ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4669/2015 от 09.12.2015 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело №...а-4669/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2015 года г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области

В С О С Т А В Е:

Председательствующего Осиповой О.Б.

При секретаре Кошелевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к заместителю прокурора Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области Богомолову А.И. о признании бездействий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к заместителю прокурора Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области Богомолову А.И., просит признать бездействие заместителя прокурора прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области Богомолова А.И., выразившееся в не понуждении Администрации Верх-Тулинского сельсовета к принятию стального водопровода диаметром 32 мм по <адрес> в <адрес> в муниципальную собственность - незаконным.

Признать бездействие заместителя прокурора прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области Богомолова А.И., выразившееся в не принятии мер прокурорского реагирования по факту несоответствия качества питьевой воды в селе Верх-Тула требованиям СанПИН - незаконным. Обязать заместителя прокурора обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении приведения водопроводной воды к качеству, установленному требованиям СанПИН.

Просит привлечь к ответственности Административного ответчика за несвоевременный ответ на мое обращение.

Доводы своего заявления обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Прокуратуру Новосибирского района Новосибирской области с жалобой на качество водопроводной воды в селе Верх-Тула, в частности в принадлежащем ей жилом доме <адрес>, а так же с вопросом о принадлежности 400 метров водопровода, проходящего по <адрес>.

На указанное заявление ей был направлен ответ, датированный 06.10.2015г. №...ш-15, в котором заместитель прокурора указывает, что часть трубопровода, посредством которого осуществляется водоснабжение ее индивидуального жилого <адрес>, принадлежит собственнику жилого <адрес>.

Считает, что прокурор произвел проверку ненадлежащим образом, поскольку никаких документов о принадлежности ни части, ни всего трубопровода по <адрес> никаким собственникам жилых домов не имеется.

Однако имеются неоспоримые доказательства использования ОАО «Тулинское» указанного водопровода, как собственного, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ОАО «Тулинское» о выдаче технических условий для подключения к центральной системе водоснабжения, эксплуатируемой ОАО «Тулинское»;

На ее заявление был дан письменный ответ №... от 06.07.2012г. со схемой подключения к стальному водопроводу диаметром 100мм через стальной водопровод диаметром 32мм. До начала работ ей предписывалось получить письменные согласования с Приобскими электрическими сетями ЗАО «РЭС», ОАО «Ростелеком», ПО «Метан» (ООО «Техногаз») и администрацией Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Никаких иных согласований не предусмотрено.

Кроме того Технические условия содержат требование о предварительной оплате услуг ОАО «Тулинское» за техническое обеспечение врезки в магистральный водопровод (имеется ввиду стальной водопровод диаметром 32мм), а также обязательное присутствие при врезке представителя ОАО «Тулинское».

Никаких иных лиц, якобы «владельцев» магистрального водопровода ни при согласовании, ни при оплате, ни при врезке не предусматривалось.

Денежные средства за техническое обеспечение врезки в магистральный водопровод ею были оплачены в кассу ОАО «Тулинское».

Из чего следует, что ОАО «Тулинское» и Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, не желает принимать на обслуживание указанный трубопровод, однако плату за подключение и за подачу воды - получают.

Считает, что указанные факты как раз свидетельствуют о том, что прокурор обязан принять меры к понуждению Администрации Верх-Тулинскского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области к принятию указанного стального водопровода диаметром 32 мм муниципальную собственность.

Кроме этого, в своем ответе заместитель прокурора указывает, что вопрос о ненадлежащем качестве воды перенаправлен в Роспотребнадзор по НСО. Однако она уже обращалась в Роспотребнадзор по НСО, о чем известно заместителю прокурора, и ей было выдано заключение экспертизы о несоответствии воды требованиям СанПИН. Поскольку водопровод подходит не только к одному ее домовладению, а ко многим домам в селе Верх-Тула, прокурор обязан принять меры прокурорского реагирования, а именно - обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении собственника водопровода привести качество воды в надлежащее состояние. Однако, прокурор не усматривает оснований для принятия им мер прокурорского реагирования, в чем заключается его бездействие.

Также считает, что ответ на ее обращение был дан несвоевременно, так как в прокуратуру она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, а ответ Прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области был ей направлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 17 дней по истечении установленного законом срока. Данные действия недопустимы и нарушают ее права.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась о дате и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика заместителя прокурора Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области Богомолова А.И.ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании представила письменный отзыв по доводам, заявленным административным истцом. Дополнительно пояснила, что согласно инструкции о порядке рассмотрения обращений, а также инструкции о делопроизводстве в органах и учреждениях прокуратуры, обе инструкции утверждены приказами Генерального прокурора, отправкой корреспонденции занимаются сотрудники службы делопроизводства. Таким образом, в полномочия заместителя прокурора района Богомолова А.И. не входит и не может входить обязанность по отправке исходящей корреспонденции.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – постановление Пленума ВС РФ №...) разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам ст.25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Согласно п.28 постановления Пленума ВС РФ №..., суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГФИО1 было подано обращение в прокуратуру Новосибирского района Новосибирской области (далее – прокуратура) на качество водопроводной воды

В обращении заявитель просила обязать администрацию сельсовета принять на баланс водопровод по <адрес> в <адрес>, а также о ненадлежащем качестве воды. Проверка по данному обращению была поручена помощнику прокурора района Хоменко А.В. В ходе рассмотрения данного обращения установлено, что часть трубопровода, посредством которого осуществляется водоснабжения индивидуального <адрес>, принадлежит собственнику <адрес>. В части доводов о ненадлежащем давлении воды в трубопроводе являлся предметом проверки Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области, проведенной по заявлению административного истца в августе 2015 года, по результатам которой данный довод не подтвердился.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, в ходе проведения проверки основания для понуждения администрации Верх-Тулинского сельсовета к принятию водопровода в собственность отсутствует.

В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Аналогичная норма содержится в п.3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№....

В связи с чем в части доводов о ненадлежащем качестве воды обращение ФИО1 было направлено в Роспотребнадзор по НСО.

Исходя из смысла ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление искового заявления является правом прокурора, а не обязанностью.

По результатам проверки заместителем прокурора прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ подписан ответ на имя ФИО1 с информацией о результатах проверки.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№... «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) вмешательство в деятельность прокурора не допустимо.

Статьей 10 Закона о прокуратуре устанавливается, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон №...) настоящим законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ (далее также – гражданин) закрепленное за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В силу ч.1 ст.2 Закона №... граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.

На основании п.5 ч.1 ст.5 Закона №... при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет прав получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст.8 Закона №... устанавливается 3-дневный срок регистрации письменного обращения с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.1 Закона №... государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

На основании п.1.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... (далее – Инструкция), настоящая инструкция разработана в соответствии со ст.10 Закона о прокуратуре, Законом №... и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Пунктом 5.1 Инструкции устанавливается 30-дневный срок для разрешения обращений граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц со дня регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

На обращение ФИО1, зарегистрированное в прокуратуре ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки был дан мотивированный ответ ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, т.е. в установленный законом 30-дневный срок.

Согласно распоряжению о распределении обязанностей в полномочия заместителя прокурора Новосибирского района Новосибирской области Богомолова А.И. отправка корреспонденции не входит.

Требование о привлечении к ответственности заместителя прокурора района являются не конкретизированными, а также административным истцом не указаны нормы, в соответствии с которыми административный ответчик должен быть привлечен к ответственности.

Частью 2 ст.125 КАС РФ установлен перечень, что должно быть с оговоркой, что если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 6 и 7 ч.2 ст.220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

На основании п.5 ч.1 ст.196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если: производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется. В результате рассмотрения обращений заявителя его права и свободы не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, на него незаконно не возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон №...) гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Согласно п.3 ст.5 и ч.1 ст.9 Закона №... гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона; обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№... «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении и введение в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации.

Согласно п. 6.10 Инструкции при поступлении обращения (запроса) за подписью нескольких заявителей ответ о результатах проверки направляется каждому из них или одному из них (как правило, первому по расположению подписи) с предложением довести его содержание до сведения остальных авторов.

В соответствии с п.1.5 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... общее руководство делопроизводством осуществляет один из руководителей прокуратуры. Ответственность за организацию делопроизводства в структурных подразделениях, районных прокуратурах возлагается на их руководителей. Они обеспечивают изучение работниками требований настоящей Инструкции и осуществляют контроль за ее исполнением.

Непосредственное ведение делопроизводства осуществляют специалисты и другие работники служб делопроизводства (в дальнейшем – делопроизводители) – п.1.7 Инструкции.

Прокуроры, научные и педагогические работники, делопроизводители органов и учреждений прокуратуры несут ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции в части, относящейся к кругу их служебных обязанностей (п.1.8 Инструкции).

Вся почта, подлежащая отправке, сдается в отдел прохождения корреспонденции в день подписания, а поступившая в отдел документационного обеспечения во второй половине дня - до 12 часов следующего рабочего дня (п.2.6.3 Инструкции).

Документы, поступившие для отправки, отправляются работниками отдела прохождения корреспонденции после экспедиционной обработки в соответствии с Почтовыми правилами (п.2.6.4 Инструкции).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что на заместителя прокурора прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области Богомолова А.И. не может быть возложена обязанность по направлению в адрес заявителя исходящей корреспонденции, которая отправляется работниками отдела прохождения корреспонденции после экспедиционной обработки в соответствии с Почтовыми правилами.

При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения заявления ФИО1 отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования административного истца ФИО1 к заместителю прокурора Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области Богомолову А.И. о признании незаконными бездействий, выразившихся в не понуждении Администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области к принятию стального водопровода диаметром 32 мм по <адрес>, в <адрес> Новосибирского района Новосибирской области в муниципальную собственность, выразившихся в не принятии мер прокурорского реагирования по факту несоответствия качества питьевой воды в <адрес> Новосибирского района Новосибирской области требованиям СанПИН и обязании обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении приведения водопроводной воды к качеству, установленному требованиям СанПИН и привлечении к ответственности административного ответчика – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий –