Дело № 2а-4653/2022
УИД 47RS0006-01-2022-004076-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гатчина 16 августа 2022 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Арикайнен Т.Ю.,
при секретаре Моргун В.А.,
с участием административного истца Кузьмичевой С.В.
представителя административных истцов Паницковой К.Е., действующей по доверенности от 10.01.2018 на срок 5 лет и в порядке ч.5 ст.57 КАС РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Черноусовой Екатерины Леонидовны, Кузьмичёвой Светланы Васильевны к администрации МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения администрации об отказе в образовании земельных участков, обязании вынести постановление о разделе земельного участка, привлечении должностного лица к административной ответственности,
установил:
административные истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику. В обоснование заявленных требований указали, что постановлением главы администрации МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского района Ленинградской области (далее – администрации) № 69 от 14.02.1995 ФИО7 предоставлен в аренду земельный участок площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Участок передан по акту об отводе земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации №ФИО7 было разрешено строительство индивидуального жилого дома на выделенном земельном участке в <адрес>, заключен договор о возведении дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. На основании свидетельства о праве на наследство по закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО8 зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/2 долю жилого дома (незавершенный объект строительства готовностью 19%). На основании свидетельства о праве на наследство по закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО6 зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/2 долю жилого дома (незавершенный объект строительства готовностью 19%). Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден проект земельного участка площадью 2278 кв.м. по адресу: <адрес>В. ФИО6 и ФИО8 спорный земельный участок был предоставлен в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора на основании постановления главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании свидетельства о праве на наследство по закону <адрес>6 ФИО1 унаследовано право аренды на земельный участок по адресу: <адрес>В. ДД.ММ.ГГГГ с администрацией ФИО1 и ФИО6 заключено дополнительное соглашение к договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка. На основании решения Гатчинского городского суда <адрес> за ФИО1 было зарегистрировано право общей долевой собственности на нежилое строение – летний дом, 1996 года постройки, кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 1/2 и право общей долевой собственности на нежилое строение – гостевой дом, 2018 года постройки, кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 1/2. право общей долевой собственности на жилой дом незавершенный строительством объект готовностью 19% с кадастровым номером 47:23:2028001:4334, за административными истцами прекращено. Административным истцам принадлежит в равных долях на праве аренды земельный участок площадью 2278 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>В, кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ между административными истцами был заключен договор мены долей домов, в соответствии с которым за ФИО6 зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/2 долю нежилого строения: летний дом, 1996 года постройки, кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1 - гостевой дом, 2018 года постройки, кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в администрацию с заявлением об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>В, предоставленного гражданам для аренды, с приложением соглашения о разделе земельного участка, схемы раздела земельного участка, согласия каждого заявителя на образование земельных участков ДД.ММ.ГГГГ от администрации был получен ответ, что после постановки на кадастровый учет земельного участка в результате раздела, договор аренды прекращает свое действие, в связи с отсутствием основного объекта недвижимости – жилого дома, предоставление земельных участков возможно только в результате проведения аукциона. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации повторно было направлено заявление, ДД.ММ.ГГГГ заявителями был получен отказ. Считают отказ незаконным и противоречащим требованиям земельного законодательства. Просят признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района <адрес> незаконным, обязать администрацию в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить истцам постановление о разделе земельного участка, признать должностное лицо ФИО5 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9.1 КоАП РФ и привлечь ее к административной ответственности.
Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явились, направила своего представителя.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске обстоятельствам.
Представитель административных истцов ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что ФИО1 и ФИО6 на праве собственности (не долевой) владеют каждая объектом недвижимости, расположенным на данном земельном участке по адресу: <адрес>В. Земельный участок предоставлен им на праве аренды. Между ними фактически сложилось землепользование, определены границы, участок имеет подъездные пути. Неоднократно истцы обращались в администрацию, однако получают отказ со ссылкой на отсутствие жилого дома, что не предусмотрено действующим законодательством. Каких-либо ссылок на действующее законодательство, в том числе на пункт 16 ст.11.10 Земельного законодательства не имеется. Неоднократные обсуждения в администрации данного вопроса не имели законных возражений со стороны администрации, однако специалист Кузнецова в письменном виде вновь предоставляла отказ, что свидетельствует о бездействии должностного лица в предоставлении законного права истцов, за что предусмотрена ответственность по ст.14.9.1 КоАП РФ.
Административный ответчик администрация МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили.
На основании ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившизхся участников процесса.
Суд, выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Объектом договора аренды согласно ч. 1 ст. 607 Гражданского кодекса РФ могут быть, в том числе, земельные участки.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на образуемые участки.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Согласно ст. 11.8 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлены случаи осуществления продажи земельных участков без проведения торгов, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пп. 6).
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В судебном заседании установлено, что 14.02.1995 постановлением № 69 Главы администрации поселка Вырица Черноусовой В.Ф. предоставлен земельный участок площадью 1200 кв.м. для индивидуального жилищного строительства в аренду по адресу: <адрес> (л.д. 27).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № Главы администрации <адрес>ФИО7 дано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на выделенном земельном участке (л.д. 28).
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок отведен в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ начальник управления ЖКХ и ФИО7 заключили договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке (л.д. 30-31).
ДД.ММ.ГГГГФИО7 умерла, наследниками ее по 1/2 доли являются ФИО8 (л.д. 33) и ФИО6 (л.д. 34).
Право собственности на жилой дом – незавершенный строительный объект, готовность 19 %, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано по 1/2 доли в праве общей долевой собственности за ФИО8 (л.д. 32) и ФИО6 (л.д. 35).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ главы администрации утвержден проект земельного участка площадью 2278 кв.м. по адресу: <адрес>, разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома (л.д. 36); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ – земельный участок предоставлен ФИО6 и ФИО8 в аренду для индивидуального жилищного строительства (л.д. 37).
В соответствии с договором аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, вышеуказанный земельный участок предоставлен для целей индивидуального жилищного строительства (л.д. 38-43).
ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договору аренды на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, перешли в порядке наследования от ФИО8 на ФИО1 (л.д. 56), ДД.ММ.ГГГГ между администрацией с одной стороны и ФИО6 и ФИО1 с другой стороны было заключено дополнительное соглашение к договору 982/1 от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка о внесении изменений в стороны договора (л.д. 57-59, 60-61).
Решением Гатчинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № за ФИО1 признано право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание (гостевой дом) с кадастровым номером 47:23:0301002:468, и нежилое здание (летний дом) с кадастровым номером 47:23:0601002:467, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 62-65) и зарегистрировано указанное право (л.д. 66-78).
Согласно договорам мены долей домов (л.д. 84-89, 95-100) и выписке из ЕГРН (л.д. 90-94, 101-105) за ФИО6 зарегистрировано право собственности на нежилое строение: летний дом, 1996 года постройки, кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1 на нежилое строение: гостевой дом, 2018 годва постройки, кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию с заявлением об образовании земельных участков путем раздела земельного участка, предоставленного гражданам на праве аренды, приложив соглашение о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласие ФИО6, ФИО1 на образование земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 17-22), в удовлетворении которого им было отказано, с указанием следующего: после постановки на кадастровый учет земельного участка в результате раздела, договор аренды прекращает свое действие. В связи с отсутствием объекта предоставляемого в аренду, основания заключения нового договора аренды на вновь образованные земельные участки отсутствует. Дальнейшее предоставление вновь образованных земельных участков в связи с отсутствием индивидуального жилого дома, возможно при проведении аукциона в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ; приоритетного права для участия в торгах нет (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ истцами было повторно подано в администрацию аналогичное заявление, получен аналогичный ответ (л.д. 24, 25).
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.1); на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (п.5), указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п.6), разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п.14);
Кроме того, в силу положений п.4 ст.11.8 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как усматривается из ответа администрации МО «Вырицкое городское поселение» в разделе земельного участка отказано по причине отсутствия на нем индивидуального жилого дома, в таком случае договор аренды прекращает действие, предоставление вновь образованных земельных участков возможно лишь при проведении аукциона без предоставления приоритетного права участия истцов в торгах (л.д 23).
Из содержания пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Пунктом 2 ст.39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктом 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса (п.5)
Согласно пункту 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 ЗК РФ); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Вместе с тем пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ предусматривает право приобретения земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.
В судебном заседании установлено, что истцы пользуются земельным участком, находящимся в муниципальной собственности и предоставленным на основании договора аренды, на котором имеются принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимого имущества, зарегистрированные в установленном порядке, которые после его раздела остаются в собственности соответствующих истцов.
Таким образом, отказ администрации в разделе земельного участка на указанных в уведомлении об отказе основаниях не предусмотрен действующим законодательством, ссылка на ст.39.18 ЗК РФ несостоятельна, а ссылка на норму права, предусматривающую отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, отсутствует, в связи с чем отказ является незаконными и подлежит отмене.
Требование о привлечении должностного лица начальника отдела по земельным ресурсам ФИО5 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит, поскольку порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях регламентирован положениями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 174, 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
исковые требования Черноусовой Екатерины Леонидовны, Кузьмичёвой Светланы Васильевны к администрации МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения администрации об отказе в образовании земельных участков, обязании вынести постановление о разделе земельного участка, привлечении должностного лица к административной ответственности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выраженное в письме за исх. № 821 от 03.03.2022 об отказе в образовании земельных участков путем раздела земельного участка, предоставленного гражданам на праве аренды с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть Черноусовой Екатерины Леонидовны, Кузьмичёвой Светланы Васильевны от 09.02.2022 образовании земельных участков путем раздела земельного участка, предоставленного гражданам на праве аренды с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.
Судья: подпись
Мотивированное решение суда изготовлено 26 августа 2022 года.