Дело № 2а-4645/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего – судьи Токаевой З.М.,
при секретаре судебного заседания-Маликовой А.З.,
с участием представителя административного истца ЖСК «ОЛИМП-СТРОЙ» по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ЖСК «ОЛИМП-СТРОЙ» к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала», врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4 А-М. о признании незаконным решения врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4 А-М. от 23 апреля 2021 года исх.№51.07./3699/21 об отказе в привидении сведений об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 05:40:000079:258 в соответствие с Приказом Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014 и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ЖСК «ОЛИМП-СТРОЙ» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным решения врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4 А-М. от 23 апреля 2021 года исх.№.07./3699/21 незаконным.
В обоснование административного иска указывает, что врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4 А-М. своим решением от 23 апреля 2021 года исх.№.07./3699/21 отказал истцу в привидении сведений об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 05:40:000079:258 в соответствие с Приказом Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014, поскольку указанный земельный участок полностью находится за пределами утвержденных границ муниципального образования города Махачкала.
Однако, земельный участок с кадастровым номером 05:40:000079:258 находится в границах муниципального образования города Махачкала, что государственные органы признали, выдав истцу разрешение на строительство многоквартирного дома на этом земельном участке.
Указанное решение создает препятствия в осуществлении прав и реализации уставной деятельности ЖСК, а также нарушает права и свободы граждан-членов ЖСК.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным решение врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4 А-М. от 23 апреля 2021 года исх.№.07./3699/21 в привидении сведений об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 05:40:000079:258 в соответствие с Приказом Минэкономразвития РФ № от 01.09.2014 и обязать врио Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4 А-М. устранить нарушения.
Определением от 08.10.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен врио начальника Управления Архитектуры и градостроительства г. Махачкалы ФИО4 А-М.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий по доверенности, уточненные административные требования поддержал, просил су их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что в 2016 году Администрацией г. Махачкалы в лице Управления по вопросам координации капитального строительства ЖСК «ОЛИМП-СТРОЙ» было выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, позже данное разрешение продлевалось дважды, в последний раз в декабре 2020 года. Для получения указанного разрешения представлялся также градостроительный план, согласно которому земельный участок находился на территории г.Махачкалы. То есть, в тот период времени администрация г. Махачкалы признавала, что земельный участок, на котором возводится многоквартирный жилой дом, находится на территории г. Махачкалы, а в настоящее время утверждают, что он находится за пределами муниципального образования «город Махачкала». Данное утверждение не соответствует действительности. Все налоги уплачиваются в бюджет города Махачкалы, все проверки проводятся управлениями г. Махачкалы (Ленинский район). Вероятнее всего по чьей-то халатности при составлении карты градостроительного зонирования допущена техническая ошибка, видны явные сдвиги. При этом на соседние участки, прилегающих к спорному участку, на которых ими же возводятся жилые строения и которые согласно карты градостроительного зонирования также находятся за пределами г.Махачкалы, выдаются справки ПЗЗ, проведено межевание и т.д. и их признают находящимися в пределах города Махачкалы. Согласно фрагменту кадастровой карты, распечатанной из базы данных ответчиков, часть спорного земельного участка находится в пределах города Махачкалы.
Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО2 административные исковые требования не признал, в удовлетворении просил суд отказать по основаниям, изложенным в уведомлении, представил фрагменты карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ГОсВД «Город Махачкала» и публичной кадастровой карты, в соответствии с которым спорный земельный участок расположен за пределами города Махачкалы, в связи с чем административному ответчику и не может быть оказана запрашиваемая им муниципальная услуга.
Административный ответчик ФИО4 А-М., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, Управлением по вопросам координации капитального строительства Администрации г.Махачкалы 30.12.2016 выдано разрешение № на строительство 17-этажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, уч. Г/Ъ/Б/Б на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000079:258.
Решением врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4 А-М. от 23 апреля 2021 года исх.№.07./3699/21 на заявление председателя ЖСК «ОЛИМП-СТРОЙ» ФИО5 о привидении сведений об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 05:40:000079:258 в соответствие с Приказом Минэкономразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что испрашиваемый земельный участок полностью находится за пределами утвержденных границ муниципального образования <адрес>.
Пункт 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании абзацев 2 и 3 части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительные регламенты как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
По смыслу положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно статье 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, из системного анализа вышеназванных норм следует, что законодатель разграничивает процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору.
Как усматривается из публичной кадастровой карты г.Махачкалы земельный участок с кадастровым номером 05:40:000079:258 находится за пределами утвержденных границ муниципального образования города Махачкалы.
Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" утверждены решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 26 мая 2016 г. N 9-5.
При этом разрешение на строительство многоэтажного жилого дома, Управлением по вопросам координации капитального строительства Администрации г.Махачкалы выдано 30.12.2016, а в последующем продлено до 30.12.2023. Указанное разрешение выдано на учтенный земельный участок с указанием адреса: <...>.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4 А-М. от 23 апреля 2021 года исх.№51.07./3699/21 подлежит признанию незаконным и отмене.
Заявителем также ставится вопрос об обязании устранить нарушения.
Вследствие признания обжалуемого решения незаконным и его отмены заявление истца считается нерассмотренным и подлежит повторному рассмотрению.
Поскольку суд по общему правилу не должен подменять собой административный орган и осуществлять его полномочия, спорный вопрос подлежит разрешению судом по существу только в случае систематического уклонения административного ответчика от выполнения возложенных на него функций. С учётом изложенного, суд полагает, что разрешение вопроса об оказании муниципальной услуги в судебном порядке является преждевременным.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит частичному удовлетворению с возложением на административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении муниципальной услуги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ЖСК «ОЛИМП-СТРОЙ» удовлетворить частично.
Признать незаконным решение врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО4 А-М. от 23 апреля 2021 года исх.№51.07./3699/21 об отказе в привидении сведений об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 05:40:000079:258 в соответствие с Приказом Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» повторно рассмотреть заявление ЖСК «ОЛИП-СТРОЙ» о привидении сведений об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 05:40:000079:258 в соответствие с Приказом Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Судья Токаева З.М
Мотивированное решение суда изготовлено 08.12.2021.