ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-463/20 от 02.07.2020 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

65RS0005-02-2020-000444-92

Дело № 2а-463/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июля 2020 года город Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Мурынчик Е.В.,

при секретаре судебного заседания Кравченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ри Е.Р. к администрации Корсаковского городского округа, департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья о признании решения незаконными и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

30 апреля 2020 года Ри Е.Р. обратилась в Корсаковский городской суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным решение от 19.03.2020 года № 5.02-2262/20 об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по государственной программе Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и муниципальной программе «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильем».

В обоснование заявленных требований указано, что Ри Е.Р. совместно со своими несовершеннолетними детьми А., Б. зарегистрированы и проживают в жилом доме, общей площадью 45,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Собственником указанного жилого дома является В. оглы, который является родственником отца несовершеннолетних А., Б. Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 09.08.2017 года Ри Е.Р. и члены ее семьи (несовершеннолетние дети) были признаны малоимущими, приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 11.02.2020 года Ри Е.Р. обратилась в департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа с заявлением и соответствующим пакетом документов о признании ее и членов ее семьи (несовершеннолетних детей) нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью участия в государственной программе Сахалинской области «Обеспечение населения» Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и муниципальной программе «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильем». Решением комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья (протокол № 2 от 13.03.2020 года) Ри Е.Р. и членам ее семьи было отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием такой нуждаемости. 20.03.2020 года Ри Е.В. было получено соответствующее уведомление об отказе № 5.02-2262/20 в соответствии с которым указано на то обстоятельство, что долевая собственность ее семьи составляет 171,4 кв.м. При этом, с момента вынесения постановления администрации Корсаковского городского округа от 09.08.2017 года о признании Ри Е.В. и членов ее семьи малоимущими и до настоящего времени в собственности последних какое-либо имущество отсутствует, их имущественное положение не изменилось.

Определением суда от 12.05.2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена администрация Корсаковского городского округа, в качестве заинтересованных лиц несовершеннолетние А., Б. в лице законного представителя Ри Е.Р.

16.06.2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья.

17.06.2020 года административный истец уточнил административные исковые требования и просил признать решение комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья, принятое протоколом №2 от 13.03.2020 г. незаконным в части отказа ей и членам её семьи в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязать комиссию по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья включить в список молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях для участия в 2021 году в государственной программе Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильём» и муниципальной программе «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильём».

Административный истец Ри Е.Р. в судебном заседании уточненные требования поддержала, по основаниям изложенным, в административном исковом заявлении. Указала, что она совместно со своими несовершеннолетними детьми А., Б. зарегистрированы и проживают в жилом доме, общей площадью 45,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Собственником указанного жилого дома является В. оглы, который является родственником отца несовершеннолетних А., Б. В ее собственности и собственности ее детей никакого недвижимого имущества не имеется. Сведения указанные в Выписке из ЕГРН о наличии у ее семьи в собственности жилых помещений, не соответствуют действительности.

Представитель административных ответчиков администрации Корсаковского городского округа, департамента имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа Г., действующая на основании доверенностей от 13.05.2020 г. №5.02-4037/20 № 14 от 01.04.2020 года в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала. Суду пояснила, что заявление Ри Е.Р. было рассмотрено на заседании комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья 13 марта 2020 года. Согласно выписке из ЕГРН от 27.02.2020 года, общая долевая собственность истца составляет 171,4 кв.м., что явилось основанием для принятия комиссией решения об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Административный ответчик комиссия по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля члена комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья Д., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, признание незаконными действий и решений органа, должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

В целях реализации мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, в рамках государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 на территории Сахалинской области Постановлением Правительства Сахалинской области от 28.10.2016 № 553 (ред. от 19.12.2019) «О предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства» утвержден Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» (далее – Порядок).

Постановление Администрации Корсаковского городского округа от 15.02.2019 № 282 утверждено Положения о формировании списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья.

Согласно п. 1.2. Положения о формировании списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья (далее - Положение) в целях формирования списков молодых семей для получения социальной выплаты в рамках реализации Госпрограммы, муниципальной Программы создается комиссия по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья (далее - Комиссия).

Участником Госпрограммы и муниципальной Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области решения о включении молодой семьи - участницы Госпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (то есть не достиг 36 лет); б) признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с разделом 2 Порядка; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; г) постоянно проживающая на территории Корсаковского городского округа (регистрация по месту жительства или вступившее в законную силу решение суда об установлении факта постоянного проживания) (п. 1.5 Положения).

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, ранее не получавшие социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья: а) поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года; б) признанные по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (п. 5.1 Положения).

В соответствии с п. 5.2. Положения для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий молодая семья представляет в Комиссию следующие документы: а) заявление в соответствии с формой № 1 к настоящему Положению; б) справки о составе семьи с указанием нанимателя/собственника(-ов), всех зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства и (или) пребывания, отношений родства/свойства, общей площади жилого помещения или выписки из домовой книги (ксерокопии домовой книги); в) выписку, выданную управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области, об отсутствии (наличии) зарегистрированных прав на недвижимое имущество (жилье) на всех членов семьи заявителя либо копию договора социального найма. В случае отсутствия договора социального найма молодая семья представляет копию иного документа, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма (в том числе: ордера, финансового лицевого счета).

Выписка об отсутствии (наличии) зарегистрированных прав на недвижимое имущество (жилье) представляется по желанию заявителя либо запрашивается органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.

Разделом 6 Положения предусмотрены основания признания Комиссией молодых семей имеющими достаточными доходы для оплаты стоимости жилья.

Основными задачами Комиссии являются: принятие решения о признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий (п. 2.1); принятие решения о признании молодых семей имеющими достаточный доходы для оплаты стоимости жилья (п. 2.2); формирование списков молодых семей и представление их на утверждение постановлением администрации (п. 2.3).

Как следует из материалов дела, Ри Е.Р. является матерью несовершеннолетних детей А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельства о рождении I-ФС , I-ФС ).

Ри Е.Р. совместно со своими несовершеннолетними детьми А., Б. зарегистрированы и проживают в жилом доме, общей площадью 45,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>., собственником которого является В. оглы. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из домовой книги от 05.02.2020 года, справкой МУП «Расчетно-кассовый центр по обработке платы за жилое помещение и коммунальные услуги» от 20.01.2020 года, Выпиской из ЕГРН).

07.02.2020 года Ри Е.Р. обратилась к Мэру Корсаковского городского округа с заявлением о признании ее семьи в составе из трех человек нуждающимися в улучшении жилищных условий, приложив к заявлению необходимый пакет документов, в том числе, административным истцом были представлены Выписки из ЕГРН об отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество на всех членов семьи.

С целью проверки наличия правовых оснований для признания семьи Ри Е.Р., нуждающимися в улучшении жилищных условий, в порядке межведомственного запроса в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии были истребованы сведения о наличии в собственности у Ри Е.Р. с членами ее семьи жилых помещений.

Из представленной в материалах дела Выписки из ЕГРН от 27.02.2020 года, за период с 31.12.2014 года по 18.02.2020 года в собственности у Ри Е.Р. находится следующее имущество: жилое помещение, общая площадь 95,10 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации 05.12.2015 года, основание – договор передачи жилого помещения в собственность граждан от 23.03.2015 года; жилое помещение, общая площадь 65,60 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, доля в праве <...> дата государственной регистрации 19.04.2010 года, основание – договор о передаче квартиры в собственность от 16.11.2009 года; жилое помещение, общая площадь 43,50 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации 10.10.2011 года, основание – договор купли-продажи квартиры от 12.08.2011 года.

Таким образом, общая долевая собственность Ри Е.Р. составляет 171,40 кв.м.

Решением комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья (протокол № 2 от 13.03.2020 года) Ри Е.Р. и членам ее семьи было отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием такой нуждаемости.

Между тем, как следует из пояснений административного истца, реестровых дел в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, данные жилые помещения не принадлежат административному истцу на праве собственности. Собственником квартиры дома по <адрес> является Е., собственником <адрес>Ж., собственниками <адрес>З. и И., собственником <адрес>К.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в собственности административного истца и членов её семьи жилых помещений, принимая во внимание, что Ри Е.Р. и члены её семьи постановлением администрации Корсаковского городского округа от 09.08.2017 года признаны малоимущими постановлением администрации Корсаковского городского округа от 28.09.2017 года приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что не оспаривается административными ответчиками, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части признания решение комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья в части отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий административного истца.

Требование административного истца о восстановлении нарушенного права путем обязания комиссии включить в список молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях для участия в 2021 году в государственной программе Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильём» и муниципальной программе «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильём» суд находит не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно Порядку формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников государственной программы Сахалинской области, утвержденному Постановлением Правительства Сахалинской области от 28.10.2016 № 553 список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом (текущем) году формирует агентство по делам молодежи Сахалинской области (далее - Агентство) по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (1.5).

В силу п. 1.6. Порядка включение молодой семьи в состав участников Госпрограммы осуществляется поэтапно: признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий или имеющей право на получение дополнительной социальной выплаты; признание молодой семьи имеющей достаточные доходы; признание молодой семьи соответствующей условиям участия в Госпрограмме; включение молодой семьи в состав участников (основной или резервный список).

Согласно разделу 7 Положения, утвержденного Постановлением администрации Корсаковского городского округа №282 от 15.02.2019 года, в полномочия Комиссии входит формирование списков молодых семей, изъявивших желание участвовать в государственной программе и муниципальной программе.

Как установлено судом и следует из объяснений представителя ответчика, содержания оспариваемого протокола №2 заседания комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья от 13 марта 2020 года, показаний допрошенного свидетеля члена комиссии Л., участвовавшего в рассмотрении заявления административного истца, установив отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий, комиссией не исследовался вопрос о достаточности доходов для оплаты стоимости жилья.

При таких обстоятельствах, учитывая, что уполномоченным органом вопрос о достаточности доходов не исследовался, что свидетельствует о невыполнении всего комплекса мероприятий для включение семьи административного истца в состав участников, принимая во внимание, что суд не вправе при разрешении дела реализовывать полномочия органов местного самоуправления, суд приходит к выводу, что надлежащим способом устранения нарушенных прав административного истца будет возложение обязанности повторно рассмотреть заявление Ри Е.Р.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ри Е.Р. о признании решения незаконным и возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья, принятое протоколом от 13.03.2020 г. в части отказа Ри Е.Р. и членам её семьи А., Б. в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения повторно рассмотреть заявление Ри Е.Р. заявление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий от 07.02.2020 года.

Об устранении нарушенных прав администрации Корсаковского городского округа сообщить Корсаковскому городскому суду и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.

В удовлетворении требований в части возложения обязанности включить в список молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях для участия в 2021 году в государственной программе Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильём» и муниципальной программе «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильём» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме постановлено 06.07.202020 года.

Судья

Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик