ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4667/2023 от 21.12.2023 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-4667/2023

УИД 86RS0001-01-2023-005956-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21декабря 2023 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при секретаре Гальчевской С.В.,

с участием административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Барановой Э.И.к.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-4667/2023 по административному исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УФССП России по ХМАО – Югре Барановой Э.И.к., Управлению Федеральной службы судебных приставов по ХМАО – Югре, заинтересованное лицо Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе обратилось в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры с требованием к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УФССП России по ХМАО – Югре Барановой Э.И.к., Управлению Федеральной службы судебных приставов по ХМАО – Югре, заинтересованное лицо Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.

Свои требования мотивирует тем, что решением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО – Югры от 17.03.2014 года удовлетворены требования заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об обязании провести обследование состояния 929 нефтяных скважин глубокого бурения, являющихся собственностью Российской Федерации и не переданных на дату исполнения решения суда на контроль недропользователям, с целью выявления состояния скважин, для последующего проведения установленных действующим законодательством соответствующих работ по приведению объектов в безопасное состояние. 03.05.2017 года было возбуждено исполнительное производство № 38171/17/86021-ИП. В адрес административного истца 23.11.2023г. поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Барановой Э.И.к. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, с которым административный истец не согласен, поскольку решение Ханты-Мансийского районного суда от 17.03.2014 года частично исполнено и на рассмотрении судов находится заявление об отсрочке исполнения решения суда.Также указывает, что в целях исполнения решения суда истцом была создана специальная Комиссия из числа сотрудников Управления, за период с 2014 по 2020 годы было обследовано 822 скважины глубокого бурения, но осуществить проверку наличия и сохранности остальных скважин, обозначенных в решении суда от 17.03.2014 года не представлялось возможным ввиду отсутствия финансирования на 2018-2022 годы, при этом истцом 12.02.2020 года было подготовлено письмо в адрес руководителя Северо-Уральского управления Ростехнадзора о ситуации по скважинам, также письмом от 15.06.2020 года были запрошены денежные средства на содержание имущества казны на 2021-2023 годы, в том числе на содержание и обследование нефтяных скважин. Также истцом письмом от 04.06.2021г. было запрошено дополнительное финансирование, но денежные средства не поступили. Определением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО – Югры от 05.05.2023г. удовлетворено заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 28.04.2024 года, но Апелляционным определением от 01.08.2023г. определение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО – Югры от 05.05.2023г. отменено, в удовлетворении ходатайства административного истцао предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано, в связи с чем на Апелляционное определение суда ХМАО – Югры от 01.08.2023г. былаподана кассационная жалоба и рассмотрение назначено на 13.12.2023г. Кроме того Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе письмом от 28.03.2023г. уведомляло судебного пристава об отсутствии финансирования и обращении в Росимущество для получения денежных средств на исполнение решения суда, в связи с чем считает незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району от 22.11.2023 о взыскании исполнительского сбора, так как решение суда от 17.03.2014г. частично исполнено, и на рассмотрении судами находится ходатайство истца об отсрочке исполнения решения суда, в связи с чем просит признать незаконным и необоснованным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Барановой Э.И.кот 22.11.2023г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Определением суда от 21 июня 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по ХМАО – Югре.

Представитель административного истца, представитель административного ответчика УФССП по ХМАО – Югре, представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Баранова Э.И.к. в судебном заседании требования не признала, указала на бездействия административного истца по исполнению решения суда,просила в удовлетворении требований отказать.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, представленные сторонами доказательства, а также оценив их в совокупности, суд приходит к следующим вывода по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация,иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено указанным Федеральным законом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в течение трех дней со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Как следует из представленных материалов, на основании исполнительного листа от 21.04.2021г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УФССП по ХМАО – Югре в отношении должника Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по ХМАО – Югре в пользу взыскателя Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 03.05.2017г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, с предметом исполнения: обязать территориальноеуправление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ХМАО – Югре в срок до 31.12.2018 года произвести обследование состояния 929 нефтяных скважин глубокого бурения, являющихся собственностью РФ и не переданных на дату исполнения решения суда на контроль нендропользователям, с целью выявления состояния скважин, наличия признаков аварийности или иных недостатков, препятствующих сохранности скважин, для последующего проведения установленных действующим законодательством соответствующих работ по приведению объектов в безопасное состояние.

Таким образом должнику установлен срок до 31.12.2018г. для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

В соответствии с п.3 постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, представленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Указанное постановление получено Территориальным управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ХМАО – Югре 17.05.2017г., о чем свидетельствует отметка на копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с п.1 Приказа Росимущества от 19.12.2016г. № 466 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области реорганизовано в форме присоединения к нему в том числе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ХМАО – Югре, и согласно п.2 указанного Приказа является правопреемником прав и обязанностей, в том числе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ХМАО – Югре.

Согласно п. 4 указанного Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе.

Определением Ханты-Мансийского районного суда от 08.05.2019 года Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округепредоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № 2-615/2014 до 30 декабря 2020 года.

Определением Ханты-Мансийского районного суда от 21 декабря 2020 годаМежрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № 2-615/2014 до 31 декабря 2021 года.

Определением Ханты-Мансийского районного суда от 05мая 2023 года Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № 2-615/2014 до 28апреля 2024 года.

Апелляционным определением Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.08.2023г. определение Ханты-Мансийского районного суда от 05.05.2023г. отменено, в удовлетворении ходатайства Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе о предоставлении отсрочки исполнения решения Ханты-Мансийского районного суда от 17 марта 2014 года по гражданскому делу № 2-615/2014 отказано.

Согласно информации из сайта Седьмого кассационного суда общей юрисдикцииАпелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.08.2023г. оставлено без изменения.

Судебным приставом-исполнителем 17.04.2023г. выставлено истцу требование о предоставлении информации об исполнении решения суда, в ответ на которое письмом административного истца от 28.03.2023г. № 72-06/3997 указано, что решение суда исполнено не в полном объеме, в период с 2014 по 2017 годы обследовано 819 скважин, и с 2018 года финансирование прекращено, на что указано административным истцом в исковом заявлении.

22ноября 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УФССП России по ХМАО - Югре Барановой Э.И.квынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 112 указанного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Административным истцом доказательств исполнения исполнительного документа ни судебному приставу-исполнителю, ни в суд не представлено.

Доводы о том, что МТУ обращалось в соответствующие органы с письмами о предоставлении финансирования с целью исполнения решения суда не свидетельствует о незаконности обжалуемого постановления, так как административному истцу ранее предоставлялась отсрочка исполнения решения суда, при этом до настоящего времени решение суда исполнено не в полном объеме, что свидетельствует о нарушении прав взыскателя в связи с длительностью исполнения решения суда, так как с момента вынесения решения суда и до настоящего времени прошло более 9 лет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным вынесенного в отношении административного истца постановления от 22.11.2023г. о взыскании исполнительского сбора, так как оно вынесено в соответствии с действующим законодательством и нарушение этим постановлением прав и свобод заявителя в данном случае отсутствует.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УФССП России по ХМАО – Югре Барановой Э.И.к., Управлению Федеральной службы судебных приставов по ХМАО – Югре, заинтересованное лицо Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора– отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда составлено 25декабря 2023 года.