РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2022 г. г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Пасечниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеенковой Е.В.,
с участием
административного истца ФИО2,
представителя административного соответчика Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в режиме видеоконференцсвязи административное дело № 2А-466/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний о признании решения об отказе в переводе в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства близких родственников, незаконным, возложении обязанности решить вопрос о переводе для дальнейшего отбывания наказания в расположенное на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства близких родственников исправительное учреждение,
установил:
административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту Управление) о признании решения первого заместителя Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 об отказе в переводе его в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства близких родственников, незаконным.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес>.
Поскольку он имеет регистрацию по месту жительств по адресу: <адрес>, то обратился в Управление с заявлением о переводе его в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту его жительства, по результату рассмотрения которого в удовлетворении заявленных им требований отказано.
Ссылаясь на нормы ФЗ № 96-ФЗ от 01.04.2020 г. «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» и ст.73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, считает обжалуемое им решение административного ответчика незаконным, и просит его пересмотреть.
В судебном заседании административный истец ФИО2 поддержал заявленные им административные исковые требования, ссылаясь на то, что имеет родную сестру ФИО1, проживающую в <адрес>, в связи с чем, просит признать решение заместителя начальника УИПСУ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и возложить обязанность на административного ответчика решить вопрос о его, ФИО2, переводе для дальнейшего отбывания наказания в расположенное в <адрес> исправительное учреждение или в исправительное учреждение, находящееся в ближайшем к месту жительства его родственников регионе, чтобы его сестра имела возможность передавать ему посылки и приезжать на свидания. Утверждает, что ввиду тяжелого материального положения сестры, последняя не имеет материальной возможности направлять посылки почтовой связью и приезжать на свидания в <адрес>.
Административный ответчик первый заместитель начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 и представитель Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного разбирательства уведомлены своевременно и надлежащим образом. Первый заместитель начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 предоставил письменное возражение на исковые требования, ссылаясь на то, что сведения о наличии у административного истца родственников, проживающих на территории <адрес> в материалах личного дела осужденного отсутствуют. Посредством телефонограммы ходатайствовал рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает в полном объеме.
В качестве соответчик суд привлек Федеральную службу исполнения наказаний.
Представитель административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний ФИО3 административные исковые требования не признала в полном объеме, ссылаясь на то, что сведения о наличии у административного истца родственников, проживающих на территории <адрес> в материалах личного дела осужденного отсутствуют. При этом не отрицала, что в заявлении о переводе для дальнейшего отбывания наказания в расположенное в <адрес> исправительное учреждение или в исправительное учреждение, находящееся в ближайшем к месту жительства его родственников регионе, ФИО2 указал сведения о наличии у него родной сестры ФИО1 однако, не предоставил доказательства в подтверждение своего родства с ней. Считает, что в обязанности Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний не входит истребование документов о родстве осужденного и лиц, указанных им в качестве родственников. Также указала, что по общему правилу, закрепленному Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ), осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (ч. 1 ст. 73 и ч.1 ст. 81). При этом ч. 2 ст. 73 УИК РФ в системной связи с ч. 1 той же статьи допускают возможность направления осужденных для отбывания наказания за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, лишь в случае отсутствия в данном субъекте Российской Федерации исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях. Считает, что действующее правовое регулирование не предполагает произвольного определения места отбывания осужденным наказания и корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 год), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения и которые имеют рекомендательный характер и подлежат реализации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Ссылаясь на Федеральный закон от 01.04.2020 № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» отмечает, что в статьи 73 и 81 внесены изменения, которые устанавливают возможность по письменному заявлению осужденного, или с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников, направлять либо переводить осужденного в исправительное учреждение, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для его размещения. Отмечает, что согласно пункту 11 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительное учреждение и их перевода из одного учреждения в другое, утвержденного Приказом Минюста России от 26.01.2018 № 17 (далее - Порядок), основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных в указанных выше случаях является заявление осужденных и (или) их родственников. В соответствии с пунктом 13 Порядка перевод осуществляется: в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, по решению территориального органа УИС; в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается ФСИН России на основании решения о реадмиссии или депортации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства; при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения; на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе (далее - заключение о переводе); территориальным органом УИС на основании мотивированного заключения исправительного учреждения, СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ. Отметила, что административный истец ФИО2 до осуждения проживал в <адрес>, в настоящее время отбывает наказание по приговору Новозыбковского суда <адрес> от06.02.2020г. за совершение преступлений, предусмотренных ст. 139 УК РФ, ч.4 ст. 111 УК РФ, ст. 158 УК РФ, ч.3 ст. 69 УК РФ, ст.70 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Утверждает, что ФИО2 был направлен для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима, расположенную на территории <адрес> в соответствии с требованиями ст. 73 УИК Российской Федерации. Отмечает, что довод административного истца о наличии у него родной сестры, проживающей в городе <адрес>, с которой он поддерживает родственные связи, в ходе проверки не нашел своего подтверждения, в связи с чем, считает, что принимая решение об отказе в удовлетворении заявления истца ФСИН России не нарушила права и законные интересы осужденного ФИО2, в части определения места отбывания наказания и отказ в его переводе в иное исправительное учреждение не было произвольными, было основано на действующем законодательстве.
Определением суда на основании п.7 ст.39 КАС РФ привлечен Тульский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Представитель Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства уведомлен своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, позицию по иску не выразил.
Суд, с учетом требований сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика первого заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4, представителя Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний и Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Выслушав позиции сторон, учитывая письменную позицию административного ответчика первого заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО2, до осуждения проживавшему в по адресу: <адрес>, приговором ... суда ... от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступлений, предусмотренных ст. 139, ч.4 ст. 111, ст. 158, ч.З ст. 69, ст.70 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. После вступления приговора суда в законную силу осужденный ФИО2 был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес>, где находится по настоящее время.
В октябре ДД.ММ.ГГГГ года осужденный ФИО2 обратился с просьбой о переводе его для дальнейшего отбывания наказания ближе к месту жительства его сестры в <адрес>, мотивированным целью реализации права на общение с близкой родственницей, ее финансовыми трудностями, не имеющей возможности навещать его в исправительном учреждении <адрес>, находящегося на большом удалении от <адрес>.
Письмом заместителя начальника УИПСУ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу ФИО2 отказано в удовлетворении его заявления на том основании, что в материалах личного дела отсутствует информация о наличии близких родственников, и заявителем не представлены доказательства об их наличии.
Не согласившись с таким решением административного ответчика УИПСУ ФСИН России, административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском о признании его незаконным и о возложении обязанности на административного ответчика решить вопрос о переводе заявителя для дальнейшего отбывания наказания в расположенное в <адрес> исправительное учреждение или в исправительное учреждение, находящееся в ближайшем к месту жительства его родственников регионе.
Суд не может согласиться с данным решением заместителя начальника УИПСУ ФСИН России, поскольку по общему правилу, установленному Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении, либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (часть 1 статьи 73 и часть 2 статьи 81).
Согласно части 2 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения.
Частью 2.1 названной статьи предусмотрено, что по письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 2 статьи 81 упомянутого кодекса).
Аналогичное положение содержится в Порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17 (далее - Порядок).
Так, согласно абзацу третьему пункту 9 Порядка по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Таким образом, приведенное правовое регулирование, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, при которых допускается перевод из одного исправительного учреждения в другое, и корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейских пенитенциарных правил (2006 год), в соответствии с которыми заключенные должны по возможности направляться для отбывания наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения. (Согласно части 4 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей).
На данное обстоятельство также неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в определениях от 28 марта 2017 года N 562-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины ФИО5 на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 73 и частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", N 599-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 73 и частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".
Европейский Суд по правам человека в постановлении от 7 марта 2017 года по делу "ФИО7 и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации" отметил, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной конвенции (пункт 100 названного постановления).
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека и с учетом того, что национальным уголовно-исполнительным законодательством установлен открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение, к таким обстоятельствам следует отнести невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Однако административный ответчик не учел приведенные выше нормы, правовые позиции и не исследовали обстоятельства, связанные с наличием у административного истца родственников и местом их проживания, свидетельствующие об обоснованности заявления о переводе в исправительное учреждение соответствующего вида, находящееся на территории субъекта Российской Федерации, расположенного рядом с <адрес>ю, а равно обстоятельства, связанные с наличием возможности такого перевода и размещения
ФИО2 в указанном исправительном учреждении. Тогда как данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения заявленных административным истцом требований.
При данных обстоятельствах суд считает необходимым и возможным признать решение заместителя начальника УИПСУ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе осужденному ФИО2 о переводе его для дальнейшего отбывания наказания ближе к месту жительства его сестры в <адрес> незаконным и возложить обязанность пересмотреть заявленные требования с учетом доводов заявителя в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования ФИО2 к Управлению исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний о признании решения об отказе в переводе для дальнейшего отбывания наказания в расположенное в <адрес> исправительное учреждение или в исправительное учреждение, находящееся в ближайшем к месту жительства его родственников регионе, незаконным, и возложении обязанности решить вопрос о переводе для дальнейшего отбывания наказания в расположенное в <адрес> исправительное учреждение или в исправительное учреждение, находящееся в ближайшем к месту жительства его родственников регионе, удовлетворить частично.
Признать решение заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний России от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 об отказе в переводе осужденного ФИО2 в исправительное учреждение, расположенное на территории <адрес> или в исправительное учреждение, находящееся в ближайшем к месту жительства его родственников регионе, незаконным.
Возложить на Управление исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы обязанность пересмотреть заявление осужденного ФИО2 о переводе в исправительное учреждение, расположенное на территории <адрес> или в исправительное учреждение, находящееся в ближайшем к месту жительства его родственников регионе в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении настоящего решения сообщить суду и ФИО2 в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий ... Е.В.Пасечникова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...