностью соответствовало Генеральному плану, при принятии Приказа в установленные ГрК РФ сроки, оснований для отклонений бы не имелось, неопределенность зонирования территории нарушает права административного истца.
Представитель административного ответчика – Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласился, представил письменные возражения, дополнительно пояснив, что заявление ФИО1 в Министерство поступило из Департамента Дата, при принятии решения Министерство руководствовалось планируемому функциональному зонированию территории, а также соответствием Генерального плана Правилам землепользования и застройки. Предложение ФИО1 соответствовало действующему Генеральному плану и ПЗЗ, но не соответствовало планируемому функциональному зонированию территории. Кроме того, в силу п.2.3.2 Регламента заявитель должна была представить план изменений, но сделала этого. Принятое решение Министерством прав административного истца не нарушает.
Представитель заинтересованного лица Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми ФИО4 в судебном заседании с административным иском не согласилась, представила письменные возражения, дополнительно пояснив, что заявление ФИО1 поступило в Департамент, орган уполномоченный на тот момент для его рассмотрения, Дата, с Дата полномочия по рассмотрению предложений о внесении изменений в ПЗЗ переданы в Министерство, в связи с чем, заявление было передано в указанный орган. Полагает, что права административного истца не нарушены, поскольку земельный участок и расположенный на нем жилой дом находятся в собственности истца, в связи с территориальной зоной земельного участка «озеленение» налоговые платежи будут меньше.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Частью 1, 3 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов; определен порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Из приведенных выше норм следует, что в случаях, когда безусловные основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки отсутствуют, вопрос о внесении в соответствии с поступившим предложением таких изменений в правила или об отклонении такого предложения относится к усмотрению органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10. 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером №, относится к землям населенных пунктов и принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок расположен на землях, относящихся к категории «земли населенных пунктов», имеет вид разрешенного использования «озеленение».
ДатаФИО1 обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры с заявлением об установлении территориальной зоны индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) в отношении земельного участка с кадастровым номером № по Адрес.
В соответствии с п.2.2, п.4.1 Соглашения от Дата№, заключенного между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, в лице исполняющего обязанности министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО5, и Администрацией г.Перми, в лице временно исполняющего полномочия Главы г.Перми в целях осуществления перераспределенных полномочий, предусмотренных п.2 ч.2 ст.3 Закона Администрацией г.Перми переданы Министерству по акту приема-передачи (реестру) предложения физических или юридических лиц о внесении изменений в правила землепользования и застройки г.Перми, в том числе по акту приема-передачи письмом от Дата №Пвн 31-02-1-21.87 передано предложение (заявление) ФИО1 от Дата.
Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от Дата N 31-02-1-4-1037, опубликованным Дата, утвержден Регламент работы комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа (далее – регламент), в соответствии с п.2 которого настоящий Приказ вступает в силу с Дата, но не ранее чем через десять дней после дня его официального опубликования. Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от Дата N 31-02-1-4-1037 вступил в законную силу Дата.
Постановлением Правительства Пермского края от Дата N 88-п утверждено Положение о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
Согласно п.3.14, п.3.81.13(2) Положения, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения; принимает решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, проекта внесения в них изменений, осуществляет подготовку правил землепользования и застройки Пермского городского округа, внесение в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Приказом от Дата отклонено предложение ФИО1 от Дата № б/н об установлении территориальной зоны индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) в отношении земельного участка с кадастровым номером № по Адрес в связи с несоответствием планируемому развитию функционального зонирования, утвержденному Постановлением Главы г.Перми от Дата№ «О согласии с проектом решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план г.Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205», а также п.2.3.2 регламента работы комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, утвержденного приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 30.12.2020.
Принятое решение административным ответчиком нельзя признать законным по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заявления ООО «Панорама» в Генеральный план города Перми решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 №3 внесены изменения, в связи с чем, территория земельных участков, в том числе с кадастровым номером 59:01:0719226:207 находятся в функциональной зоне малоэтажной застройки (СТН-И).
Согласно таблице 15 пункта 2 главы 6 раздела 2 «Описание назначения функциональных зон, в том числе описание ограничений и запретов, которые следует учитывать при подготовке предложений в отношении градостроительных регламентов», формирование и развитие СТН-И (зоны малоэтажной застройки) должно направляться следующими целевыми установками - созданием правовых, административных и экономических условий для: (1) преимущественно жилого использования территорий; 2). возможности сочетания блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов городского типа и сельского типа не выше трех этажей; 3). развития вдоль улиц общественно-деловых и культурно-бытовых центров, ориентированных на удовлетворение повседневных потребностей населения.
Земельный участок ФИО1 с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером №
Решением Пермской городской Думы от Дата№ утверждены изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, в части установления территориальной зоны Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №.
Решением Пермского краевого суда от Дата, вступившим в законную силу Дата, административное исковое заявление ООО «Панорама» удовлетворено, признано не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от Дата№ (в редакции от Дата), в части установления территориальной зоны Р-2 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №
Таким образом, заявление (предложение) ФИО1 от Дата об установлении территориальной зоны индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого она является, соответствовало действующей на тот момент функциональной зоне СТН-И Генерального плана города Перми.
После чего, решением Пермской городской Думы от Дата№ «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205» в границах приведенной территории функциональная зона изменена с зоны малоэтажной застройки (СТН-И) на зону рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р), а также исключены мероприятия по развитию и размещению объектов капитального строительства, улично-дорожной сети, сети объектов инженерно-технического обеспечения и сети объектов водоотведения в отношении указанной территории.
Решением Пермского краевого суда от 22.06.2021 административные исковые требования ООО «Панорама», ООО «КМПроджект-Пермь» удовлетворены, решение Пермской городской Думы от 24.02.2021 № 38 «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205» со дня вступления в силу решения суда признано недействующим.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от Дата решение Пермского краевого суда от Дата оставлено без изменения.
Согласно информации представленной Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми по запросу суда в настоящее время и по состоянию на Дата территориальная зона в отношении земельного участка с кадастровым номером № не установлена. Указанный земельный участок образован Дата из земельного участка с кадастровым номером №.
Основание для отклонения предложения ФИО1 при вынесении оспариваемого Приказа от 14.07.2021 в связи с несоответствием планируемому развитию функционального зонирования, утвержденному Постановлением Главы г.Перми от 18.11.2020 № 215 «О согласии с проектом решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план г.Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205» нельзя признать обоснованным, поскольку на момент вынесения Приказа от 14.07.2021 решение Пермской городской Думы от 24.02.2021 № 38 «О внесении изменений в Генеральный план города Перми» было оспорено в судебном порядке, судом принято решение о признании его недействующим.
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Согласно ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях: обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Учитывая состоявшиеся судебные акты, права и законные интересы ФИО1, как собственника земельного участка и индивидуального жилого дома, расположенного на нем, отклонение предложений ФИО1 в связи с несоответствием планируемому развитию функционального зонирования, существенно ограничивает ее права пользования земельным участком в возможности реализовывать полномочия, предусмотренные ст.209 Гражданского Кодекса РФ.
Оценивая причину отклонения предложения ФИО1, изложенной в оспариваемом Приказе, суд приходит к выводу, что Приказ не соответствует требованиям закона, поскольку причина об отклонении предложения административного истца Министерством по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Перми «в связи с несоответствием планируемому развитию функционального зонирования» должным образом не мотивирована, то есть фактически не приведена.
Кроме того, ссылка административного ответчика на пункт 2.3.2 Регламента работы комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, утвержденного Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 30.12.2020 N 31-02-1-4-1037, предусматривающей, в том числе, предоставление материалов в текстовой форме и в виде карт (схем) как предложения по введению новых видов территориальных зон и установлению их границ, не обоснована, поскольку данная норма действует со дня вступления в законную силу названного Приказа, то есть с Дата, а заявление ФИО1 подано Дата, передано в Министерство Дата. При этом оспариваемый Приказ содержит лишь пункт Регламента, без уточнения перечня требуемых документов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и необходимости возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть обращение административного истца.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании недействительным Приказа от Дата№ «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143» в части отклонения предложения ФИО1 (пункт 1.3), возложении обязанности по устранению допущенных нарушений - удовлетворить.
Признать недействительным Приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от Дата№ «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143» в части отклонения предложения ФИО1 (пункт 1.3).
Обязать Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края повторно рассмотреть заявление (предложение) ФИО1 от Дата № б/н об установлении территориальной зоны индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Адрес.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья (подпись).
Копия верна. Судья Л.А. Богомолова
В мотивированном виде изготовлено 21.02.2022 года.