ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-464/2023 от 19.12.2023 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ пгт. Березово

Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Давыдова А.А., при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-464/2023 по административному исковому заявлению и.о.прокурора Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры

к административным ответчикам администрации Березовского района ХМАО-Югры, временно исполняющему обязанности главы муниципального образования Березовского района Кудряшову Геннадию Геннадьевичу, главе муниципального образования Городское поселение Игрим Храмикову Станиславу Александровичу, муниципальному образованию Городское поселение Игрим в лице администрации городского поселения Игрим,

о признании незаконным бездействия по обеспечению функционированию площадок временного накопления отходов, заинтересованное лицо АО «Югра-Экология»,

установил

В Березовский районный суд поступил административный иск и.о.прокурора Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры к административному ответчику администрации Березовского района ХМАО-Югры о признании незаконным бездействия по обеспечению функционированию площадок временного накопления отходов.

В обоснование административного иска указано, что на территории Березовского района имеются площадки временного накопления отходов в с.Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур. Данные площадки включены в территориальную схему. Однако в ходе проведения прокуратурой проверки было установлено, что административным ответчиком не обеспечивается функционирование указанных площадок, с региональным оператором на сбор, транспортирование отходов с указанных площадок договор не заключен, в границах указанных населенных пунктов объектов размещения отходов не имеется. С учетом территориального размещения данных населенных пунктов, транспортной доступности, наличие площадок временного хранения отходов и их работа является обязательной.

Необеспечение административным ответчиком функционирования данных площадок препятствует соблюдению порядка обращения с отходами, может привести к увеличению стоимости коммунальной услуги и образованию мест несанкционированного складирования отходов. Указанные площадки выстроены в период с 2020 по 2021 годы и с того времени их функционирование не обеспечено, тем самым со стороны административного ответчика усматривается длительное бездействие.

Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Березовского района по обеспечению функционирования площадок временного накопления отходов в с.Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры. Обязать администрацию Березовского района не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить бесперебойное функционирование площадок временного накопления отходов в с.Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры (т.1 л.д.5-10).

В ходе производства по делу требований требования изменил, просил:

- признать незаконным бездействие администрации Березовского района по обеспечению функционирования площадок временного накопления отходов в с. Теги, п. Светлый, п. Сосьва Березовского района ХМАО-Югры; обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить бесперебойное функционирование площадок временного накопления в с. Теги, п. Светлый, п. Сосьва Березовского района ХМАО-Югры;

- признать незаконным бездействие администрации городского поселения Игрим по обеспечению функционирования площадки временного накопления отходов в п. Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры; обязать администрацию городского поселения Игрим не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить бесперебойное функционирование площадки временного накопления в п. Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры (т.1 л.д.106-107).

С учетом окончательно заявленных по делу требований просит:

1) Признать незаконным бездействие администрации Березовского района по обеспечению функционирования площадок временного накопления отходов в с. Теги, п. Светлый, п. Сосьва Березовского района ХМАО-Югры.

2) Обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления в с. Теги Березовского района ХМАО-Югры в соответствии с проектными решениями, принятыми в проектной документации «Обустройство площадки временного накопления отходов в с. Теги Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за № ПСС-113-19.

3) Обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления в п. Светлый Березовского района ХМАО-Югры в соответствии с проектными решениями, принятыми в проектной документации «Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Светлый Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за № ПСС-115-19.

4) Обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления в п. Сосьва Березовского района ХМАО-Югры в соответствии с проектными решениями, принятыми в проектной документации «Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Сосьва Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за № ПСС-109-19.

5) Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Игрим по обеспечению функционирования площадки временного накопления отходов в п. Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры.

6) Обязать администрацию городского поселения Игрим не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления в п. Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры в соответствии с проектными решениями, принятыми в проектной документации «Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Ванзетур Березовского района», разработанной в 2019 году «Проектстройсервис» за № ПСС-110-19 (т.2 л.д.86-88).

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены глава МО Березовского района ФИО5, глава МО городское поселение Игрим ФИО6, муниципальное образование городское поселение Игрим в лице администрации городского поселения Игрим, в качестве заинтересованного лица АО «Югра-Экология» (т.1 л.д.67-69).

Определением суда произведена замена административного ответчика главы МО городское поселение Игрим ФИО6 в связи с прекращением ее полномочий на действующего главу Храмикова С.А. (т.1 л.д.124-126, 116, 117).

Определением суда произведена замена административного ответчика МО Березовского района ФИО5 в связи с прекращением его полномочий на врио. главы Березовского района Г.Г. Кудряшова (т.4 л.д.189-191, 184, 185).

Представитель административного истца - заместитель прокурора Березовского района Начаров Н.С., действующий на основании служебного удостоверения и доверенности, настаивал на удовлетворении административного искового заявления по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика администрации Березовского района действующая на основании доверенности ФИО8 в судебном заседании придерживалась ранее представленного администрацией отзыва. Пояснила, что ПВН в п. Ванзетур, в настоящее время находится в собственности администрации Березовского района. Администрация гп. Игрим неосновательно отказывается от принятия ее в собственность. В судебном порядке вопрос о передаче ПВН в п. Ванзетур от администрации Березовского района в собственность МО городское поселение Игрим не решался.

Представитель административного ответчика - администрации Березовского района ФИО9 в предыдущем судебном заседании изложила выраженную в письменном отзыве позицию о том, что в целях реализации мероприятий, указанных в Территориальной схеме, утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры бюджету Березовского района была предоставлена дотация на создание Г1ВН, недостающие средства в сумме были обеспечены за счет средств из бюджета района. Мероприятия по обустройству 8 ПВН реализованы в течение 2019-2022 годов в рамках муниципальной программы «Экологическая безопасность в Березовском районе», утвержденной постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ. На содержание ПВН затраты составят более 38 млн.руб в год. Денежные средства на содержание ПВН при формировании бюджета Березовского района предусмотреть было невозможно. Администрацией Березовского района предпринимаются все возможные меры по вопросам функционирования площадок временного накопления отходов. Так, Администрация района обращалась в Правительство ХМАО - Югры за содействием о выделении финансовых средств, на что получены отказы. В Департамент промышленности округа направлялось предложение внести в программу ХМАО - Югры «Экологическая безопасность» мероприятий по содержанию площадок временного накопления твердых коммунальных отходов. Региональному оператору АО «Югра-Экология» направлялось предложение о передаче на содержание и эксплуатацию имеющихся ПВН, на что получен отказ. 16 октября 2023 между администрацией Березовского района и ООО «Комтрансавто» заключен договор на оказание услуг по содержанию площадки временного накопления в п.Светлый. Обязанность по содержанию ПВН на территории п.Светлый администрацией Березовского района исполняется, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска в этой части нет. Обеспечить прием и накопление ТКО на ПВН в с.Теги и п.Сосьва невозможно по независящим от администрации причинам, поскольку проектной документацией «Обустройство площадки временного накопления отходов», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» и Территориальной схемой обращения с отходами предусмотрено, что сбор ТКО у собственников, транспортирование его к месту временного накопления, утилизации (захоронения), осуществляет Региональный оператор, между тем региональный оператор АО «Югра-Экология» на территории с.Теги и п.Сосьва до настоящего времени деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации фактически не осуществляет, поэтому при удовлетворении административного искового заявления решение суда не будет соответствовать требованию исполнимости (т.4 л.д. 142-144).

Административный ответчик врио. главы Березовского района Г.Г. Кудряшов о времени и месте судебного заседания извещен судебной повесткой, на заседание не явился.

Представитель административного ответчика МО Городское поселение Игрим в лице администрации городского поселения Игрим действующая по доверенности ФИО10 в судебном заседании пояснила, что земля, где находится площадка в п.Ванзетур, находится в собственности администрации района, согласно выписки из ЕГРН. Для обслуживания площадки потребуется создать как минимум два рабочих места, что нарушит заключенное соглашение -с от ДД.ММ.ГГГГ, и администрация г.п. Игрим будут привлечена к ответственности по соответствующим основаниям. Администрация гп. Игрим не может на основании соглашения увеличить рабочие места. Просила в удовлетворении требований к администрация городского поселения Игрим отказать.

Административный ответчик глава МО городское поселение Игрим Храмиков С.А. и о времени и месте судебного заседания извещен посредством публикации сведений о рассмотрении дела на сайте Березовского районного суда. Глава МО г.<адрес>ФИО6, и.о. главы г.<адрес>ФИО11, глава г.<адрес>ФИО2 представляли отзывы, в которых считали надлежащим ответчиком по административным исковым требованиям только администрацию Березовского района. Так, Глава МО городское поселение Игрим ФИО6 в отзыве полагала, что глава г.<адрес> и муниципальное образование Городское поселение Игрим не являются надлежащими административными ответчиками по делу ввиду того, что по выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок в п. Ванзетур под площадкой временного накопления, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , находится в собственности МО Березовский район (т.1 л.д. 100-101). Поскольку строительство площадки временного накопления в <адрес> осуществлялось за счет средств бюджета муниципального района, то содержание данной площадки должно осуществляется администрацией муниципального района в рамках полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (т.1 л.д. 97-99).

И.о. главы г.<адрес>ФИО11 в своем отзыве придерживалась аналогичной позиции, указав, что земельный участок, где расположена площадка временного накопления отходов в п. Ванзетур, является собственностью муниципального образования Березовский район, в собственность Администрации г.п. Игрим не передавался, в связи с чем исполнить требования прокурора не представляется возможным. Просила в удовлетворении административных исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному казенному учреждению Администрация городского поселения Игрим, отказать в полном объеме (т. 1 л.д.135).

Отзывом от ДД.ММ.ГГГГ глава г.п. Игрим Храмиков С.А. дополнил, что проектной документацией «Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Ванзетур Березовского района» предусмотрено создание как минимум двух рабочих мест необходимых для функционирования площадки временного накопления отходов (подраздел 5,7), что противоречит Соглашению № 2/23-с о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов городского поселения Игрим Березовского района в 2023 году от 01.02.2023 г., заключенному между Комитетом по финансам администрации Березовского района и главой городского поселения Игрим о том, что администрация г.п. Игрим обязана осуществлять меры по повышению эффективности использования бюджетных средств, предусматривающие отсутствие решений, приводящих к увеличению численности лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, а также работников органов местного самоуправления поселения (за исключением случаев принятия решений по перераспределению функций (полномочий) или наделению ими) и муниципальных учреждений (п. 2.2.2 Соглашения) (т.2 л.д.126-131).

Заинтересованное лицо АО «Югра-Экология» о времени и месте судебного заседания извещено посредством публикации сведений о рассмотрении дела на сайте Березовского районного суда. Представителем по доверенности ФИО12 направлены отзывы, согласно которым полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению. В отзыве сообщает, что Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ХМАО – Югры в соответствии с соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ (по южной зоне) и от ДД.ММ.ГГГГ (по северной зоне), заключенными с Департаментом промышленности ХМАО- Югры. Березовский район ХМАО-Югры входит в территорию северной зоны деятельности регионального оператора (т.1 л.д. 85-86). Отзывом представитель по доверенности ФИО13 сообщила, что на территории с. Теги, п. Сосьва, п. Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры площадки временного накопления отходов в эксплуатацию не вводились, накопление ТКО на них не осуществляется, поэтому сбор и транспортирование ТКО в указанных населенных пунктах региональным оператором АО «Югра-Экология» не производится. АО «Югра-Экология» сможет осуществлять сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов в с. Теги, п. Сосьва, п. Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры после утверждения исполнительно-распорядительными органами указанных населенных пунктов порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) путем издания соответствующего нормативного правового акта, а также обустройства мест (площадок) накопления ТКО (т.4 л.д.178, т.4 л.д. 198-200).

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд рассмотрел административное дело без участия врио главы МО Березовский район Кудряшова Г.Г., главы МО г.п.Игрим Храмикова С.А., представителя заинтересованного лица АО «Югра-Экология».

Исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.

Таблицей 15 Территориальной схемы обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденной Распоряжением Правительства XMAO - Югры от 21.10.2016 № 559-рп, с. Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур включены в Перечень населенных пунктов, в которых планируется организация площадок временного накопления (мусороперегрузочных станций) отходов производства и потребления и размещение бункеров ПВН, во всех четырех пунктах запланирована установка оборудования по обезвреживанию отходов.

Как следует из письма зам. Главы Березовского района от 08.07.2022 г. всего Территориальной схемой обращения с отходами в ХМАО-Югре предусмотрено строительство 8-ми площадок временного накопления: на территории с.Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур, пгг.Игрим, с.Няксимволь, п.Хулимсунт, п.Приполярный. (т.1 л.д.15).

Письмом от 26.07.2022 года АО «Югра-Экология» в адрес главы Березовского района направлен запрос о предоставлении информации о наличии объектов капитального строительства на ПВН, обслуживающей организации, планируемой дате ввода в эксплуатацию, наличии или отсутствии дорог (зимников) в населённых пунктах Березовского района (т.1 л.д.88).

Ответом заместителя главы Березовского района от 01.08.2022 исх. № Исх-5509 указано, что в труднодоступных населенных пунктах Березовского района, отдаленных от объектов размещения отходов, предусмотрено строительство в 8-ми населенных пунктах площадок временного накопления ТКО, в 13-ти населенных пунктах бункерных площадок для временного накопления ТКО. Приложена информация об объектах капитального строительства на ПВН, собственником и обслуживающей организацией названа администрация Березовского района (т.1 л.д. 89).

В дело представлены копии проектных документаций, содержащих данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов:

«Обустройство площадки временного накопления отходов в с. Теги Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за №ПСС-113-19 (т.1 л.д.144-199, т.3 л.д.1-137);

«Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Светлый Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за № ПСС-115-19 (т.1 л.д.200-241, т.4 л.д.71-129);

«Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Сосьва Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за № ПСС-109-19 (т.2 л.д.1-42, 139-249, т.4 л.д.130-136)

«Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Ванзетур Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за № ПСС-110-19 (т.2 л.д.43-47, 58-84, т.3 л.д.138-250, т.4 л.д.1-5).

Актом приемки законченного строительством объекта от 04.02.2022 г. заказчиком зам. главы Березовского района после окончания строительно-монтажных работ принята площадка временного накопления в п. Светлый (т.1 л.д.26-28)

Актом приемки законченного строительством объекта от 22.11.2021 г. заказчиком зам. главы Березовского района после окончания строительно-монтажных работ принята площадка временного накопления в п. Сосьва (т.1 л.д.32-33)

Актом приемки законченного строительством объекта от 22.11.2021 г. заказчиком зам. главы Березовского района после окончания строительно-монтажных работ принята площадка временного накопления в с. Теги (т.1 л.д.33-34)

Актом приемки законченного строительством объекта от 09.11.2020 г. заказчиком зам. главы Березовского района после окончания строительно-монтажных работ принята площадка временного накопления в п. Ванзетур (т.1 л.д.37).

Все 4 площадки временного накопления отходов в с.Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур по состоянию на 14.08.2023 г. находятся на балансе МО Березовский район, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности (т.1 л.д.47-50).

По решению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора от 20.03.2023 г. проведена проверка соблюдения администрацией Березовского района требований законодательства при организации деятельности по обращению с отходами на территории муниципального образования (т.1 л.д.16, 17-18).

По представленной письмом от 24.10.2022 г. Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора информации в реестре площадок временного накопления отходов ХМАО-Югры состоят объекты, принадлежащие администрации Березовского района:

- площадка временного накопления с. Теги со стоимостью строительства 11 403 630 рублей;

- площадка временного накопления п. Светлый со стоимостью строительства 14 656 742,85 рублей;

- площадка временного накопления п. Сосьва со стоимостью строительства 13 676 376,80 рублей;

- площадка временного накопления п. Ванзетур со стоимостью строительства 10 573 320 рублей.

На площадке временного накопления п. Сосьва не выявлены признаки эксплуатации, на остальных трех площадках помимо отсутствия признаков эксплуатации обнаружено, что отходы складируются вблизи площадок временного накопления на не предназначенных для этих целей участках.

Все 4 площадки включены в Территориальную схему обращения с отходами в ХМАО-Югре, утвержденную Распоряжением Правительства XMAO - Югры от 21.10.2016 № 559-рп (т.1 л.д.13-14).

В обоснование причин неиспользования площадок временного накопления как в письме зам. Главы Березовского района от 08.07.2022 г. (т.1 л.д.15), так и в отзыве на административное исковое заявление (т.1 л.д.43-45) районная администрация ссылается на отсутствие средств в бюджете района. По расчету плановые затраты на содержание 8-ми площадок временного накопления составят 32525822,87 рубля в год (т.1 л.д.46).

Как пояснил в письме от ДД.ММ.ГГГГ Глава Березовского района, на создание площадок временного накопления на основании Распоряжения Правительства XMAO - Югры от 28.06.2019 г. № 334-рп Березовскому району предоставлена дотация в сумме 69846, 8 тыс. рублей. Поскольку выделенных из окружного бюджета средств оказалось недостаточно, администрацией района, при общей стоимости работ по муниципальным контрактам в отношении строительства 8-ми ПВН в размере 123770,8 тыс. рублей, на обустройство ПВН из бюджета района выделено дополнительно 53924 тыс. рублей. Документы о вводе ПВН отсутствуют, поскольку в эксплуатацию не вводились и по целевому назначению не используются. Региональный оператор АО «Югра Экология» не осуществляет деятельность по сбору ТКО в населенных пунктах в п. Ванзетур, с. Теги, п. Сосьва. Администрацией Березовского района направлено предложение о передаче ПВН на содержание региональному оператору АО «Югра Экология» (т.1 л.д.19-23)

Согласно ответу Департамента финансов ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ оснований для выделения из бюджета ХМАО-Югры средств на содержание площадок не имеется (т.1 л.д.24-25).

Между администрацией Березовского района (заказчиком) и ООО «Комтрансавто» (исполнителем) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуги по содержанию площадки временного накопления отходов. По условиям договора исполнитель обязуется оказать услуги по содержанию площадки временного накопления отходов в п. Светлый. Определенный в Техническом задании состав и объем услуг сводится к приему ТКО на площадке временного накопления, дератизации, дезинфекции. Период оказания услуг: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( п.1.1, 1.2, 3.1 Договора) (т.4 л.д.146-149).

На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом промышленности ХМАО-Югры и Акционерным обществом «Югра-Экология», общество приняло на себя выполнение функций регионального оператора в установленных зонах деятельности, в том числе в Березовском муниципальном районе, и обязалось обеспечить деятельность по обращению с ТКО, в том числе сбор, транспортировку ТКО (т.4. <адрес>).

Административный истец в письменных пояснениях от 25.08.2023 г. считает, что поскольку региональному оператору площадки временного накопления на каком-либо законном праве не передавались, у регионального оператора нет полномочий на проведение работ на объектах, принадлежащих администрации (т.1 л.д. 72-75)

При разрешении административно-правового спора суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

Согласно ч.2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.6 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктами 13 и 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, установлено, что оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Пунктами 16 и 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, определен порядок действий регионального оператора при обнаружении им мест складирования твердых коммунальных отходов на земельном участке, не предназначенном для этих целей.

Во исполнение ч.6 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ постановлением Правительства ХМАО-Югры от 11 июля 2019 года N 229-п утверждены правила организации деятельности по накоплению ТКО (в том числе их раздельному накоплению) в автономном округе, установления ответственности за обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления ТКО, приобретения, содержания контейнеров для накопления ТКО (т.1 л.д.112-115)

В соответствии с п.3 Правил площадка временного накопления ТКО - место (площадка), обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предназначенное для накопления (складирования) ТКО на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 11.07.2019 г. № 229-п, они устанавливают требования к организации деятельности по накоплению в ХМАО - Югре твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе их раздельному накоплению; устанавливают ответственность за обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления ТКО, приобретение, содержание контейнеров для накопления ТКО.

Исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов должны утвердить порядки накопления ТКО (п.2 Правил) и постановлением № 229-п утвержден и предложен модельный порядок накопления ТКО (Приложение 2 к постановлению № 229-п от 11.07.2019 г.) для его последующей конкретизации на муниципальном уровне.

Пункт. 24 Правил и п.17 Приложения 2 к постановлению № 229-п от 11.07.2019 г. аналогичного содержания устанавливают, что на территории труднодоступных и отдаленных местностей, с которыми нет постоянного транспортного сообщения, накопление ТКО осуществляется на площадках временного накопления ТКО, с которых не реже чем один раз в одиннадцать месяцев отходы вывозятся на объекты размещения (полигоны).

Перечень труднодоступных и отдаленных местностей, в которых создаются площадки временного накопления ТКО, устанавливается Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, в автономном округе (п. 25 Правил)

При этом ни п. 24 Правил, ни п.17 Приложения 2 к постановлению № 229-п от 11.07.2019 г. не перекладывают функции сбора, накопления отходов на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Исходя из вышеприведенных норм, к полномочиям как муниципального образования городского поселения, так и муниципального района относится организация деятельности по накоплению ТКО.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в ст.8 конкретизирует такие полномочия и относит к полномочиям как органов местного самоуправления городских поселений, так и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Сущность административных исковых требований сводится к тому, что на площадках временного накопления отходов в с.Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур не происходит сбор и накопление отходов, и площадки остаются незадействованными в порядке, установленном Правилами, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 11 июля 2019 года N 229-п, что нарушает схему потоков, предусмотренную Территориальной схемой обращения с отходами.

Непосредственный сбор ТКО согласно приведенным правовым нормам и соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ является обязанностью регионального оператора.

Административный истец заявляет не о возложении на административных ответчиков непосредственно осуществлять сбор и накопление ТКО, а фактически просит только об «организации» деятельности по накоплению (обеспечить прием и накопление).

Заявив требование обязать органы местного самоуправления «обеспечить» прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадках временного накопления, административный истец фактически основывался на нормах, обязывающих органы местного самоуправления создать и содержать такие площадки (т.1 л.д.6,7), что верно, поскольку судом установлено, что сбору и накоплению ТКО региональным оператором препятствует ненадлежащее содержание площадок временного накопления. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ Главы Березовского района, ПВН в эксплуатацию не вводились и по целевому назначению не используются по причине отсутствия финансовой возможности бюджета Березовского района по их содержанию (т.1 л.д.19-23).

Довод представителя администрации Березовского района о том, что обязанность по содержанию ПВН на территории п.Светлый администрацией Березовского района исполняется, суд в целях разрешения настоящего спора во внимание не принимает, поскольку договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Комтрансавто» рассчитан только на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако административный истец просит обеспечить прием и накопление ТКО на ПВН на все будущее время.

Пунктами 2-2.3 Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 229-п установлено, что органы местного самоуправления организуют накопление ТКО в муниципальных образованиях ХМАО-Югры, создают, обустраивают и содержат площадки временного накопления, однако осуществляют реализацию данного постановления в том числе за счет средств, выделенных в соответствии с распоряжениями Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-рп, от ДД.ММ.ГГГГ-рп (т.1 л.д.112)

Изначально административный истец предъявил требования только к администрации Березовского района, впоследствии в части ПВН в п. Ванзетур предъявил требования к администрации городского поселения Игрим.

Суд не соглашается с позицией административного истца в части определения надлежащего административного ответчика по следующей причине.

Ст. 41 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает процессуальное соучастие в случае рассмотрения административно-публичного спора, предметом которого являются обязанности нескольких лиц, а также указывает на необходимость привлечения в качестве административного соответчика лица, не обозначенного в качестве такового административным истцом, без участия которого невозможно рассмотреть административное дело (пункт 1 части 2, часть 5 названной статьи). По смыслу приведенной нормы, исходя из принципа активной роли суда в административном судопроизводстве в случае заблуждения административного истца относительно того, кто должен быть административным ответчиком по заявленным им требованиям, суд вправе по собственной инициативе произвести замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим или привлечь к участию в деле административного соответчика.

Разрешение вопроса о выборе надлежащего административного ответчика, привлечении административного соответчика по административному делу зависит от установления и исследования фактических обстоятельств административного дела.

Ответственность за организацию деятельности по накоплению ТКО, содержание мест (площадок) накопления ТКО законом федеральным законодательством возложена на органы местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Законодательством ХМАО-Югры ответственность за создание, обустройство и содержание площадки временного накопления твердых коммунальных отходов дополнительно возложена на главу муниципального образования автономного округа.

Так, в соответствии с п. 28 Правил организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 11.07.2019 г. № 229-п, ответственность за создание, обустройство и содержание площадки временного накопления твердых коммунальных отходов несет глава муниципального образования автономного округа. Пунктом 30 Правил на главу муниципального образования также возлагается контроль обустройства и надлежащего содержания площадок для накопления ТКО (т.1 л.д.112-114).

Судом установлено, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления, все 4 площадки временного накопления отходов в с.Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур находятся на балансе МО Березовский район. Доказательств передачи площадок другим органам местного самоуправления городских поселений (муниципальному образованию Городское поселение Игрим), в том числе принудительно в судебном порядке, или региональному оператору АО Югра-Экология не представлено. Учитывая, что администрация Березовского района осуществляет полномочия собственника в отношении всех четырех площадок временного накопления, а временно исполняющий обязанности главы муниципального образования Березовского района Кудряшов Г.Г. также несет ответственность за создание, обустройство и содержание площадок временного накопления твердых коммунальных отходов, указанные лица являются надлежащими административными ответчиками по делу. Принимая во внимание статус и полномочия данных органов местного самоуправления, не обеспечивающих организацию процесса приема и накопления отходов на специально созданных для этого ПВН, они осуществляют незаконное бездействие и именно на них должна быть возложена спорная обязанность обеспечить прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадках временного накопления в с.Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур Березовского района. Возложение судом обязанности на главу МО г.п. Игрим, МО Городское поселение Игрим в лице администрации г.п. Игрим, которым документально площадка в п. Ванзетур от МО Березовский район не передана, привело бы к неисполнимости судебного решения со стороны названных административных ответчиков.

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов, следовательно несоблюдение порядка обращения с отходами способно привести к образованию мест несанкционированного складирования отходов.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с возложением обязанностей только на указанных административных ответчиков, а требования к главе муниципального образования Городское поселение Игрим Храмикову С.А., муниципальному образованию Городское поселение Игрим в лице администрации городского поселения Игрим удовлетворению не подлежат.

Обсуждая годичный срок исполнения спорной обязанности, суд исходит из того, что возражений в данной части административные ответчики не выдвинули и не доказали, что срок недостаточен и не разумен, поэтому решение суда подлежит исполнению в заявленный административным истцом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о.прокурора Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры к административным ответчикам администрации Березовского района ХМАО-Югры, временно исполняющему обязанности главы муниципального образования Березовского района Кудряшову Геннадию Геннадьевичу, главе муниципального образования Городское поселение Игрим Храмикову Станиславу Александровичу, муниципальному образованию Городское поселение Игрим в лице администрации городского поселения Игрим о признании незаконным бездействия по обеспечению функционированию площадок временного накопления отходов, удовлетворить частично.

Признать незаконным - бездействие администрации Березовского района, временно исполняющего обязанности главы муниципального образования Березовского района Кудряшова Геннадия Геннадьевича, по обеспечению функционирования площадок временного накопления отходов в с.Теги, п.Светлый, п.Сосьва, п.Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры.

Обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры, временно исполняющего обязанности главы муниципального образования Березовского района Кудряшова Геннадия Геннадьевича не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления в с. Теги Березовского района ХМАО-Югры в соответствии с проектными решениями, принятыми в проектной документации «Обустройство площадки временного накопления отходов в с. Теги Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за № ПСС-113-19.

Обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры, временно исполняющего обязанности главы муниципального образования Березовского района Кудряшова Геннадия Геннадьевича не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления в п. Светлый Березовского района ХМАО-Югры в соответствии с проектнымирешениями, принятыми в проектной документации «Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Светлый Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за № ПСС-115-19.

Обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры, временно исполняющего обязанности главы муниципального образования Березовского района Кудряшова Геннадия Геннадьевича не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления в п. Сосьва Березовского района ХМАО-Югры в соответствии с проектными решениями, принятыми в проектной документации «Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Сосьва Березовского района», разработанной в 2019 году ООО «Проектстройсервис» за № ПСС-109-19.

Обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры, временно исполняющего обязанности главы муниципального образования Березовского района Кудряшова Геннадия Геннадьевича не позднее одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить прием и накопление твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления в п. Ванзетур Березовского района ХМАО-Югры в соответствии с проектными решениями, принятыми в проектной документации «Обустройство площадки временного накопления отходов в п. Ванзетур Березовского района», разработанной в 2019 году «Проектстройсервис» за № ПСС-110-19

В удовлетворении административных исковых требований и.о.прокурора Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры к административным ответчикам главе муниципального образования Городское поселение Игрим Храмикову Станиславу Александровичу, муниципальному образованию Городское поселение Игрим в лице администрации городского поселения Игрим отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Березовский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца с момента принятия.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Березовского районного суда ХМАО-Югры А.А. Давыдов

Копия верна

М.П.

Судья Березовского районного суда ХМАО-Югры А.А. Давыдов

судебное постановление в законную силу не вступило

уникальный идентификатор дела

подлинный документ подшит в деле

дело находится в производстве Березовского районного суда ХМАО-Югры