ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4669/2016 от 07.10.2016 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

адм. дело №2а-4669/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«07» октября 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Мазиной Н. И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорян ФИО8 к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным и не правомерным решения УФМС России по <адрес> об отказе в участии государственной программы по оказанию содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, признать участником госпрограммы и выдать свидетельство участника госпрограммы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, указав, что является гражданином <адрес>. Как указывает административный истец, ДД.ММ.ГГГГ. он обратился с заявлением для участия в госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, по результатам рассмотрения которого ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. было отказано в приеме его, как потенциального участника Программы в соответствии с п. г ст. 25 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Не согласившись с данным решением, административный истец, уточнив исковые требования, просит суд признать незаконным и не правомерным решение УФМС России по <адрес> об отказе в участии государственной программы по оказанию содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, признать участником госпрограммы и выдать свидетельство участника госпрограммы.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представители административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 и ФИО3 уточненный административный иск поддержали, просили суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по <адрес> по доверенности ФИО4 против удовлетворения уточненного административного иска возражала, просила суд отказать административному истцу в его удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что ГУ МВД России по <адрес> отказ в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в письменной виде не принимался.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.4 ст.4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился с заявлением для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. В УФМС РФ по <адрес> данное заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. согласно штампа.

Решением УФМС России по <адрес>, принятом уполномоченным органом в электронном виде на основании поданного ФИО1 заявления, ФИО1 было отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с п. г ст. 25 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. . При этом решение УФМС России по <адрес> на бумажном носителе административным ответчиком не принималось, имеются лишь сведения в базе Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании и считается фактом, установленным на основании ч. 3 ст. 65 КАС РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012г. №1289 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее по тексту Государственная программа) с целью повышения эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с гл. V Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно гл. VIII Государственной программы субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.

П.25 Государственной программы оговорены случаи, когда свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи): … г) представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения; …

Применительно к рассматриваемому случаю основанием отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы послужило не указание ФИО1 в поданном им заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. сведений о том, что ранее он неоднократно также обращался в уполномоченный орган с заявлением для участия в Государственной программе.

Приказом ФМС России от 14.05.2012г. №166 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, согласно которому соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013г. №196-р.

При подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации, представляет копии документов, удостоверяющих личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление, с предъявлением оригиналов этих документов; о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление, с предъявлением оригиналов этих документов; об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются), а также копии документов, подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации. При этом соотечественник, проживающий в Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации, предъявляет оригиналы документов: подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации; удостоверяющих его личность; о его семейном положении (п.п. 27, 29, 30 Административного регламента).

Проанализировав установленную законодателем форму заявления об участии в Государственной программе, судом не усматривается наличия пункта, в котором заявитель обязан указать тот факт, что он ранее обращался в уполномоченный орган с заявлением об участии в Государственной программе. Таким образом, суд полагает, что при рассмотрении поданного ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 заявления об участии в Государственной программе, административный ответчик необоснованно отказал ему в выдаче свидетельства участника Государственной программы по мотивам наличия ранних обращений ФИО1 в уполномоченный орган с данным заявлением, поскольку Административным регламентом не предусмотрена обязанность соотечественника по указанию таких сведений, в результате чего нельзя считать их не указание сообщением о себе заведомо ложных сведений, при том, что со стороны Департамента труда и занятости населения <адрес> отсутствуют какие-либо возражения об участии ФИО1 в государственной программе согласно решения Департамента труда и занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. . В данной части требования ФИО1 подлежат удовлетворению. В свою очередь требования ФИО1 о выдаче свидетельства участника Государственной программы не могут быть удовлетворены судом, поскольку задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, и в данной части суд признал нарушение прав ФИО1 принятым решением со ссылкой на п. г п. 25 Государственной программы, при этом суд не вправе подменять уполномоченный орган по рассмотрению данного рода заявлений.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение УФМС России по <адрес>, принятого в отношении Григорян ФИО9 в электронном виде об отказе в участии Государственной программы по оказанию содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Обязать УФМС России по <адрес> рассмотреть заявление Григорян ФИО10 об участии в участии Государственной программе по оказанию содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом от ДД.ММ.ГГГГ. в установленном законом порядке с принятием мотивированного решения а месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: