Дело № 2а–466/2017 | |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волхов | 17 марта 2017 года |
Волховский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гусева О.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности 47 БА № ****** от ******,
представителей административного ответчика - Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области: адвоката Соловьева Ю.Г., представившего ордер № ****** от ****** и доверенность № ****** от ****** и ФИО3, действующего на основании доверенности № ****** от ******;
представителя административного истца – Главы Волховского муниципального района ФИО4 - ФИО5, действующего на основании доверенности № ****** от ******,
при секретаре Крутицкой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца - ФИО1 к Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и Главе Волховского муниципального района - Председателю Совета депутатов Волховского муниципального района ФИО4 о признании незаконными решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от ******№ ****** о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 и действий главы Волховского муниципального района-председателя Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО4, выразившихся в неправомерном и необоснованном вынесении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 в повестку дня заседания Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ******, и обязании устранить, проистекающие из принятого Советом депутатов Волховского муниципального района решения от ******№ ******, нарушения его прав и законных интересов, и обратить решение к немедленному исполнению,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, оспаривая решение Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от ******№ ****** о досрочном прекращении его полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и действия главы Волховского муниципального района-председателя Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО4, выразившиеся в неправомерном и необоснованном вынесении ****** вопроса о досрочном прекращении его полномочий депутата в разделе «Разное» повестки дня заседания Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, считая их незаконными и нарушающими его права и законные интересы. Просит устранить, проистекающие из принятого Советом депутатов Волховского муниципального района решения от ******№ ******, нарушения его прав и законных интересов, путем возложения на Совет депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и Главу Волховского муниципального района – ФИО4 обязанности в течение семидневного срока со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда, созвать и провести заседание данного представительного органа, на котором принять решение об отмене решения Совета депутатов Волховского муниципального района решения от ******№ ****** и обратить решение к немедленному исполнению на основании ст. 188 КАС РФ.
В обоснование иска указал, что решение о досрочном прекращении его полномочий по статусу депутата районного совета с формулировкой - за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» со ссылкой на пункт 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являлось незаконным, поскольку в тексте решения не указаны мотивы и фактические основания для его принятия, не указано какие конкретно его действия явились причиной принятия такого решения и нет ссылок на конкретные нормативные предписания законодательства РФ о противодействии коррупции, несоблюдение которых ему поставлено в вину.
Сослался на то, что положения п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающие освобождение от должности в связи с утратой доверия, в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений, не распространялись на него, как на муниципального депутата, осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, поскольку он не являлся служащим и не получал денежное содержание за исполнение обязанностей депутата, а подлежат применению лишь требования ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Отметил, что он, как депутат районного совета депутатов, выполнил требование, предусмотренное ч.4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции», ч.7.1 ст. 40 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента РФ от 18.05.2009 года №558, и других нормативно-правовых актов о предоставлении в срок до ******, в уполномоченную комиссию районного совета депутатов сведений за предыдущий год о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя, свою супругу и несовершеннолетних детей в виде соответствующих справок по форме, установленной Указом Президента РФ от ******№ ******, исполнив общую обязанность, возлагаемую на муниципальных депутатов частью 4 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», в тексте которой нет буквального прямого требования о необходимости предоставления депутатами и выборными должностными лицами местного самоуправления имущественных сведений исключительно достоверными и полными, а возлагается лишь обязанность предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В связи с чем, считает, что мера ответственности, выражающаяся в досрочном прекращении полномочий депутата, может наступить только лишь в случае непредставления указанных сведений, а если предоставленные сведения будут содержать недостатки, ошибки и неточности (неполно предоставленные сведения, недостоверные сведения и содержащие несоответствия), это не влечет для депутатов досрочного прекращения полномочий.
Также полагал, что при принятии решения о досрочном прекращении его полномочий депутата на заседании Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ****** были допущены регламентные (процедурные) нарушения, выразившиеся в том, что вопрос о досрочном прекращении депутатских полномочий не мог быть внесен в раздел «Разное», поскольку он не является ни организационным, ни информационным, ни порученческим, и были нарушены требования абз. 2 п.1 ст. 22 Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района, а кроме того, в нарушение ч.2 ст. 23 Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района от ******№ ******, Председатель Совета депутатов Волховского муниципального района ФИО4 не представил вместе с проектом решения, ни пояснительную записку, ни список муниципальных правовых актов, подлежащих изменению в связи с принятием данного решения, и он (ФИО1), будучи лишенным статуса депутата Совета депутатов Волховского муниципального района, не был исключен из состава двух постоянных депутатских комиссий, а также в нарушение части 1 ст. 25 вышеуказанного Регламента по внесенному ФИО4 проекту решения о досрочном прекращении депутатских полномочий, отсутствовало обязательное в таких случаях заключение правовой экспертизы аппарата Совета депутатов района на предмет соответствия или несоответствия данного проекта законодательству.
Считал, что обжалуемое им решение Совета депутатов подлежит отмене, как не соответствующее законодательству РФ и нарушающее его права и законные интересы на должное непрерывное исполнение своих депутатских полномочий в районном Совете депутатов, делегированных ему поселенческим советом Усадищенского сельского поселения Волховского муниципального района, полагая, что данное решение явилось формой недопустимого вмешательства в его правомерно осуществляемую общественно -значимую депутатскую деятельность в Совете депутатов Волховского муниципального района, а также явилось нарушением его прав, как гражданина РФ, который осуществляет местное самоуправление.
Представитель ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности от ******, в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и отмечая также, что пункт 7.1 в ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на который указано в решении, отсутствует, а имеется часть 7.1.
В обоснование доводов о том, что в связи с осуществлением ФИО1 обязанностей депутата районного совета депутатов на непостоянной основе, на него не распространяются положения п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающие освобождение от должности в связи с утратой доверия, в случае предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а распространяются лишь положения ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», которая в тексте не содержит требования о необходимости предоставления депутатами полных и достоверных сведений, сослался на протест, вынесенный Волховским городским прокурором ****** на оспариваемое ФИО1 решение Совета депутатов Волховского муниципального района от ******№ ******, в связи с указанными им основаниями.
Полагал, что надлежащая проверка достоверности или недостоверности представленных ФИО1 сведений не была проведена, так как Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, такую проверку самостоятельно, без привлечения государственных органов, в частности прокуратуры, проводить не правомочна.
Представитель административного ответчика - Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области – адвокат Соловьев Ю. Г., возражал против заявленных в административном иске требований, полагая, что оспариваемое ФИО1 решение было принято Советом депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области в пределах своей компетенции и полномочий, с соблюдением необходимой процедуры, в соответствии с требованиями законодательства РФ, и основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района ФИО1 послужило предоставление ФИО1 заведомо недостоверных сведений о своих доходах и доходах членов его семьи, то есть неисполнение обязанности, предусмотренной Федеральным Законом «О противодействии коррупции».
В обоснование данной позиции сослался на то, что, в силу ч.7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, обязанность соблюдать определенные ограничения и выполнять определенные обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-ФЗ возложена на всех депутатов, вне зависимости от того на какой основе – постоянной или непостоянной, они исполняют свои обязанности, а для депутатов, исполняющих обязанности на постоянной основе ч.7 ст. 40 ФЗ - №131 предусмотрены дополнительные ограничения. ФИО1 как депутат Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, являлся лицом, замещающим муниципальную должность, и в силу статьи 2 Закона РФ №131-ФЗ обязан предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи. Правовые последствия, наступающие в случае неисполнения обязанностей, предусмотренных в абзаце 1 ч.7.1 ст. 40 Закона №131-ФЗ, предусмотрены в абзаце 2 ч.7.1 указанной статьи, в соответствии с которым полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным Законом «О противодействии коррупции» №273-ФЗ, Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 № 230-ФЗ, Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 07.05.2013 № 79-ФЗ.
Полагал, что правовая позиция ФИО1, заключающаяся в том, что для него, как депутата, исполняющего свои депутатские обязанности на непостоянной основе без получения за их исполнение денежного вознаграждения, действующим законодательством установлена лишь обязанность своевременного предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи, а обязанность предоставления достоверных сведений об этом на него не возлагается, и за предоставление недостоверных сведений для него не наступают правовые последствия, противоречит смыслу законодательства о противодействии коррупции, и в частности статьи 6 Федерального Закона «О противодействии коррупции»№ 273-ФЗ, а также п. 8 и 9 статьи 8 указанного Закона.
Отметил, что протест Волховского городского прокурора от ****** на Решение Совета депутатов № ****** от ******, представленный представителем административного истца, сам по себе не может являться основанием для признания вышеуказанного решения Совета депутатов незаконным, и обратил внимание суда, что доводы протеста и указанная в нем правовая позиция прокурора, вступают в противоречие с правовой позицией Волховского городского прокурора, высказанной в информации, направленной прокурором Главе Волховского муниципального района ****** после проверки обращения Председателя комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательства неимущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области в отношении бывшего главы Волховского муниципального района ФИО6 по аналогичному вопросу, связанному с выявлением неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах и об имуществе, представленных в Комиссию депутатом ФИО6, которая и явилась основанием для принятия Комиссией решения о повторной проверке всех представленных депутатами районного совета сведений о доходах за ****** год.
Выявление образованной при Совете депутатов Волховского муниципального района Комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, в процессе реализации своей функции по проверке достоверности представленных сведений, недостоверности представленных депутатом ФИО1 сведений и явного занижения в представленных сведениях получаемого им и его супругой дохода за 2015 год, а также недостоверное указание в справке на отсутствие дохода у его сына, явилось основанием для обращения Комиссии к ФИО1 о даче объяснений по выявленным несоответствиям, предоставлении документов для подтверждения представленных им сведений, но ФИО1 данные сведения представить отказался, воспользоваться своим правом на внесение исправлений и уточнение ранее представленных им сведений о доходах своих и членов своей семьи, не пожелал, и установленный факт предоставления депутатом ФИО1 недостоверных и неполных сведений о своих доходах и доходах членов его семьи, повлекли правовые основания для принятия решения о прекращении полномочий депутата ФИО1, которое было принято в соответствии с полномочиями Совета депутатов.
Считал, что довод истца о том, что Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области неправомочна проводить проверку достоверности представляемых сведений, а обязана была обратиться для проведения такой проверки с запросом в прокуратуру, является необоснованным, так как обращение в органы прокуратуры является правом, а не обязанностью, а в силу Положения о Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденному Решением Совета депутатов Волховского муниципального района № ****** от ******, данная комиссия в целях реализации возложенных на неё полномочий вправе осуществлять проверку достоверности и полноты сведений о доходах, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности.
Также полагал, что ссылка административного истца на нарушение Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района при вынесении вопроса о прекращении его полномочий в повестку заседания Совета депутатов ******, является необоснованной, ссылаясь на то, что сам депутат ФИО1 согласился с внесением данного вопроса в повестку заседания Совета, проголосовав за предложенную повестку, и своим правом, предусмотренным п. 2 ст. 23 Регламента на внесение предложения по исключению данного вопроса из повестки дня заседания, не воспользовался, а сам по себе факт вынесения данного вопроса в повестку дня заседания права ФИО1 не нарушил и последствий для него не повлек. Прекращение полномочий депутата ФИО1 явилось не последствием внесения вопроса в повестку дня, а последствием принятого Советом по данному вопросу Решения № ****** от ******.
В обоснование высказанной позиции представил свои письменные пояснения по административному иску ФИО1
Представитель административного ответчика - Главы Волховского муниципального района - Председателя Совета депутатов Волховского муниципального района ФИО4 - ФИО5 представил письменный отзыв на административное исковое заявление ФИО1 Главы Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО4, полагавшего, что основания для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 отсутствуют, и также считал, что требования административного искового заявления ФИО1 являются необоснованным, и Решение Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от ****** о досрочном прекращения полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района ФИО1 было принято в соответствии с требованиями законодательства РФ в пределах своей компетенции и с соблюдением необходимой процедуры.
Административный истец - ФИО1 и административный ответчик- Глава Волховского муниципального района - Председатель Совета депутатов Волховского муниципального района ФИО4, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились в суд.
При этом ФИО1, через своего представителя представил с суд заявление о рассмотрении административного дела без его участия, со ссылкой на то, что доверяет ведение дела своему представителю ФИО2
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая изложенное, с учетом представленных материалов дела, суд не находит обязательной явку административного истца - ФИО1 и административного ответчика - Председателя Совета депутатов Волховского муниципального района ФИО4, и с согласия представителей административного истца и административного ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд учитывает следующее:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно представленных материалов, депутат Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 ****** представил в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера Совета депутатов Волховского муниципального района справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ****** по ****** на себя, свою супругу и своего несовершеннолетнего сына.
****** Председателем данной Комиссии, в рамках реализации возложенных на неё полномочий по проверке представленных сведений о доходах, был направлен запрос депутату ФИО1 о предоставлении документов, в связи с проверкой, но ФИО1 путем направления письменного пояснения отказался предоставлять запрашиваемые документы, ссылаясь на то, что Положение о комиссии по контролю и Указ Президента № ****** от ******, не содержит нормативных предписаний, которые бы обязывали его предоставлять запрашиваемые документы, и он считает нецелесообразным представлять в Комиссию запрашиваемые документы.
По результатам заседаний 14 и ****** Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Совета депутатов Волховского муниципального района, на которых рассматривался вопрос о достоверности представленных депутатом ФИО1 сведений о доходах, на которые ФИО1 не явился и документов, подтверждающих достоверность представленных им сведений о доходах не представил, Комиссия пришла к выводу о недостоверности представленных ФИО1 сведений и приняла решение рекомендовать Главе Волховского муниципального района вынести на рассмотрение Совета депутатов Волховского муниципального района вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО1, в связи с представлением им заведомо недостоверных сведений о своих и членов своей семьи доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
На заседании Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, состоявшегося в 15:00 часов ******, на котором присутствовало из 30 избранных депутатов – 23, в том числе и ФИО1, Главой Волховского муниципального района – ФИО4 был внесен в повестку дня заседания, в том числе и вопрос о прекращении полномочий депутаты Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1, и все участвующие в заседании депутаты единогласно утвердили данную повестку.
При рассмотрении на заседании Совета депутатов вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1, в связи с недостоверностью представленных им сведений о своих и членов своей семьи доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, 19 депутатов проголосовали за досрочное прекращение полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 на основании п. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с неисполнением им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции».
Давая оценку принятому решению, суд приходит к выводу, что оно было принято
Советом депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области в пределах своей компетенции и полномочий, с соблюдением необходимой процедуры, в соответствии с требованиями законодательства РФ, а доводы иска о том, что для ФИО1 как депутата Волховского муниципального района Ленинградской области, исполняющего свои депутатские обязанности на непостоянной основе, без получения за их исполнение денежного вознаграждения, законодательством предусмотрена лишь обязанность своевременного предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи, а правовых последствий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», и ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае если представленные сведения являлись недостоверными или неполными, наступить не может, являются основанными на неверном толковании закона и противоречат смыслу законодательства о противодействии коррупции.
Так, в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Согласно ч.4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Пункт 4 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции», предусматривает, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу части 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1.2), а также лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
Согласно части 7 вышеуказанной статьи, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.
Часть 9 вышеуказанной статьи предусматривает, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.
В соответствии со ст. 2 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к лицам замещающим муниципальные должности отнесены, в том числе, и депутаты, а также члены выборного органа местного самоуправления.
На основании ч. 3 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 40 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 вышеуказанного Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.
Из разъяснений, содержащихся в Письме Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД ФС РФ от ****** «О порядке предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности», следует, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутата, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.
Депутаты представительного органа муниципального района, который состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, являются депутатами в двух муниципальный образованиях. Соответственно, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей они должны предоставлять в установленном порядке и в поселение, и в муниципальный район.
Решение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера принимается представительным органом муниципального образования. При этом могут быть использованы два способа осуществления такой проверки - самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, занимаемых определенные должности. Тот же порядок может распространяться и на процедуру контроля за соблюдением запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В силу п. 16 ст. 24 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области депутат должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Согласно п. 12 ст. 24 Устава, полномочия депутата Совета депутатов могут прекращаться в случае досрочного прекращения полномочий Совета депутатов поселения, от которого депутат был избран, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 года №364 «О мерах по совершенствованию деятельности в области противодействия коррупции, Устава Волховского муниципального района, Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от ****** была образована Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, и утверждено Положение о данной комиссии, а решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от ****** утверждено Положение о предоставлении лицом, замещающим муниципальную должность Волховского муниципального района Ленинградской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области.
Согласно п. 1.3 Положения о комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, и абз. 2 части 1 Положения о предоставлении лицом, замещающим муниципальную должность Волховского муниципального района Ленинградской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, лицом, замещающим муниципальную должность Волховского муниципального района является, в том числе и депутат Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области.
В соответствии с п.п. «Г» раздела 2 Положения о комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, к функциям Комиссии в целях реализации возложенных на неё полномочий относится проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности.
В силу п. 4.5 вышеуказанного Положения, заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии, а п. 4.10 предусматривает, что Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывают члены комиссии, принимавшие участие в заседании.
Для реализации решений Комиссии могут быть приняты решения Советом депутатов или изданы распоряжения главой муниципального района, а также даны поручения Советом депутатов и главой муниципального района (п. 4.15).
Согласно п. 5 Положения о предоставлении лицом, замещающим муниципальную должность Волховского муниципального района Ленинградской области, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района № ****** от ******, в случае если лицо, замещающее муниципальную должность, обнаружило в представленных им сведениях, не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения, либо имеются ошибки, оно вправе представить в Комиссию уточненные сведения в порядке, установленным настоящим положением в течение одного месяца после 1 апреля.
В силу пункта 7 вышеуказанного Положения, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицом, замещающим муниципальную должность, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ленинградской области и решениями Совета депутатов, а пункт 12 Положения предусматривает, что в случае непредоставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицо, замещающее муниципальную должность, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 10 Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района от ******№ ****** заключения постоянных депутатских комиссий, принятые в пределах их компетенции и изложенные в докладе председателем постоянной комиссии, подлежат рассмотрению на заседании Совета депутатов.
Право постоянной комиссии запрашивать документы и материалы, необходимые для осуществления их деятельности, регламентировано в ч.4 ст. 20 Регламента.
Давая оценку доводам представителя административного истца о том, что на заседании Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ******, при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении депутатских полномочий депутата ФИО1, были допущены процедурные нарушения, выразившиеся в нарушении требований статей 21-25 Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, суд учитывает следующее:
В силу статьи 23 Регламента в начале каждого заседания обсуждается и утверждается предлагаемый проект повестки дня и порядок работы. Каждый депутат вправе вносить предложения по исключению вопроса из повестки дня заседания Совета депутатов, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, обращаться с запросами, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования.
Сформированная повестка заседания и порядок проведения заседания Совета депутатов утверждаются путем голосования простым большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Все предложения депутатов об изменении повестки дня оглашаются председательствующим в порядке их поступления. Повестка заседания и порядок проведения заседания утверждаются путем голосования простым большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
В соответствии со статьей 27 Регламента Совета депутатов, проекты решений Совета депутатов, не внесенные в порядке, установленным ст. 22 и 24 Регламента, не носящие нормативного характера, могут быть включены в повестку дня на заседании Совета депутатов, если за данное решение проголосовало более половины присутствующих на заседании депутатов.
В порядке исключения Главой муниципального района на заседание могут быть внесены проекты решений, не прошедшие необходимой процедуры внесения, но требующие экстренного рассмотрения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ссылки в иске на нарушения Регламента Совета депутатов при принятии решения в отношении депутата ФИО1 не могут повлечь за собой признание оспариваемого решения недействительным.
ФИО1 при принятии оспариваемого им Решения Совета депутатов Волховского муниципального района № ****** от ****** года присутствовал, голосовал за включение в повестку дня заседания о досрочном прекращении его полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района и не был лишен возможности участвовать в обсуждении при рассмотрении данного вопроса, представить сведения и документы в обоснование необоснованности выдвинутых в отношении него претензий по поводу предоставления им недостоверных сведений о своих доходах и доходах членов его семьи.
Ссылка в оспариваемом административным истцом решении Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от ****** в качестве основания досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района ФИО1 на пункт 7.1 ст. 40 Федерального закона от ****** № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в то время, как вышеуказанная статья Закона № 131-ФЗ, содержит не пункты, а части, и то, что в тексте решения не отражены мотивы принятия такого решения и конкретные действия ФИО1, которые явились причиной принятия такого решения, нет ссылки на конкретные нормативные предписания Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, несоблюдение которых ФИО1 поставлено в вину, не является существенным нарушением и не может повлечь за собой оспариваемое решение недействительным.
Оценивая представленные доказательства, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, с позиции относимости, допустимости, достоверности, взаимосвязи и достаточности доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и Главе Волховского муниципального района - Председателю Совета депутатов Волховского муниципального района ФИО4, о признании незаконными решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от ******№ ****** о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 и действий Главы Волховского муниципального района-председателя Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО4, выразившихся в неправомерном и необоснованном вынесении ****** вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 в разделе «Разное» повестки дня заседания указанного представительного органа для рассмотрения по существу, как нарушающих его права и законные интересы и несоответствующих законодательству Российской Федерации, обязании устранить проистекающие из Решения от ******№ ******, нарушения его прав и законных интересов, путем возложения на Совет депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и Главу Волховского муниципального района – ФИО4 обязанности в течение семидневного срока со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда, созвать и провести заседание данного представительного органа, на котором принять решение об отмене решения Совета депутатов Волховского муниципального района от ******№ ****** и обратить решение к немедленному исполнению, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья__подпись___________
Мотивированное решение по делу составлено 21 марта 2017 года