ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-464/18 от 22.08.2018 Цимлянского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-464/18г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2018 года г.Цимлянск

Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Карапуз М.Ю.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Цимлянского района Ростовской области Скиба О.В.;

при секретаре Деревянко Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части непринятия нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень инсайдерской информации, и не размещения его на официальном сайте,

установил:

Прокурор Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Цимлянский районный суд Ростовской области с административным иском к административному ответчику Администрации муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части непринятия нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень инсайдерской информации, и не размещения его на официальном сайте.

В обоснование административного иска, прокурор Цимлянского района Ростовской области указал следующее: Прокуратурой Цимлянского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в части исполнения органами местного самоуправления полномочий по утверждению нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации. Проведенной проверкой установлено, что в настоящее время администрацией муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ, не разработан и не утвержден. Администрация МО «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области является органом местного самоуправления, однако в нарушение требований действующего законодательства в администрации не утвержден нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, что нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит суд: признать бездействие администрации муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области в части непринятия нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень инсайдерской информации, и неразмещения его на официальном Интернет-сайте незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области утвердить перечень инсайдерской информации и разместить его в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области.

Старший помощник прокурора Скиба О.В. в судебном заседании просила административный иск удовлетворить в полном объеме, ссылалась на доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик Администрация муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 16, 19), в суд своего представителя не направила, не сообщила об уважительных причинах неявки, никаких ходатайств не представила, заявлений о рассмотрении дела в её отсутствие в суд не поступало.

Выслушав административного истца, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьями 4, 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и Федеральные Законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9, указанной статьи предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» целью данного Федерального закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления относятся к инсайдерам. Кроме того, к инсайдерам также относятся имеющие доступ к инсайдерской информации выборные должностные лица местного самоуправления, имеющие доступ к инсайдерской информации государственные служащие и муниципальные служащие органов, указанных в пункте 9 настоящей статьи (п. 10 указанной статьи).

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 данного Федерального закона, Банк России обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с методическими рекомендациями федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ статьи 3, 9, 12, пункты 5, 7 и 8 статьи 24 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (то есть 30.07.2011).

Инсайдерская информация согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к инсайдерской информации органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, в том числе органов местного самоуправления, относится:

1) информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров);

2) информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;

3) информация о принятых ими решениях в отношении лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;

4) информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в пунктах 1-4, 11-13 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также о применении к указанным лицам иных санкций;

5) иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 24.05.2011 № 11-22/пз-н утверждены Методические рекомендации по утверждению органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации.

В силу пункта 1.1 Методических рекомендаций они применяются к исчерпывающим перечням инсайдерской информации, утверждаемым нормативными актами, в том числе органов местного самоуправления, и определяют информацию, которую рекомендуется включать в исчерпывающие перечни инсайдерской информации, утверждаемые нормативными актами органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и перечисленных в пункте 1.1 настоящих рекомендаций.

Как установлено пунктом 2.7 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 упомянутого Федерального закона, обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» перечни инсайдерской информации органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 упомянутого Федерального закона, подлежат раскрытию в сети Интернет на их официальных сайтах.

Пунктом 2.9 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» предусмотрено, что органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 упомянутого Федерального закона, обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в сети Интернет не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами.

Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию и (или) осуществившее манипулирование рынком, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи. Однако, любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее заведомо ложные сведения, не несет ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком, если указанное лицо не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения - заведомо ложными.

Главой 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс РФ (ст. 185.3 УК РФ, 185.6 УК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (15.21 КоАП РФ, 15.30 КоАП РФ, 15.35 КоАП РФ) в части установления ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России, обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами.

В силу статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица, указанные в пунктах 1 - 8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России, обязаны разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Судом установлено и как следует из материалов дела, прокуратурой Цимлянского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в части исполнения органами местного самоуправления полномочий по утверждению нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не утвержден, и перечень инсайдерской информации не размещен на сайте Администрации Цимлянского района в разделе «Поселения» - «Цимлянское городское поселение», что подтверждается ответом Главы Администрации «Цимлянское городское поселение» от 22.06.2018 г. (л.д.7), доказательств обратного суду не предоставлено, в судебном заседании судом не установлено.

Таким образом, администрация муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области являясь органом местного самоуправления, в нарушение требований действующего законодательства не утвердила нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, и не разместила его в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования ««Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области, что нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, в силу вышеуказанных норм действующего законодательства заявленные требования прокурора Цимлянского района Ростовской области о признании бездействия администрации муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области в части непринятия нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень инсайдерской информации, и неразмещения его на официальном Интернет-сайте незаконным, подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования об обязании администрации муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области утвердить перечень инсайдерской информации и разместить его в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области, суд также исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области утвердить перечень инсайдерской информации и разместить его в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области.

Разрешая настоящий спор суд учитывает требования статей 14, 45, 46, 62, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об осуществлении административного судопроизводства на основании равноправия и состязательности сторон, когда каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения, а также обстоятельства в соответствии с бременем доказывания, возложенным, указанным кодексом.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанном на соблюдении принципов, закрепленных в частях 2-6 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным статьями 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и вследствие изложенного содержат доказательства, которые имеют значения для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только лишь данными средствами доказывания.

Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из указанного доказательства, представленного сторонами, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд полагает правомерным постановить решение, которым удовлетворить исковые требования прокурора Цимлянского района Ростовской области в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части непринятия нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень инсайдерской информации, и не размещения его на официальном сайте, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области в части непринятия нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень инсайдерской информации, и неразмещения его на официальном Интернет-сайте незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области утвердить перечень инсайдерской информации и разместить его в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования «Цимлянское городское поселение» Цимлянского района Ростовской области.

Резолютивная часть решения изготовлена 22 августа 2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Карапуз