ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-465/2022 от 18.04.2022 Амурского городского суда (Хабаровский край)

№ 2а-465/2022

27RS0013-01-2022-000393-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18.04.2022 г. Амурск

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н.,

при секретаре Сизых Е.Н.,

с участием представителя административного ответчика – помощника Амурской городской прокуратуры ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Амурске Хабаровского края административное исковое заявление администрации Эльбанского городского поселения Амурского района Хабаровского края об оспаривании представления Амурской городской прокуратуры,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Эльбанского городского поселения Амурского района Хабаровского края (далее администрация Эльбанского городского поселения, администрация, административный истец) обратилась в Амурский городской суд Хабаровского края с указанным административным исковым заявлением к Амурской городской прокуратуре (далее прокуратура, административный ответчик), мотивируя тем, что 26.01.2022 в адрес Эльбанского городского поселения поступило представление Амурской городской прокуратуры № 200202022/Прдп23-22-20080004 «Об устранении нарушений федерального законодательства», которым действия Эльбанского городского поселения признаны незаконными и администрацию обязали принять меры к устранению нарушений действующего законодательства. А именно, признан факт бездействия администрации по неисполнению решения суда в части выплаты ФИО1 денежной компенсации в размере 1290000,00 рублей. С представлением Амурской городской прокуратуры административный истец не согласен, поскольку решение суда в части выплаты ФИО1 стоимости экспертизы, государственной пошлины и судебных расходов было исполнено своевременно. Обязанность по изъятию у ФИО1 жилого помещения – квартиры, расположенной по <адрес>, путем выкупа с выплатой в качестве возмещения денежной суммы в размере 1290000,00 рублей, не может быть исполнена до настоящего времени по объективным причинам. Ещё в феврале 2021 года отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Эльбанского городского поселения направил ФИО1 соглашение об изъятии недвижимости, на основании которого должна производиться соответствующая выплата из бюджета городского поселения. Однако ФИО1 не согласилась с подписанием соглашения ввиду того, что административным истцом помимо установленной суммы возмещения должно быть выплачено возмещение за долю общего имущества в доме и за долю земельного участка. В связи с этим административному истцу пришлось провести дополнительную оценку и работы по изъятию с остальными собственниками жилых помещений в аварийном доме (8 квартир). С этой целью была произведена оценка рыночной стоимости всех квартир в аварийном доме (конкурентным способом, путем проведения конкурса и заключения муниципального контракта № 0122300016321000031с ООО «Аналитик Центр»). В декабре были получены 8 отчетов о рыночной стоимости возмещения за жилые помещения. В результате оценки рыночной стоимости установлено, что рыночная стоимость жилого помещения ФИО1 составила 1265540,00 рублей (с учетом стоимости возмещения за долю на общее имущество и стоимости возмещения за долю земельного участка). Также в декабре 2021 года всем собственникам 8 квартир направлены соответствующие проекты соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением новых отчетов о стоимости возмещения для согласования. От взыскателя ФИО1 в очередной раз поступили возражения о заниженной стоимости возмещения без документов, обосновывающих несогласие.

В период согласования проекта соглашения ФИО1 в лице представителя ФИО3 обращалась в Амурский городской суд с требованием о взыскании с администрации Эльбанского городского поселения неустойки за несвоевременное исполнение требования судебного акта о выплате выкупной стоимости. В рамках рассмотрения данного требования судом было установлено, что органом местного самоуправления своевременно принимались все меры для исполнения решения суда и проведения процедуры изъятия земельного участка, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания неустойки. С решением Амурского городского суда согласилась апелляционная инстанция Хабаровского краевого суда. Ввиду отсутствия процессуального срока на исполнение определенных решением суда действий, изъятие жилого помещения проводилось согласно порядку и срокам, установленным федеральным законодательством. Письменные доказательства исполнения администрацией Эльбанского городского поселения решения суда были представлены в суд в рамках рассмотрения дела о взыскании неустойки. Несоблюдение определенных решением суда действий по изъятию жилого помещения, равно как и выплата из бюджета городского поселения выкупной стоимости в размере 1290000,00 рублей без заключения надлежащим образом с ФИО1 сделки (соглашения об изъятии недвижимого имущества) является нецелевым использованием денежных средств.

На дату подачи административного искового заявления процедура по изъятию завершена, обстоятельства по урегулированию разногласий к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества не зависят от действий администрации Эльбанского городского поселения, в действиях которой отсутствуют признаки неисполнения судебного акта. Представление Амурской городской прокуратуры понуждает к совершению органом местного самоуправления действий по нецелевому расходованию бюджетных средств.

Просит признать незаконным представление Амурской городской прокуратуры № 2-02-2022/Прдп23-22-20080004 от 21.01.2022 «Об устранении нарушений федерального законодательства.

Определением Амурского городского суда от 06.04.2022 (л. д. 59) к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО4

Административный истец - администрация Эльбанского городского поселения, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, своего представителя в суд не направила, о причинах неявки суду не сообщила. Судом участие административного истца в судебном заседании не признано обязательным.

Заинтересованное лицо ФИО5 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представителем ФИО5- ФИО3 представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд приступил к рассмотрению дела по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель административного ответчика помощник Амурской городской прокуратуры ФИО2 требования, изложенные в административном исковом заявлении, не признала, пояснила суду, что в январе 2022 года в Амурскую городскую прокуратуру поступила жалоба ФИО3 от уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае. В жалобе говорилось о неправомерных действиях администрации Эльбанского городского поселения в части длительного неисполнения судебного решения по невыплате компенсации в размере 1290000,00 рублей. В ходе проведения прокурорский проверки было установлено, что администрация Эльбанского городского поселения длительное время не исполняет решение Хабаровского краевого суда от 11.05.2020. Первые попытки, направленные на исполнение данного решения, администрацией Эльбанского городского поселения стали предприниматься только в феврале 2021 года. Само решение суда состоялось 11.03.2020. На протяжении 11 месяцев администрация не принимала никаких мер к исполнению решения суда. В начале 2020 года после решения Хабаровского краевого суда ФИО3 направила в администрацию Эльбанского городского поселения исполнительный лист. Однако на момент вынесения городской прокуратурой представления данное решение суда не было исполнено. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. В данному случае администрация Эльбанского городского поселения в указанный срок не исполнила решение суда. Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 06.04.2021 администрации Эльбанского городского поселения было отказано в предоставлении отсрочки исполнения судебного решения от 11.03.2020. Но несмотря на это, а также на то, что исполнительный лист был предъявлен в администрацию Эльбанского городского поселения в ноябре 2020 года, администрация в целях исполнения данного решения суда не запланировала бюджетные ассигнования ни на 2021 год, ни на плановый период 2022 года.

Проведенной проверкой установлен факт того, что администрацией Эльбанского городского поселения по состоянию на 21.01.2022 не решен вопрос о выделении жилого помещения ФИО3, выплате ей денежной компенсации в размере 1290000 рублей, а решение суда по состоянию на 21.01.2022 не исполнено. Длительное и безосновательное неисполнение администрацией Эльбанского городского поселения обязанностей по изъятию жилого помещения, по выплате выкупной цены ФИО3 нарушает её права на жилище. Поэтому городской прокуратурой было вынесено представление, ответ на которое должен был быть предоставлен в течение 30 дней. Администрация Эльбанского городского поселения направила в Амурскую городскую прокуратуру ответ, согласно которому представление было рассмотрено, дополнительная информация по исполнению представления будет направлена после выплаты выкупной цены ФИО3 До настоящего дня в адрес Амурской городской прокуратуры из администрации Эльбанского городского поселения не поступила дополнительная информация, однако представление Амурского городского прокурора удовлетворено полностью, так как компенсация ФИО3 выплачена в полном объеме.

Согласно возражениям ФИО3 (л.д.64-65), она 24.04.2020 получила на руки исполнительный лист об исполнении решения суда и с этого времени предпринимала меры к тому, чтобы администрация Эльбанского городского поселения исполнила решение суда. Первый проект соглашения об изъятии жилого помещения и земельного участка, присланный 27.07.2021, она не подписала, так как в нём было предложено сначала изъять у неё жилое помещение, а спустя 6 месяцев (до 31.01.2022) получить выплату. Такое соглашение противоречит закону. 27.12.2021 ей был прислан второй вариант соглашения, которое она тоже отказалась подписать, потому что в нём была занижена стоимость жилого помещения, что противоречило решению суда от 11.03.2020. Несмотря на то, что исполнительный лист был предъявлен 11.11.2020, бюджетные ассигнования на 2021 год, а также на 2022 год с целью исполнения данного исполнительного листа администрацией Эльбанского городского поселения не были запланированы. Только после внесенного прокуратурой представления и направления материалов проверки в следственный комитет административный истец начал предпринимать меры по урегулированию разногласий в части суммы компенсации, проведена встреча с главой Эльбанского городского поселения и в настоящее время компенсация выплачена в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст.ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статьей 3 КАС РФ установлено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 11.03.2020 (л. <...>), оставленным без изменения кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2020 (л. д. 89-93), отменено решение Амурского городского суда Хабаровского края от 02.12.2019 по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к администрации Эльбанского городского поселения. По делу вынесено решение об удовлетворении исковых требований ФИО1., изъятии у ФИО1 жилого помещения – квартиры, расположенной по <адрес>, путем выкупа с выплатой в качестве возмещения денежной суммы в размере 1 290 000 рублей, взысканной с администрации Эльбанского городского поселения в пользу ФИО1. С момента выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение право собственн6ости ФИО6 на указанное жилое помещение подлежит прекращению. С администрации Эльбанского городского поселения в пользу ФИО6 взысканы: стоимость заключения экспертизы в размере 2 500,00 рублей; государственная пошлина в размере 14 650,00 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000,00 рублей.

Для принудительного исполнения решения суда от 02.12.2019 был выдан исполнительный лист (л. <...>), который 16.04.2021 ФИО1 предоставила в администрацию Эльбанского городского поселения (л. <...>).

Постановление администрации Эльбанского городского поселения об изъятии для муниципальных нужд в связи с признанием жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, земельного участка, расположенного по <адрес> (л. д. 30) было вынесено 05.07.2021.

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о взыскании судебной неустойки за неисполнение решения суда от 02.12.2019. Определением Амурского городского суда от 16.08.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 15.10.2021 (л. д. 36-43), ФИО1 было отказано во взыскании судебной неустойки за неисполнение решения суда от 02.12.2019.

Определением Амурского городского суда от 06.04.2021 (л. д. 94-97) главе Эльбанского городского поселения было отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения судебного решения от 02.12.2019.

Дважды ФИО1 отказывалась подписывать проект соглашений от 27.07.2021 и от 27.12.2021 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд (л.д. 34, 46, 108-109), не соглашаясь с условиями соглашений.

По поводу неисполнения судебного решения ФИО1 обращалась в Амурскую городскую прокуратуру (л.д.98-100,103,130-135), в управление федерального казначейства по Хабаровскому краю (л.д.101-102), уполномоченному по правам ребенка в Хабаровском крае (л.д.127-129), вела переписку с администрацией Эльбанского городского поселения (л.д.137-140).

Обращение ФИО3 ( представителя ФИО1 к уполномоченному по правам ребенка в Хабаровском крае было направлено названным должностным лицом в прокуратуру края с просьбой рассмотреть обращение и принять необходимые меры. (л. д. 141-142).

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года № 84-О, само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить определенные органы, организации и должностных лиц устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке.

Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесение самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Оспариваемое представление направлено на понуждение исполнить судебный акт, восстановить нарушенное право взыскателя, оно не понуждает к совершению органом местного самоуправления действий по нецелевому расходованию бюджетных средств, на что указывает административный истец. Оспариваемое представление права административного истца не нарушает.

Решение суда от 02.12.2019 в части взыскания стоимости заключения экспертизы в размере 2 500,00 рублей; государственной пошлины в размере 14 650,00 рублей, судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000,00 рублей исполнено 22.06.2021, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л. д. 105).

Как следует из пояснений представителя ответчика, решение суда в части изъятия жилого помещения путем выкупа с выплатой в качестве возмещения денежной суммы в размере 1 290 000 рублей также исполнено.

Поскольку решение Амурского городского суда от 02.12.2019, вступившее в законную силу 11.03.2020, полностью исполнено лишь в 2022 году, в то время как в соответствии с ч. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации оно должно быть исполнено в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов, которые ФИО1 первоначально передала в администрацию Эльбанского городского поселения 16.04.2021, оспариваемое представление вынесено заместителем прокурора в рамках предоставленных ему полномочий по внесению актов прокурорского реагирования при наличии на то правовых оснований, в связи с чем основания к удовлетворению требований административного истца отсутствуют.

Оспариваемое представление не нарушает и не ограничивает права административного истца в упоминаемых им аспектах. Ссылка административного истца на объективные причины задержки в исполнении решения суда от 02.12.2019, на соблюдение определенных процедур по изъятию жилых помещений многоквартирного дома, требующих длительных временных затрат, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого представления и не влекут его отмену.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска администрации Эльбанского городского поселения Амурского района Хабаровского края к Амурской городской прокуратуре Хабаровского края о признании незаконным представления Амурской городской прокуратуры от 21.01.2022 № 2-02-2022/Прдп 23-22-20080004 «Об устранении нарушений федерального законодательства Российской Федерации» отказать.

Копию решения в течение трех дней со дня вынесения мотивированного решения направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья С.Н.Лошманова

Мотивированный текст решения изготовлен 04.05.2022.

Судья С.Н.Лошманова