63RS0039-01-2020-005773-57 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 03 марта 2021 года г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-576/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности, установил: ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество. В обоснование заявления указано, что на основании договора купли-продажи от 26.06.1998 истцу принадлежит на праве собственности 22/59 доли жилого помещения, состоящие из одной комнаты в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, кадастровый номер №:762. Регистрация права собственности осуществлена БТИ 07.07.1998 в порядке, действовавшем на момент совершения договора купли-продажи. 11.07.2020 административный истец обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости. 15.07.2020 государственная регистрация приостановлена по причине расхождения общей площади квартиры, указанной в договоре купли-продажи и содержащейся в ЕГРН, документы, подтверждающие законность перепланировки, не представлены. По мнению истца, законных оснований требовать представления таких документов у ответчика не имеется, так как квартира поставлена на кадастровый учет уже после перепланировки, следовательно, у регистрирующего органа имелись сведения, подтверждающие законность перепланировки. Представленные на регистрацию документы подтверждают, что квартира, указанная в договоре и учтенная в ЕГРН, является одним и тем же объектом недвижимости. Ответчик не уведомил истца об отказе в регистрации права собственности должным образом, о принятом решении истцу стало известно из письма от 06.11.2020. Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по Самарской области об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, а именно: 22/59 доли, состоящие из одной комнаты в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 93,5 кв.м, кадастровый номер №:762; обязать административного ответчика осуществить государственная регистрацию права собственности административного истца на указанный объект недвижимости на основании заявления от 11.07.2020 и представленных документов. В судебное заседание административный истец не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не просила, ранее в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель Управления Росреестра по Самарской области – ФИО2 (по доверенности) возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Заинтересованное лицо Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, в котором разрешение спора оставило на усмотрение суда. Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, суд приходит к следующему. В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону. В соответствии с частями 3 - 6 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество; государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке; государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. Согласно части 1, пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав. Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. В соответствии с пунктами 5, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае: если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости). Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав. В осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ). Из материалов дела следует, что 11.07.2020 ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права на 22/59 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 93,50 кв.м с кадастровым номером №:1277. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор купли-продажи квартиры от 26.06.1998, удостоверенный нотариусов г.Самары ФИО3, зарегистрированный в реестре за №4138, согласно которому ФИО1, в лице законного представителя – матери ФИО4, купила 22/59 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 76,60 кв.м, по адресу: <адрес>. На договоре имеется штамп МП «Бюро технической инвентаризации» от 07.07.1998 о регистрации права ФИО1 Также на регистрацию представлен кадастровый паспорт помещения от 23.07.2013 в отношении квартиры общей площадью 93,5 кв.м, с кадастровым номером №:1277. Материалами дела подтверждается, что объект недвижимости с кадастровым номером №:1277 в рамках работ по нормализации сведений ЕГРН исключен из ЕГРН как дубль объекта и с 01.06.2020 имеет статус «архивный». В ЕГРН содержатся и являются актуальными сведения, внесенные по материалам инвентаризации, о квартире с кадастровым номером №:762, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 93,50 кв.м. 15.07.2020 Управление Росреестра по Самарской области на основании пунктов 5, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона № ФЗ-218 приостановило, а затем 17.10.2020 на основании статьи 27 данного Закона отказало в государственной регистрации в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав. В оспариваемом решении об отказе в регистрации указано, что представленные документы подтверждают перепланировку или переустройство помещения, однако документы, подтверждающие законность перепланировки, переустройства на государственную регистрацию не представлены. Статьей 25 Жилищного кодекса РФ установлено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов. Решение органа, осуществляющего согласование, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (части 4 и 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав. В силу части 2 статьи 29 Жилищного кодекса РФ лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет предусмотренную законодательством ответственность. Кроме того, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, установленном органом, осуществляющим согласование (часть 3 статьи 29 ЖК РФ). Из материалов дела следует, что в квартире по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростылевых, <...> произведена перепланировка или переустройство, в результате которой общая площадь увеличилась с 76,70 кв.м до 93,5 кв.м. Перепланировка (переустройство) имела место до 2001 года, о чем свидетельствуют данные последней инвентаризации, согласно которым по состоянию на 19.09.2001 общая площадью квартиры составляла 93,5 кв.м (л.д. 55-56). Согласно ответу Самарского областного отделения Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 06.10.2020 №01/5163 на запрос ФИО1 о предоставлении документов об утверждении перепланировки жилого помещения, в материалах архивного фонда, находящихся на хранении в Самарском областном отделении Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», такие документы на объект капитального строительства – квартиру по адресу: <адрес> отсутствуют. В Администрации Ленинского внутригородского района г.о.Самара также отсутствуют документы, подтверждающие согласование перепланировки, переустройства вышеуказанного жилого помещения, что подтверждается ответом на обращение истца, представленным на обозрение суда, и сведениями, предоставленными по запросу суда. При таких обстоятельствах, поскольку документы, подтверждающие законность перепланировки/переустройства, в орган регистрации не представлены, законность произведенных изменений не подтверждена уполномоченным органом, оснований для регистрации права на объект недвижимости у административного ответчика не имелось, так как это привело бы к признанию права собственности на объект недвижимости в перепланированном состоянии в обход установленного законом порядка. Доводы административного истца о незаконности требования органа регистрации о представлении документов, подтверждающих законность перепланировки, основаны на ошибочном толковании правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения. Доводы истца о ненадлежащем уведомлении ее ответчиком о принятии решения об отказе в осуществлении государственной регистрации, являются необоснованными. Согласно ч. 6 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ в день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. В силу части 7 указанной статьи порядок и способы направления уведомлений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173 утверждены порядок и способы направления органом регистрации прав уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, согласно пункту 3 которых, если необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего Порядка, выдаются (направляются) заявителю одним из способов, указанных в заявлении: 1) лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление; 2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении. В заявлении от 11.07.2020 о государственной регистрации истец указала способ получения документов: лично в многофункциональном центре по месту представления документов. Доказательств того, что истец обращалась в многофункциональный центр по месту представления документов и ей не было вручено оспариваемое уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации права, материалы дела не содержат и истец на данные обстоятельства не ссылается. Следовательно, нет оснований для вывода о нарушении органом регистрации требований ч. ч. 6, 7 ст. 29 Закона о регистрации. В связи с изложенным, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения, поскольку отказ регистрирующего органа в осуществлении государственной регистрации права является законным. При этом отказ в регистрации права не препятствует истцу разрешить спор, связанный с вопросом перепланировки, переустройства жилого помещения, в ином порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья (подпись) А.И. Иванова Копия верна: судья Мотивированное решение изготовлено 17.03.2021. |