ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-464/2021 от 05.07.2021 Павловского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-464/2021

УИД 22RS0037-01-2021-000760-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2021 года с. Павловск

Павловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Полуниной О. Г.,

при секретаре Чуварзиной О.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Слизункова И..В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к А. П.<адрес> о признании незаконным решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и отказа в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в П.<адрес>», оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконными решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. и отказа в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, ссылаясь на то, что причиной отказа послужило нахождение приобретенного жилого помещения за пределами Павловского района - в г.Барнауле. На момент признания его участником программы, последняя не предусматривала ограничений по отношению к месту нахождения жилого помещения на территории Павловского района. Полагает, что нормы муниципальной программы противоречат федеральному и региональному законодательству.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивал.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, в дополнение указала, что нормативными актами федерального и регионального уровня предусмотрено предоставление органами местного самоуправления социальной выплаты молодой семье при условии приобретения ею жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации без ограничения территорией муниципального образования, в котором осуществлена постановка молодой семьи на учет. Муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», утвержденная постановлением Администрации Павловского района от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, предусматривающая приобретение жилого помещения на территории Павловского района, противоречит федеральному и региональному законодательству. Как на момент признания семьи П-вых участницей муниципальной программы, так и на момент приобретения объекта недвижимости на территории Алтайского края действовала муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Павловского района Алтайского края», которая прямо предусматривала, что приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории субъекта Российской Федерации. Семья П-вых являлась участником муниципальной программы на 2015-2020 годы, в период ее действия добросовестно приобрели соответствующее условиям программы жилое помещение. Полагает, что решение районной комиссии Администрации Павловского района Алтайского края об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты семье П-вых на приобретение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края» является незаконным и нарушающим законные интересы семьи.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что с 2021 года действует новая программа по обеспечению жильем молодых семей, которая предусматривает, что приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории Павловского района, в связи с чем ФИО3 было отказано в выдаче соответствующего свидетельства.

Заинтересованное лицо ФИО4, действующая в своих интересах и в интересах ФИО5, ФИО6, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (части 2 и 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом, постановлением администрации Павловского сельсовета Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>ФИО4 и ее семья были включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения средств на приобретение (строительство) жилья.

Постановлением Администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО4 в составе из трех человек признана участницей муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края на 2015 -2020 годы».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ<номер>/пог/227 административному истцу сообщено, что ее семья включена в список молодых семей – претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты в рамках подпрограммы 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края». ФИО4 уведомлена о необходимости подачи заявления и представления соответствующего перечня документов для получения социальной выплаты в течение 15 рабочих дней после получения уведомления.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился в Администрацию Павловского района Алтайского края с заявлением о выдаче семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты, в том числе предоставив документы о приобретении за счет кредитных средств жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Комиссией Администрации Павловского района Алтайского края по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено заявление ФИО3 и представленные им документы, принято решение отказать в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2021 году на приобретение жилого помещения в связи с нарушением требований, установленных абз. 14 ч. 5 муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», согласно которой приобретаемое или строящееся молодой семьей жилое помещение должно находиться на территории Павловского района.

Согласно ответу Администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>/ПОГ/807 ФИО3 отказано в выплате субсидии в рамках программы со ссылкой на решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что социальная выплата не может быть направлена на приобретение жилья в другом муниципальном образовании (абз. 14 п. 5 муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», утвержденной постановлением Администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>).

ФИО3 в установленный срок обратился с административным иском, в котором указал на незаконность данного отказа.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит доводы административного истца заслуживающими внимания.

Согласно пунктам ж, ж.1 части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, защита семьи, материнства, отцовства и детства; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 3 к указанной подпрограмме являлись Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как усматривается из содержания акта, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Названая подпрограмма в разделе V предусматривает, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3; социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3 к подпрограмме.

Согласно п. 32 приложения № 3 приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью – участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

С 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» были интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

В рамках указанной государственной программы 09.09.2019 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утверждена Ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем оплате жилищно-коммунальных услуг, которой предусмотрено обеспечение жильем молодых семей за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Отмечено, что предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование осуществляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.

Аналогичные положения предусмотрены и региональным законодательством. Так, подпрограмма 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2020-2024 годы, утвержденная Постановлением Администрации Алтайского края от 15 июня 2020 года № 266, устанавливает, что социальная выплата предоставляется молодой семье органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета Алтайского края и федерального бюджета. В случае недостаточности или отсутствия средств федерального бюджета социальные выплаты на приобретение жилья предоставляются молодым семьям за счет средств краевого и местных бюджетов в порядке, устанавливаемом Администрацией края по согласованию с органами местного самоуправления. Порядок и условия предоставления социальных выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использование, предусмотренными в приложении № 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно подпункту е пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования №1050 (далее – Правила) социальные выплаты используются, в том числе, для погашения суммы основного долга (части основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту на, право молодой семьи - участницы мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 31 Правил для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы, предусмотренные подпунктами «б» - «и» пункта 19 данных Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 Правил.

Согласно пункту 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 данных Правил.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 данных Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 данных Правил.

При этом пункт 38 Правил (как в редакции на июль 2019 г. – момент приобретения ФИО3 жилого помещения, так и на март 2021 г.) предусматривает, что приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Таким образом, актами федерального и регионального уровня предусмотрено предоставление органом местного самоуправления социальной выплаты молодой семье при условии приобретения ею жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации, без ограничения территорией муниципального образования, в котором осуществлена постановка молодой семьи на учет.

Перечисленным выше законодательством, регулирующим осуществление государственной поддержки молодых семей в области обеспечения доступным и комфортным жильем, полномочия в части определения условий предоставления социальной выплаты органам местного самоуправления не предоставлялись.

Такого основания для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, как не соответствие жилого помещения требованиям муниципальной программы, пункт 31 Правил не содержит.

Вопреки указанным обстоятельствам, постановлением Администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> была утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края» на 2021-2024 годы. В абзаце 14 раздела 5 «Механизм реализации муниципальной программы» содержится требование о том, что жилое помещение, приобретаемое или строящееся молодой семьей (в том числе являющееся объектом долевого строительства) в рамках программы, должно находиться на территории Павловского района, что и послужило основанием для отказа в выдаче ФИО3 соответствующего свидетельства.

Однако муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», утвержденная постановлением администрации Павловского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, предусматривая необходимость приобретения жилого помещения на территории Павловского района в качестве условия предоставления социальной выплаты, противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поэтому муниципальный правовой акт не подлежит применению при разрешении административного дела в указанной части.

Следовательно, отказ Администрации Павловского района Алтайского края в выдаче административному истцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты, основанный на указанном положении муниципальной программы, прямо противоречит требованиям пункта 33 вышеуказанных Правил и не может считаться законным и обоснованным.

Более того, согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от ДД.ММ.ГГГГ<номер>-П, от ДД.ММ.ГГГГ<номер>-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ<номер>-О, от ДД.ММ.ГГГГ<номер>-О и другие).

Иное не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающими из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенными к органам публичной власти требованиями обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер>-П).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на момент приобретения административным истцом квартиры в пределах Алтайского края (г.Барнаул) ДД.ММ.ГГГГ действовала муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Павловского района Алтайского края на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> (в редакции с изменениями, внесенными постановлением Администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>), которая прямо предусматривала, что приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации (абзац 21 раздела 4 Механизма реализации подпрограммы 1).

То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ была принята новая муниципальная программа на 2021-2024 годы, которая ограничила территорию расположения приобретаемого жилого помещения Павловским районом, не может являться основанием для ограничения прав и законных интересов административного истца, которая, являясь участником муниципальной программы 2015-2020 гг., включающей, в том числе, молодые семьи, поставленные на учет в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе на 2011-1015 годы (подпункт 4 пункта 3.6 Программы), в период ее действия, действуя добросовестно и разумно, приобрела соответствующее условиям Программы жилое помещение, что не было учтено при рассмотрении заявления ФИО3 о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

При установленных обстоятельствах решение районной комиссии Администрации Павловского района Алтайского края по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ от ДД.ММ.ГГГГ и основанный на этом решении отказ Администрации Павловского района Алтайского края в выдаче ФИО3 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ<номер>/ПОГ/807, суд признает незаконными, возлагает на Администрацию Павловского района Алтайского края обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края» и сообщить об исполнении решения суда в Павловский районный суд Алтайского края и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы административного истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконными решение районной комиссии Администрации Павловского района Алтайского края по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ от ДД.ММ.ГГГГ и основанный на этом решении отказ Администрации Павловского района Алтайского края в выдаче ФИО3 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ<номер>/ПОГ/807.

Возложить на Администрацию Павловского района Алтайского края обязанность повторно рассмотреть в установленном порядке заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края».

Обязать Администрацию Павловского района Алтайского края сообщить об исполнении решения суда в Павловский районный суд Алтайского края и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Павловского района Алтайского края в пользу ФИО3 судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Г.Полунина

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2021 года.