Дело № 2а-4659/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 04 мая 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филиппова Ивана Ионовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка,
у с т а н о в и л :
Филиппов И. И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что является ветераном Великой Отечественной войны (далее – ВОВ), состоит в льготной очереди на получение земельного участка под садоводство, огородничество или дачное строительство (под № ___ года), для реализации своего права он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации (далее – ДИЗО ОА) г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка площадью ___ кв.м в кадастровом квартале ___ городского округа «город Якутск», однако получил отказ ввиду отсутствия у него права на получение земельного участка без торгов. Полагая, что решение ДИЗО ОА г. Якутска от ___ об отказе в предоставлении ему муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка нарушает его права и законные интересы, просил признать его незаконным.
В судебное заседание административный истец не явился, направил своего представителя по нотариально удостоверенной генеральной доверенности Лукина И. И., которому истцом предоставлены полномочия на представление его интересов в суде, в том числе и по административным делам. Представитель в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что если именно испрашиваемый земельный участок невозможно предоставить, то ответчик должен был предоставить истцу другой, поскольку первоочередное право истца означает, что при равных условиях ему предоставляется преимущество при получении земельного участка. На вопросы суда пояснил, что о движении своей льготной очереди после 2016 года административный истец не узнавал.
В судебном заседании представитель административного ответчика ОА г. Якутска Стручкова Н. Х. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании административным истцом не представлено документов, подтверждающих наличие у него государственных наград или знаков отличия, дающих право на внеочередное получение земельного участка, поэтому в данном случае ему было отказано в приеме документов, по существу его заявление не рассматривалось, экспертиза по его документам не проводилась, в предоставлении муниципальной услуги ему не отказано. В пакете документов имеется заявление Филиппова И. И. в МФЦ об ознакомлении с тем, что ему будет отказано в приеме документов.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
____ года Филиппов И. И. обратился в ДИЗО ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему как ветерану ВОВ в аренду земельного участка площадью ___ кв.м, расположенного в кадастровом квартале ___ по ул. ___, для использования под личное подсобное хозайство.
____ года административному истцу направлено уведомление ДИЗО ОА г. Якутска № ___ об отказе в приеме документов для предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления указанного земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано ____ года, а административное исковое заявление поступило в суд ____ года.
В качестве основания отказа в приеме документов органом местного самоуправления указано, что муниципальная услуга «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена» предоставляется лицам, имеющим внеочередное право на получение земельных участков, к которым заявитель как ветеран ВОВ, имеющий преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, не относится.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Судом установлено, что административный истец Филиппов И. И. является ветераном ВОВ и состоит в льготной очереди на получение земельного участка под садоводство, огородничество или дачное строительство за № ___ по состоянию на ____ года, что подтверждается удостоверение ветерана и уведомлением ДИЗО ОА г. Якутска от ____ года № ___.
В соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде преимущества при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан
Таким образом, право на внеочередное получение земельного участка без торгов у административного истца на том основании, что он является ветераном ВОВ, отсутствует, а имеется первоочередное право на получение земельного участка в порядке вышеуказанной льготной очереди.
Пунктом 1.2.3 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015 № 49п, предусмотрены лица, которые вправе получить по данному административному регламенту земельный участок в аренду без торгов.
Административный истец как ветеран ВОВ не относится к лицам, указанным в этом перечне. В частности, в силу пп. 15 данного пункта предоставление земельного участка в аренду без торгов может быть предварительно согласовано гражданам, имеющим право на внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, однако Филиппов И. И., как установлено выше, таким лицом не является.
Предварительное согласование предоставления по данному административному регламенту земельного участка лицам, имеющим первоочередное право на получение земельных участков было предусмотрено ранее в редакции этого регламента от 23.09.2016 и исключено при внесении изменений в регламент постановлением ОА г. Якутска от 17.10.2017 № 264п.
Из установленного следует, что ОА г. Якутска законно и обоснованно на основании п. 2.14.1 Административного регламента отказал в приеме документов административного истца, который не относится к лицам, имеющим право на получение земельного участка в аренду без торгов.
Таким образом, административным истцом не доказано, что оспариваемым действием нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, оспариваемый отказ не является отказом в предоставлении муниципальной услуги, который оспаривается истцом, а отказом в приеме документов.
При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Филиппова Ивана Ионовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: п/п М. А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М. А. Кузьмина
Секретарь А. С. Готовцева
Решение изготовлено в окончательной форме 08 мая 2018 года.