Дело №2а-4669/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семцива И.В., при секретаре Черновой Е.Н., с участием адвоката Оганова Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Директору Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты ФИО2, заинтересованному лицу Администрации города Шахты об обязании предоставить возможность в ознакомлении и снятии копий с коллективных заявлений, с учетом соблюдения персональных данных,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Шахтинский городской суд с административным иском к директору Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты ФИО2, заинтересованному лицу Администрации города Шахты об обязании предоставить возможность в ознакомлении и снятии копий с коллективных заявлений, с учетом соблюдения персональных данных. В обоснование иска ФИО1 указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к директору Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты ФИО2 с заявлением об ознакомлении и предоставления возможности снятия копий с коллективного заявления граждан ФИО3, ФИО4, ФИО5 поскольку в них указывалась фамилия административного истца и содержались сведения порочащие истца, о якобы совершении им противоправных деяний, аморальном и недостойном поведении в быту. ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным запросом к ФИО2 обратился адвокат истца - Оганов Д.Н., представивший ордер №, действующий в интересах истца.
Однако, на обращение истца и запрос адвоката, представляющего его интересы ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ.
Из ответов директора ДАГиПР ФИО2 исх. № и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обращения граждан, поступившие в Администрацию г.Шахты не могут быть предоставлены, поэтому не имеется возможности предоставить копию интересующего обращения.
Административный истец полагает отказ в доступе к вышеуказанным документам незаконным, нарушающим его право на свободный доступ к информации, гарантированный ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека, ст.ст. 3, 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
ФИО1, ссылается на нормы Конституции РФ (ст.ст.24,29,55), Постановление Конституционного Суда РФ №3-П от 18.02.2000г., ст.ст. 3, 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", КАС РФ, просит суд: обязать директора Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты ФИО2 предоставить возможность ФИО1 в ознакомлении и снятии копий с коллективных заявлений граждан ФИО3, ФИО4, ФИО5, в которых указывается фамилия заявителя ФИО1 и содержатся о нем какие-либо сведения, с учетом соблюдения персональных данных указанных лиц в из заявлениях - число, месяц и год рождения, место рождения, место регистрации и проживания и т.д. (л.д.5-8).
Административный истец и адвокат Оганов Д.Н., действующий в интересах истца на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) в судебном заседании поддержали административные исковые требования, просили суд удовлетворить их в полном объеме, по основаниям аналогичным указанным в иске и письменных выступлениях в прениях (л.д.111-114).
Административный ответчик - директор Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты ФИО2, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, письменно просила рассмотреть дело в свое отсутствие, отказав истцу в удовлетворении иска по основаниям указанным в письменных возражениях на иск (л.д.13).
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Шахты - ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68) в судебном заседании просила отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме по основаниям аналогичным указанным в письменных возражениях на иск (л.д.27-29).
Выслушав доводы истцовой стороны, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился к директору Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты ФИО2 с заявлением об ознакомлении и предоставления возможности снятия копий с коллективного заявления граждан ФИО3, ФИО4, ФИО5 поскольку полагал, что в них указывалась фамилия административного истца и содержались сведения порочащие истца, о якобы совершении им противоправных деяний, аморальном и недостойном поведении в быту. ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным запросом к ФИО2 обратился адвокат истца - Оганов Д.Н., представивший ордер №, действующий в интересах истца (л.д.9,11).
Однако, на обращение истца и запрос адвоката, представляющего его интересы ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ (л.д.10,12).
Как следует из материалов дела, из ответов директора ДАГиПР ФИО2 исх. № и № от ДД.ММ.ГГГГ, что согласно Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обращения граждан, поступившие в Администрацию г.Шахты не могут быть предоставлены, поэтому не имеется возможности предоставить копию интересующего обращения (л.д.10,12).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 2707.2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Пункт 6 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ указывает, что под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования.
В соответствии с п. 1 ст. 10 указанного закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленный законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 5 Закона об информации установлено, что информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (ч. 1 ст. 7 Закона об информации).
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч. 2 ст. 8 Закона об информации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).
Вместе с тем Конституция РФ, гарантируя право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4), закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23, часть 1) и не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1).
Из этого следует, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации, сопряженные с нарушением прав на неприкосновенность частной жизни, на личную, семейную и иную охраняемую законом тайну.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 настоящего ФЗ при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позиции Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 Гражданского кодекса РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц (ч. ч. 1, 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В то же время, в абз. 2 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснено, что в случае, когда гражданин обращается в государственные органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 152 ГК РФ, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений. Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом (п. п. 1, 2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Законом и допускается, в том числе, для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации функций, полномочий и обязанностей.
В судебном заседании установлено, что коллективное заявление, поступившее в Департамент архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты, было зарегистрировано и рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральными законами "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; "Об информации, информационных технологиях защите информации"; "О персональных данных", "Регламентом работы Администрации города Шахты", Положением О департаменте архитектуры, градостроительства и перспективного развития и т.д. По доводам обращения была проведена проверка, в соответствии с полномочиями ДАГиПР.
В силу п.п.14.9 Регламента работы Администрации города Шахты при рассмотрении обращений не допускается распространение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. В п.п.14.12 работникам администрации, работающие с обращением граждан, несут ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством за сохранность находящихся у них на рассмотрении обращений и документов, связанных с их рассмотрением. Сведения, содержащиеся в обращениях, а также персональные данные заявителя могут использоваться только в служебных целях и в соответствии с полномочиями лица, работающего с обращением (л.д.101-101 оборот).
По смыслу приведенных положений закона и разъяснений Пленума ВС РФ, каждый гражданин имеет право свободно и добровольно обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в целях защиты прав и законных интересов либо прав и законных интересов других лиц. При этом гражданин может указывать в обращении на известные ему факты и события, которые, по его мнению, имеют отношение к существу поставленного в обращении вопроса и могут повлиять на его разрешение. То обстоятельство, что изложенные в обращении сведения могут не найти своего подтверждения, не является основанием для привлечения заявителя к гражданско-правовой ответственности, в том числе предусмотренной статьей 152 ГК РФ, если соответствующее обращение обусловлено его попыткой реализовать свои конституционные права, имеющие выраженную публичную направленность, в целях привлечения внимания к общественно значимой проблеме.
Иное означало бы привлечение лица к гражданско-правовой ответственности за действия, совершенные им в пределах предоставленных ему конституционных прав, а равно при исполнении им своего гражданского долга.
Таким образом, поскольку законом прямо предусмотрен запрет на разглашение сведений, содержащихся в заявлении, а также запрет на раскрытие третьим лицам персональных данных заявителей, Директором Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты ФИО2 было правомерно отказано в предоставлении административному истцу в возможности в ознакомлении и снятии копий с коллективных заявлений, с учетом соблюдения персональных данных.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер (Постановление от 16 июня 2015 года № 15-П; определения от 26 января 2010 года № 158-О-О, от 27 мая 2010 года № 644-О-О, от 22 января 2014 года № 113-О, от 25 сентября 2014 года № 2161-О и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации также подчеркивал, что действующее правовое регулирование в качестве общего правила закрепляет конфиденциальность персональных данных, которая предполагает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, т.е. любой информации, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Федерального закона "О персональных данных") (Определение от 22 декабря 2015 года № 2906-О).
Таким образом, ограничение на раскрытие и распространение информации, относящейся к персональным данным, направлено на обеспечение разумного баланса конституционно-защищаемых ценностей" (Определение от 26 мая 2016 года № 1158-О).
Поскольку ответ директора Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в предоставлении копии интересующего обращения был принят в порядке, предусмотренном Федеральными законами "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; "Об информации, информационных технологиях защите информации"; "О персональных данных", "Регламентом работы Администрации города Шахты", Положением О департаменте архитектуры, градостроительства и перспективного развития, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.
Оценивая полученные судом по настоящему делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59-61 КАС РФ, и, вследствие изложенного, устанавливают обстоятельства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Директору Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития (ДАГиПР) Администрации города Шахты ФИО2, заинтересованному лицу Администрации города Шахты об обязании предоставить возможность в ознакомлении и снятии копий с коллективных заявлений, с учетом соблюдения персональных данных - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 25.07.2016г.
Мотивированное решение изготовлено 25.07.2016г.
Судья: (подпись) И.В.Семцив
Копия верна:
Судья: И.В.Семцив
Секретарь: Е.Н.Чернова