ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4656/18 от 01.10.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Гукасяна А. О. и ООО "Салют-Инвест" к административным ответчикам администрации г.Сочи об оспаривании действий органа местного самоуправления,

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, где просили суд признать действия в оказании муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении", незаконными, считать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной с целью образования нового земельного участка с кадастровым номером , площадью 1517 кв.м путем объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами и , в границах кадастрового квартала , расположенного: край Краснодарский, г.Сочи, район Центральный, <адрес>, территориальная зона "ОЦ-1" - жилая и общественная зона, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный жилой дом, утвержденной и согласованной, обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет вновь образованный земельный участок на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной с целью образования земельного участка с кадастровым номером , площадью 1517 кв.м, путем объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами и , в границах кадастрового квартала , расположенного: край Краснодарский, г.Сочи, район Центральный, <адрес>, территориальная зона "ОЦ-1" - жилая и общественная зона, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный жилой дом, обязать администрацию г.Сочи заключить с административным истцом ООО "Салют-Инвест" соглашение о перераспределении земельных участков на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной с целью образования нового земельного участка с кадастровым номером , площадью 1517 кв.м путем объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами и , в границах кадастрового квартала , расположенного: край Краснодарский, г.Сочи, район Центральный, <адрес>, территориальная зона "ОЦ-1" - жилая и общественная зона, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный жилой дом.

В обоснование заявленного административного иска указали, что ООО "Салют-Инвест" 16.08.2018 обратились с заявлением в администрацию г.Сочи о перераспределении земельных участков для образования единого земельного участка.

К заявлению приложили схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой из двух земельных участков и , правомерным пользователем и собственником которых является ООО "Салют-Инвест", образовывается земельный участком с кадастровым номером , площадью 1517 кв.м.

При этом, земельный участок площадью 316 кв.м, кадастровый предоставлен ООО "Салют-Инвест" в соответствии с постановлением администрации г.Сочи от 17.08.2010 г. № 1247 "О предоставлении ООО "Салют-Инвест" земельного участка для строительства паркинга по <адрес> в Центральном районе г.Сочи" в аренду сроком на три года из земель муниципальной собственности, в экономико-планировочной зоне С-1-б, в территориальной зоне Ж-3, категории земель – земли населенных пунктов. муниципальным образованием город-курорт Сочи и ООО "Салют-Инвест" заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, предоставляемого для строительства от 01.07.2013 г. .

Земельный участок кадастровый , площадью 1200 кв.м, расположенный в г.Сочи, Центральный район, <адрес>, с видом разрешенного использования "многоквартирный жилой дом" принадлежит ООО "Салют-Инвест" на праве собственности.

В соответствии с разрешением на строительство от 06.10.2008 г. на указанном земельном участке возведен многоквартирный жилой дом по <адрес> в Центральном районе г.Сочи.

Для размещения многоквартирного жилого дома и встроенной парковки выполнен проект, согласован управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи 13.06.2007 г. № Ц/111г-07.

В соответствии с п.1 ст.11.2, пунктами 1 и 3 ст.11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренном главой V.4 названного Кодекса.

Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3 ст.39.28 ЗК РФ). Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п.10 ст.39.28 ЗК РФ). Пунктами 9 и 14 ст.39.28 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Административным регламентом о предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности", утв. Постановлением администрации г.Сочи от 24.09.2015 г. предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги, в числе которых не содержится таких оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, которые указаны в письме департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от 20.08.2018 г. № 21.01-13/30547. Административный истец Гукасян А.О., являясь участником долевого строительства многоквартирного жилого дома по <адрес> в Центральном районе г. Сочи на основании договора о долевом участии, полагает, что незаконными действиями административного ответчика об отказе в оказании муниципальной услуги о перераспределении земельных участков нарушаются его права участника долевого строительства и условия правомерного землепользования.

Изучив материалы дела суд полагает требования административных истцов удовлетворить.

Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что административный истец ООО "Салют-Инвест" является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м, расположенного в г.Сочи, Центральный район, <адрес>, с видом разрешенного использования "многоквартирный жилой дом".

Соседний земельный участок площадью 316 кв.м, кадастровый предоставлен административному истцу ООО "Салют-Инвест" в соответствии с Постановлением администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении ООО "Салют-Инвест" земельного участка для строительства паркинга по <адрес> в Центральном районе города Сочи" в аренду сроком на три года из земель муниципальной собственности, в экономико-планировочной зоне С-1-б, в территориальной зоне Ж-3, категории земель – земли населенных пунктов, договор аренды земельного участка, предоставленного для строительства, заключен ДД.ММ.ГГГГ.

Для размещения многоквартирного жилого дома и встроенной парковки выполнен проект, который согласован управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи ДД.ММ.ГГГГ за номером Ц/111г-07.

В соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU23309/579 на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м возведен многоквартирный жилой дом по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, парковка к которому предусмотрена на соседнем земельном участке площадью 316 кв.м, с кадастровым номером , предоставленному согласно Постановлению администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении ООО "Салют-Инвест" земельного участка для строительства паркинга по <адрес> в Центральном районе г.Сочи".

Таким образом, правомерное пользование вышеуказанными земельными участками, предоставленными для возведения многоквартирного жилого дома по <адрес> в Центральном районе г.Сочи и размещения парковки, осуществляется административным истцом ООО "Салют-Инвест" на праве собственности и за плату, на основании договора аренды , заключенного с муниципальным образованием город-курорт Сочи ДД.ММ.ГГГГ.

В целях объединения указанных земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в границах кадастрового квартала по адресу: край Краснодарский, г.Сочи, район Центральный, <адрес>, территориальная зона "ОЦ-1" - жилая и общественная зона, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный жилой дом, для образования нового земельного участка площадью 1517 кв.м, административный истец ООО "Салют-Инвест" обратились в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи с заявлением о перераспределении земельных участков.

К заявлению приложили схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой из двух соседних земельных участков и , правомерным пользователем и собственником которых является ООО "Салют-Инвест", образовывается земельный участком с кадастровым номером , площадью 1517 кв.м.

Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении административному истцу муниципальной услуги 6.16: "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении", поскольку основания для утверждения схемы расположения земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами и в порядке ст.39.27,39.28 Земельного кодекса РФ отсутствуют.

Суд полагает доводы органа местного самоуправления ошибочными, поскольку согласно п.1 ст.11.2, пунктам 1 и 3 ст.11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренном главой V.4. названного Кодекса.

Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3 ст.39.28 ЗК РФ). Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п.10 ст.39.28 ЗК РФ). Пунктами 9 и 14 ст.39.28 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Административным регламентом о предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности", утв. Постановлением администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги, в числе которых не содержится таких оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, которые указаны в письме департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от 20.08.2018 г. № 21.01-13/30547.

Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ администрации г.Сочи, выраженный в письме департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от 20.08.2018 г. № 21.01-13/30547 в оказании муниципальной услуги 6.16: "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении" незаконными.

Считать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной с целью образования нового земельного участка с кадастровым номером , площадью 1517 кв.м путем объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами и , в границах кадастрового квартала , расположенного: край Краснодарский, г.Сочи, район Центральный, <адрес>, территориальная зона "ОЦ-1" - жилая и общественная зона, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный жилой дом, утвержденной и согласованной.

Обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет вновь образованный земельный участок на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной с целью образования земельного участка с кадастровым номером , площадью 1517 кв.м, путем объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами и , в границах кадастрового квартала расположенного: край Краснодарский, г.Сочи, район Центральный, <адрес>, территориальная зона "ОЦ-1" - жилая и общественная зона, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный жилой дом, согласно координатам, система Местная, м:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обязать администрацию г.Сочи заключить с ООО "Салют-Инвест" соглашение о перераспределении земельных участков на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной с целью образования нового земельного участка с кадастровым номером , площадью 1517 кв.м путем объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами и , в границах кадастрового квартала , расположенного: край Краснодарский, г.Сочи, район Центральный, <адрес>, территориальная зона "ОЦ-1" - жилая и общественная зона, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный жилой дом.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня получения лицами участвующими в деле копии решения в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи.

Председательствующий