дело № 2а-4658/2020г. УИД: 16RS0050-01-2020-009810-81 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 декабря 2020 года г.Казань Приволжский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И., при секретарях судебного заседания Арслановой А.Х., Егоровой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об оспаривании уведомления и обязании повторно рассмотреть уведомление. У С Т А Н О В И Л: ФИО1 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани, административный ответчик) об оспаривании уведомления, обязании повторно рассмотреть уведомление. В обоснование требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ она приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ получила уведомление о том, что её участок расположен в территориальной зоне коллективных садов, в которой индивидуальное жилищное строительство не входит в виды разрешённого использования земельных участков, вследствие чего параметры, указанные административным истцом в Уведомлении не соответствуют предельным параметрам разрешённого строительства объекта капитального строительства. Полагает, что приятое административным ответчиком уведомление нарушает её право на использование земельного участка по назначению – индивидуальное жилищное строительство, предусмотренные земельным законодательством. Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о разрешённом использовании земельного участка под индивидуальный жилой дом. Со ссылкой на пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статью 30 части 8-10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) административный истец считает, что земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения права на использование земельного участка или объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешённому использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории и существующее фактическое использование объектов не опасно для и жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. По изложенным основаниям административный истец просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № ИЖС 1/0/313 и обязать административного ответчика повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила заявленные требования в части указания правильной даты уведомления, подлежащего повторному рассмотрению административным ответчиком, а именно просила признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № № и обязать административного ответчика повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве: административных ответчиков - заместитель начальника Управления градостроительных разрешений ИК МО г.Казани ФИО2, ИК МО г.Казани; в качестве заинтересованных лиц - МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани», Управление Росреестра по Республике Татарстан. В судебном заседании административный истец, её представитель административные исковые требования с учётом уточнений поддержали, просили удовлетворить. Представитель административных ответчиков в одном лице с требованиями административного истца не согласилась. Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Татарстан оставила разрешение спора на усмотрение суда. Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани» полагал, что требования административного истца подлежат отклонению. Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Таким образом, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Пунктом 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства и садового дома. В соответствии с пунктами 1, 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Материалами дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, приобретённый на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ у гр.ФИО3 На земельном участке строения и сооружения отсутствуют. Из представленной суду выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет категорию земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – под индивидуальное жилищное строительство. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> В ответ на данное уведомление Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани за подписью заместителя начальника ФИО2 направило в адрес ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № о несоответствии параметров, указанных в уведомлении административным истцом предельным параметрам разрешённого строительства объекта капитального строительства, поскольку согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г.Казани (часть II Градостроительного устава г.Казан) земельный участок расположен в зоне Р4 (зона коллективных садов), в которой индивидуальное жилищное строительство не входит в виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Из материалов дела следует, что прежнему собственнику земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – ФИО3 на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ был выдан градостроительный план земельного участка. В данном градостроительном плане указано о расположении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в территориальной зоне Р4 – зоне коллективных садов, в которой индивидуальное жилищное строительство не входит в виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Аналогичные сведения содержатся в отзыве на административный иск и в информации МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани» о предельных параметрах разрешённого строительства и ограничениях земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ). Согласно частям 2, 3 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Анализ приведенных положений указывает на то, что в каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой (реконструируемой) постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка. Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа. Муниципальное образование г.Казань наделено Законом Республики Татарстан от 15.09.2014 № 46-ЗРТ «О границах территории и статусе муниципального образования г.Казани» статусом городского округа. Согласно статье 5 Устава муниципального образования г.Казани, утв.решением Представительного органа муниципального образования г.Казани от 17.12.2005 N 3-5 в структуру органов местного самоуправления г.Казани входит, среди прочих, представительный орган муниципального образования - Казанская городская Дума. В соответствии с частью 1 статьи 28 Устава, в компетенцию Городской Думы входят полномочия по утверждению генерального плана, документов территориального планирования города Казани, правил землепользования и застройки территории города Казани. Решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19 (далее - Решение N 51-19) утвержден Градостроительный устав г.Казани в частях. Частью II Градостроительного устава г.Казани являются «Правила застройки и землепользования» (далее - Правила землепользования и застройки). Правила землепользования и застройки включают карты градостроительного зонирования, в частности карту территориальных зон градостроительных регламентов, карты зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и археологического слоя, карту зон действия ограничений по экологическим условиям (пункт 2 части 3 статьи 25.1 Правил землепользования и застройки). В представленном в материалы дела фрагменте из карты зон градостроительных регламентов, горчичным цветом отражена территориальная зона Р4 – зона коллективных садов, в зоне которой полностью расположен земельный участок, принадлежащий административному истцу. Установлен градостроительный регламент. В соответствии с Местными нормативами градостроительного проектирования городского округа Казань, утв.решением Казанской городской Думы от 14.12.2016 N 8-12, индивидуальное жилищное строительство на территории существующих садоводческих, огороднических и дачных товариществ запрещается. Случаи, когда уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ. Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ). В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Из приведённых норм следует, что при поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве. Таким образом, земельный участок административного истца с кадастровым номером <данные изъяты> располагается в территориальной зоне Р4 – зоне коллективных садов, в которой индивидуальное жилищное строительство не входит в виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. При этом Правила застройки и землепользования г.Казани, которыми участок административного истца отнесён к территориальной зоне Р4 действовали и на момент приобретения административным истцом земельного участка, то есть на ДД.ММ.ГГГГ. Суд полагает необходимым отметить, что административный истец, проявив разумную осмотрительность, не была лишена возможности получить информацию о территориальной зоне земельного участка при принятии решения о его приобретении в собственность. В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, которые не соответствуют градостроительному регламенту, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. При таких данных, с учётом этих норм о недопустимости строительства новых объектов на земельных участках, не соответствующих градостроительному регламенту, административными ответчиками правомерно вынесено уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома предельным параметрам разрешённого строительства объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ № № Оспариваемое административным истцом уведомление о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ № № является законным, так как вынесено уполномоченным на то органом местного самоуправления и соответствует нормам действующего градостроительного и земельного законодательства, нарушений административными ответчиками процедуры рассмотрения уведомления административного истца о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, судом не установлено. Правила землепользования и застройки г.Казани, Генеральный план городского округа Казань, утв.решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 N 5-38, в установленном законом порядке недействующими (полностью или в части) не признавались. Довод административного истца и её представителя об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к территориальной зоне Р4 – зоне коллективных садов несостоятелен, поскольку указанная территориальная зона территории отображена в графических материалах (карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г.Казани (часть II Градостроительного устава г.Казани) и данные сведения являются общедоступными. Ссылки административного истца и её представителя на то, что в силу части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта 4 статьи 85 ЗК РФ у неё сохраняется право при изменении территориального зонирования продолжить дальнейшее использование земельного участка по его назначению, не свидетельствуют о неправомерности уведомления о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ № №, поскольку основаны на неправильном толковании указанных земельных и градостроительных норм, при том, что согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта 4 статьи 85 ЗК РФ правообладатель земельного участка, не соответствующего градостроительному регламенту, вправе продолжить фактическое пользование таким земельным участком, а лица, участвующие в деле, не оспаривают, что с момента образования и до настоящего времени на земельный участок не используется, какие-либо объекты капитального строительства на нем отсутствуют. По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ для принятия решения об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными следует установить совокупность условий: незаконность решения, действия (бездействия) и нарушение прав заявителя. Между тем, данная совокупность условий при рассмотрении настоящего дела судом не установлена. С учётом изложенного, суд находит административные исковые требования ФИО1 необоснованными в полном объёме и отклоняет их. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязании повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья Д.И. Галяутдинова |