ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4650/2023 от 22.11.2023 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-4650/2023

УИД 51RS0001-01-2023-004380-02

Мотивированное решение изготовлено 22.11.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2023 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Квас О.С.

с участием административного истца Ягич П.В.,

представителя административного ответчика УФСИН России по Мурманской области Новицкой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ягич П.В. об оспаривании ответа на обращение от 29 июня 2023 года, материалов проверки, полученных при рассмотрении обращения, возложении обязанности устранить нарушение прав,

установил:

Административный истец Ягич П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ответа на обращение от 29 июня 2023 года, материалов проверки, полученных при рассмотрении обращения, возложении обязанности устранить нарушение прав, в котором указал, что 10.05.2023 он направил обращение в Генеральную прокуратуру РФ, в котором указал, что 09.05.2023 сотрудники ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области категорически отказались провести мероприятие «Минута молчания» в память погибших советских солдат в Великую Отечественную войну. В исправительном учреждении данное мероприятие не проводилось.

В ответе от 29.06.2023 врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькин А.Н. сообщил, что при изучении материалов установлено, что в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области проводились мероприятия, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Не согласен с данным ответом, считает его не обоснованным, не мотивированным и не отражающем действительность. Указывает, что мероприятия проводились только для сотрудников администрации и тех, кто заплатил за участие, но мероприятие для всех осужденных «Минута молчания» не проводилось. Полагает, что администрация ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области могла предоставить только план о возможном проведении такого мероприятия, а не доказательства фактического его проведения.

Указывает, что данные действия сотрудников уголовно-исполнительной системы нарушают его права и оскорбляют память предков, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Просил суд признать незаконным ответ врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькина А.Н. от 29.06.2023 , а также незаконными материалы проверки, не отражающими действительного проведения мероприятия «Минута молчания» для всех осужденных ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, возложить на административного ответчика обязанность принять законное решение по факту не проведения мероприятия «Минута молчания» для всех осужденных ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области и привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц за не проведение мероприятия «Минута молчания».

Определением судьи от 12.09.2023 к участию в деле привлечены административные ответчики УФСИН России по Мурманской области, врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькин А.Н.

Протокольным определением суда от 09.10.2023 к участию в деле привлечено заинтересованное лицо ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении административных исковых требований настаивал, пояснил, что каждый год 9 мая для осужденных ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области проводится мероприятие «Минута молчания», на котором присутствуют все сотрудники, начальники отрядов и осужденные. На его вопрос должностное лицо ФИО1 сообщил, что данное мероприятие будет проведено 09.05.2023 в спортзале, однако фактически такого мероприятия не было проведено. Факт не проведения мероприятия подтверждается отсутствием фото. Мероприятие «Георгиевская ленточка», указанное в Плане мероприятий, также не проводилось.

В судебном заседании представитель административного ответчика УФСИН России по Мурманской области с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым обращение Ягич П.В. от 10.05.2023, поступившее 06.06.2023 в УФСИН России по Мурманской области из Мурманской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в соответствии сор статьей 21 УИК РФ, рассмотрено врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькиным А.Н. и подготовлен ответ от 29.06.2023. В рамках ведомственного контроля должностным лицом изучены необходимые сведения и служебная документация. Установлено, что мероприятие «Минута молчания» проведено на плацу учреждения 09.05.2023 в 16.00 часов.

В Генеральную прокуратуру РФ административный истец обращался в связи с несогласием с действиями (бездействием) прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области в части правовой оценки действий должностных лиц уголовно-исполнительной системы в связи с не проведением в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области мероприятия в честь празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. Обращает внимание, что УФСИН России по Мурманской области не наделено полномочиями по контролю за действиями должностных лиц органов прокуратуры.

Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебное заседание административный ответчик врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькин А.Н. и представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представили.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и представителя заинтересованного лица.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа обязанность доказывания обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации гарантировано, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в редакции от 04.08.2023, далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в государственные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

В соответствии со статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса РФ за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

Как установлено в судебном заседании, административный истец Ягич П.В. 10.05.2023 направил обращение в Генеральную прокуратуру РФ, в котором указал, что 09.05.2023 сотрудники ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области категорически отказались провести мероприятие «Минута молчания» в память погибших советских солдат в Великую Отечественную войну. В исправительном учреждении данное мероприятие не проводилось.

Обращение Ягич П.В. от 10.05.2023, поступившее 06.06.2023 в УФСИН России по Мурманской области из Мурманской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в соответствии сор статьей 21 УИК РФ, рассмотрено врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькиным А.Н.

В ответе от 29.06.2023 врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькин А.Н. сообщил, что при изучении материалов установлено, что в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области 09.05.2023 проводился комплекс мероприятий, посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в том числе «Минута молчания».

Ответ на обращение подготовлен надлежащим должностным лицом врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькиным А.Н., в пределах предоставленных полномочий, в установленный срок, мотивирован, доведен до сведения административного истца.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение ответ от 29.06.2023, при подготовке которого врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькиным А.Н. были изучены необходимые сведения и служебная документация, установлено, что мероприятие «Минута молчания» проведено на плацу ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области 09.05.2023 в 16.00 часов.

Так, представленными в судебное заседание документами подтверждается, что врио начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области 05.05.2023 утвержден План культурно-массовых и спортивных мероприятий в выходные дни с отрядами ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области с 06 по 09 мая 2023 года, согласно которому акция «Минута молчания» для отрядов планируется к проведению на плацу 09.05.2023 с 16.00 до 16.05 часов.

Из объяснений должностного лица ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области ФИО2. от 19.06.2023 следует, что 09.05.2023 в соответствии с суточной ведомостью надзора и графиком несения службы он заступил на службу в состав оперативной группы. В соответствии с планом культурно-массовых и спортивных мероприятий с осужденными ФКУ ИК-23 он проводил такие мероприятия, как «Георгиевская ленточка» и «Минута молчания» на плацу учреждения в 08.40 часов и 16.00 часов соответственно.

Из ответа ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области следует, что приказ, распоряжение на бумажном носителе о проведении мероприятия «Минута молчания» 09.05.2023 в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области не издавалось, данное решение было принято руководством ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области в устной форме.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение представленные документы, подтверждающие фактическое проведение 09.05.2023 в 16.00 часов на плацу ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области для отрядов осужденных мероприятия «Минута молчания», которые учтены должностным лицом УФСИН России по Мурманской области при подготовке ответа на обращение административного истца.

Вопреки доводам административного истца отсутствие фото с проведенного мероприятия «Минута молчания» не свидетельствуют о фактическом не проведении данного мероприятия.

Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что фотофиксация проводимых в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области мероприятий не является обязательным.

При установленных судом обстоятельствах фактического проведения мероприятия «Минута молчания» не имеется оснований признавать незаконными ответ врио начальника УФСИН России по Мурманской области Князькина А.Н. от 29.06.2023 , а также материалы проверки, возлагать на административного ответчика обязанность принять законное решение по факту не проведения мероприятия «Минута молчания» для всех осужденных ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области.

Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц не рассматривается в административном судопроизводстве. Данный вопрос не может быть поставлен, учитывая, что мероприятие «Минута молчания» было проведено для отрядов ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области 09.05.2023 в установленное время.

Доводы административного истца о том, что мероприятие «Георгиевская ленточка» также не проводилось 09.05.2023 в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, судом не оцениваются, поскольку они не являются предметом административных исковых требований об оспаривании ответа УФСИН России по Мурманской области на его обращение в части не проведения мероприятия «Минута молчания».

Как следует из положений статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

С учетом приведенных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд не осуществляет проверку целесообразности ответа УФСИН России по Мурманской области от 29.06.2023.

Действия (бездействие), решение должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Такой совокупности условий, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, создании препятствий к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности, судом не установлено и административным истцом суду не сообщено, поэтому административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Ягич П.В. об оспаривании ответа на обращение от 29 июня 2023 года, материалов проверки, полученных при рассмотрении обращения, возложении обязанности устранить нарушение прав – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Хуторцева